- Покажите на схеме предложения слова СЛОМАЛИСЬ, САНКИ, У
- Сколько всего слов в этом предложении?
- Добавьте в предложение еще слово. Вам поможет мой вопрос: У какой Оксанки? (У маленькой, у нашей ….)
- Какое предложение получилось? У МАЛЕНЬКОЙ ОКСАНКИ СЛОМАЛИСЬ САНКИ
- Добавьте в предложение слово, поясняющие, какие санки сломались. Скажите получившееся предложение: У МАЛЕНЬКОЙ ОКСАНКИ СЛОМАЛИСЬ НОВЫЕ САНКИ
- Добавьте слово: когда сломались санки. Скажите предложение:
У МАЛЕНЬКОЙ ОКСАНКИ ВЧЕРА СЛОМАЛИСЬ НОВЫЕ САНКИ
- Кто сможет подсчитать, сколько слов в этом предложении? (Семь
слов)
- Прочитайте предложение по схеме.
.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Музыканты»
Я НА СКРИПОЧКЕ ИГРАЮ,
ТИЛИ-ТИЛИ, ТИЛИ-ТИЛИ. (левая рука к плечу, кисть правой руки имитирует
движение смычка)
СКАЧУТ ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ,
ТИЛИ-ТИЛИ, ТИЛИ-ТИЛИ (энергичные движения подушечками пальцев по столу)
А ТЕПЕРЬ НА БАРАБАНЕ,
БУМ-БУМ, БУМ-БУМ,
ТРАМ-ТРАМ, ТРАМ-ТРАМ. (энергичные удары ладонями по крышке стола)
В СТРАХЕ ЗАЙКИ
РАЗБЕЖАЛИСЬ ПО КУСТАМ (движения пальцами по столу, имитирующие
убегающих зайцев)
8. Формирование графических навыков. Прописывание кривых линий с завитками
«КРЕНДЕЛИ»
Занятие 20.
Тема: Звуковой анализ слова. Обозначение звуков фишками.
a совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов и обозначения звуков одноцветными фишками, учить дошкольников составлять предложения по предметным картинкам и изменять предложения
|
1. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках
- Посчитайте, сколько у нас в группе детей, чьи имена начинаются с гласных звуков? Назовите эти имена.
- Встаньте те дети, чьи имена начинаются с согласных звуков. Назовите первый согласный звук в ваших именах.
- Что изображено на картинке (Губы)
- Что обозначают клеточки рядом с картинкой? (Это «домики»
для звуков)
- Сколько нарисовано клеточек-домиков? (Четыре)
- Значит, сколько звуков в слове ГУБЫ? (Четыре звука)
- Прочитайте это слово. (Прочитать нельзя, потому что клеточки
пустые, без фишек)
- Кто скажет слово ГУБЫтак, чтобы мы услышали в нем первый звук? Какой он?
- Какая клеточка предназначена для звука Г? (Первая клеточка слева)
- Чем мы можем обозначить на схеме звук Г? (Фишкой)
Педагог на доске, а дети на индивидуальных карточках обозначают звук Г фишкой. Аналогично определяются и остальные звуки в слове.
- Назовите по порядку все звуки, составляющие слово ГУБЫ?
- Какой звук первый? Второй? Третий? Последний?
- Теперь можно прочитать слово? (Да) Прочитайте. (Следить, чтобы указка двигалась по схеме синхронно произношению звуков в слове).
3. Звуковой анализ слова. Дидактическая игра «Живые звуки»
Карандаш:
- Ребята, я сейчас научу вас играть в очень интересную игру. Ко мне подойдут Таня, Женя, Люда и Саша. Они будут живыми звуками. Таня – это звук Г. Женя – звук У, Люда – звук Б, а Саша будет звуком Ы. Звуки, возьмите свои фишки. Звуки, станьте по-порядку и составьте слово ГУБЫ, а мы с ребятами его прочитаем.
|
Г У Б Ы
- Вы не забыли, что наши звуки живые?Они могут двигаться, перемещаться. Слушайте мою команду: подойди ко мне первый звук слова ГУБЫ, подойти третий звук, четвертый звук, второй звук. Поднимите фишки вверх. Дети, прочитайте слово, которое получилось: ГУБЫ
- Звук Г, поставь свою фишку на схему (ребенок ставит фишку в первую клетку и садится на место).Звук Б, займи свое место на схеме. Звук Ы, поставь свою фишку. Какой звук остался? (Звук У)
- Ж. уберет фишки с большой схемы на доске, а вы вместе с ним уберете фишки с ваших карточек. Слушайте задание: уберите звук Ы, звук Г, звук У, звук Б.
4. Подбор слов с заданным звуком. Дидактическая игра «Чемодан»
- Ребята, вы не знаете, почему этот чемодан лежит у меня на столе? Чей он?
Карандаш:
- Это мой чемодан. Я собираюсь отправиться в путешествие. Я подумал, что вы поможете мне собрать вещи. Я хочу взять только те предметы, в названиях которых есть звук Р.
(Дети называют все картинки, стоящие на наборном полотне, а в чемодан кладут только те предметы, в названиях которых есть звук Р. Это может быть одежда, обувь, бытовая техника и т.д.)
РУБАШКА ШОРТЫКОСТЮМ
КУРТКА СВИТЕР КОФТА ШАПКА ЖИЛЕТ РУЧКА
БЛОКНОТ РУКАВИЦЫи т.д.
5. Развитие фонематического синтеза, составление слова из звуков. Дидактическая игра «Звуки заблудились»
- Жили-были звуки. Однажды отправились они погулять и заблудились. Никак не могут вспомнить, в каком слове они жили. Давайте поможем звукам найти свое слово. Я назову три звука, составьте из них слово. Кто составит слово правильно, тот молодец!
|
С, Ы, Н Р, О, Т Р, А, К Б, Ы, К
Л, У, К К, О, Л К, О, Т
6. Определение первого и последнего звука в слове. Дидактическая игра «Первый и последний»
- Сейчас каждый из вас будет доставать из волшебной коробки картинки, называть, что на них нарисовано, и определять первый и последний звук в слове. У вас на столе есть все необходимое: полоска-слово, символы звуков. Будьте внимательны. Кто ни разу не ошибется, тот станет победителем.
Слова: БАНАН, ВАГОН, ЗАБОР, САЛАТ, КАНАТ и т.д (Условие: слова начинаются с твердого согласного и заканчиваются твердым согласным, наиболее подходящая структура: СГ+ СГС)
В А Г О Н З А Б О Р С А Л А Т
7. Работа с деформированным текстом
- Ребята, я хочу дать вам трудное задание: в предложениях, которые я скажу, все слова перепутаны. Исправьте ошибки, расставьте слова по местам.
ОПУШКЕ, НА, ВЫРОСЛИ, ЛЕСА, БЕРЕЗКИ – НА ОПУШКЕ ЛЕСА ВЫРОСЛИ БЕРЕЗКИ.
ГРИБАМИ, ДЕТИ, ЗА, ЛЮБЯТ, В, ХОДИТЬ, ЛЕС – ДЕТИ ЛЮБЯТ ХОДИТЬ В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ.
СЛЫШНЫ, В, ПТИЦ, ЗВОНКИЕ, ЛЕСУ, ПЕСНИ – В ЛЕСУ СЛЫШНЫЗВОНКИЕ ПЕСНИ ПТИЦ.
8. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Цветы»
НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТЫ
РАСПУСКАЮТ ЛЕПЕСТКИ (локти и предплечья прижаты друг к другу, кисти
сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти
раскрываются в виде чаши)
ВЕТЕРОК ЧУТЬ ДЫШИТ,
ЛЕПЕСТКИ КОЛЫШЕТ (кисти рук в виде чаши делают движения по часовой
стрелке и против часовой стрелки)
НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТКИ
ЗАКРЫВАЮТ ЛЕПЕСТКИ (пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из
чаши делают лодочку)
ТИХО ЗАСЫПАЮТ,
ГОЛОВОЙ КАЧАЮТ (кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и
влево).
9. Формирование графических навыков. Прописывание замкнутой кривой линии или обведение трафарета
Занятие 21.
Тема: Схема слова
a учить дошкольников составлять схемы слова с помощью одноцветных фишек, производить простейший звуковой анализ слова;
1. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Найди десять отличий»
- Чем отличаются два веселых поросенка, которых вы видите на картинке?
2. Сравнительный звуковой анализ слов ДОМ и ДЫМ
ДОМ ДЫМ
- Составим схему слова ДОМ. Произнесите отчетливо это слово (несколько детей)
- Какой звук слышится первым? (Звук Д)
- Обозначьте его самостоятельно фишкой на схеме.
- Назовите и обозначьте второй звук. Какой это звук? (Звук О)
- Обозначьте третий звук и назовите его (З вук М).
- Прочитайте по схеме слово, которое получилось:
- Давайте обозначим гласный звук символом:
- Самостоятельно составьте схему слова ДЫМ. Посмотрите на доску и проверьте, так ли у вас получилось? Прочитайте по схеме слово ДЫМ.
- В слове ДЫМ тоже обозначим символом гласный звук. Какой это гласный? (Звук Ы)
- Давайте сравним наши схемы. Какие звуки в словах одинаковые? (Звуки Д и М)
- Чем различаются слова ДОМ и ДЫМ? (В слове ДОМ гласный О, в слове ДЫМ гласный Ы)
- Запомните: