Т.В. ПЯТНИЦА
ГРАМОТА?
ДА!
Подготовка к обучению грамоте
Детей дошкольного возраста
Часть 2
Минск 2005
Занятие 12
Тема: Гласные и согласные звуки
a формировать у детей представления о гласных и согласных звуках, показать их различия в артикуляции; дифференцировать гласные звуки, учить детей по артикуляции определять гласный звук; формировать представления о словах-антонимах.
1. Дифференциация длинных и коротких слов, обозначение слов полосками.
- Ребята, слушайте задание: назовите предметы, изображенные на картинках, обозначьте полосками длинные и короткие слова.
- «Прочитайте» слова и прошагайте их. Какое из слов оказалось самым длинным?
ЗУБ КРАН ТЕЛЕВИЗОР КАТУШКА ХЛЕБ
КАРАНДАШИ КЛЮЧ СТОЛ ПАРОВОЗ АКУЛА
СНЕГОВИК МЯЧ
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
2. Формирование понятия «гласные звуки»
- Давайте вспомним, какие песенки-звуки пели зверушки из сказки «Теремок»
А О У И ЫЭ
- Произнесите эти звуки протяжно, пропойте их.
- А теперь пропойте звуки Г, К, Х. Почему ничего не получилось? (Эти звуки не поются)
- Когда мы произносим звуки А, О, У, И, Э, Ыговорить нам их легко, рот открыт, нашему голосу ничего не мешает петь.
- Поднесите ладонь к губам и произнесите звуки А, О, У. Что вы почувствовали? (Дует ветерок – воздушная струя)
- Положите ладонь на шею и почувствуйте, как дрожит голосок, когда произносит звуки А, О, У, И, Э, Ы.
- Мы сейчас познакомились со звуками, которые легко можно петь. Это звуки свободные, певучие, голосистые. Они так и называются
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Запомните это название. Давайте скажем вместе: «Гласные звуки»
- Гласных звуков всего 6. Назовите их.
- Чтобы лучше запомнить гласные звуки, мы нарисуем их портреты. И обозначим гласные звуки красным цветом на схемах.









А О У И Э Ы
- Ребята, я буду артикулировать гласные звуки без голоса, а вы по моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хочу сказать.
А И У У О ЫО А Э И У О
3. Формирование понятия «согласные звуки»
- Дети, я хочу рассказать вам сказку. (Показ на фланелеграфе)
ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н ЫЕ З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ», - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»
«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫВСЕГДА ДОЛЖНЫСТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫБУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
«С О Г Л А С Н ЫЕ З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.
Педагог (а затем и дети) поют на мотив песенки из м/ф «Чебурашка» ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ, объединяя звуки П,К,Т с гласными:
ПА ПО ПУ ПЫПИ ПЭ
ТА ТО ТУ ТЫТИ ТЭ
КА КО КУ КЫКИ КЭ
- Теперь вы знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные – голосистые, певучие, произносятся свободно. Согласные звуки – произносятся отрывисто, звучат тише, воздушная струя при их произнесении встречает на своем пути преграду. Согласные звуки легче произносить вместе с гласными.
- Мы можем нарисовать портреты согласных звуков, чтобы лучше их запомнить. [1] Согласные звуки будем обозначать синим цветом.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
М – корова мычит | П – паровоз пыхтит | В – ветер воет | Т – молоток стучит | Д – барабан звучит | Г – гусь гогочет |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Х – греем руки | К – каблучки стучат | С – насос свистит | Н – девочка плачет | Б – колокол звенит | Ф – фонтан шумит |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
З – комар звенит | Ц – тише, спит малыш | Ш – воздух шипит | Ж – пчела жужжит | Л – корабль гудит | Р – мотор самолета гудит |
4. Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса
- Если согласный звук Т станет рядом с гласным звуком У, получится песенка паровоза: ТУ-УУУУУ. Давайте сначала изобразим голосом далекий гудок, он звучит очень тихо, потому что паровоз далеко, потом громче, еще громче, очень громко, потом голос слабеет, как будто паровоз уезжает, удаляется.
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
5. Формирование представлений о словах-антонимах
- Ребята, Карандаш хочет научить вас играть в новую игру. Она называется «Наоборот».
Карандаш:
- Слушайте стихи и вставляйте нужное слово.
НАМ С ТОБОЙ ПРИШЕЛ ЧЕРЕД
СЫГРАТЬ В ИГРУ «НАОБОРОТ».
СКАЖУ Я СЛОВО ВЫСОКО,
А ТЫОТВЕТИШЬ: НИЗКО.
СКАЖУ Я СЛОВО ДАЛЕКО,
А ТЫОТВЕТИШЬ … (БЛИЗКО).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТОЛОК,
А ТЫОТВЕТИШЬ: …(ПОЛ).
СКАЖУ Я СЛОВО ПОТЕРЯЛ.
И СКАЖЕШЬ ТЫ: … (НАШЕЛ).
СКАЖУ ТЕБЕ Я СЛОВО ТРУС,
ОТВЕТИШЬ ТЫ: … (ХРАБРЕЦ).
ТЕПЕРЬ НАЧАЛО Я СКАЖУ, -
НУ, ОТВЕЧАЙ: … (КОНЕЦ).
Педагог:
- Подберите слова с противоположным значением и к моим словам:
ЧЕРНЫЙ - БЕЛЫЙ ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ
ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ НАВЕРХУ – ВНИЗУ
МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ ОПУСКАТЬСЯ – ПОДНИМАТЬСЯ
ОТКРЫВАТЬ – ЗАКРЫВАТЬ НАЧИНАТЬ – ЗАКАНЧИВАТЬ
ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ БЫСТРО – МЕДЛЕННО
НОЧЬ – ДЕНЬ ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ и т.д.
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «По грибы»
ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫБЫЛ? (пальцы сжаты в кулак)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК В ЛЕС ХОДИЛ (отгибается мизинец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ГРИБ НАШЕЛ (отгибается безымянный палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЧИСТИТЬ СТАЛ (отгибается средний палец)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЖАРИТЬ СТАЛ (отгибается указательный)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ВСЕ СЪЕЛ,
ОТТОГО И ПОТОЛСТЕЛ (отгибается большой палец)
МОЖЕШЬ ПАЛЬЦЫСОСЧИТАТЬ:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.(считается каждый палец отдельно)
8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов овальной и полукруглой формы.
«ГРИБЫ»
![]() |
Занятие 13.
Тема: Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные
a учить дошкольников различать гласные и согласные звуки; знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить различать их на слух, показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости-глухости.
1. Закрепление понятий «звук» и «слово»
- Назовите любой звук.
- Назовите слово.
- Назовите два слова.
- Назовите три любых звука.
2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
- Какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки. Покажите их на схеме. Каким цветом они обозначаются?
- Почему гласные звуки так называются?
- Как произносятся согласные звуки? Покажите на схеме согласные звуки. Назовите некоторые из них. Каким цветом они обозначены?
- Сегодня у нас в гостях Карандаш. Он поиграет с вами.
Карандаш:
- Я буду называть гласные и согласные звуки. Когда я буду произносить гласный звук, повторяйте его хором, когда буду произносить согласный – поднимайте вверх синий сигнальный круг.
(После проговаривания 10-15 звуков задание усложняется: Карандаш выполняет обманные движения – поднимает синий сигнал при произнесении гласных звуков)
3. Формирование представлений о звонких и глухих согласных звуках.
- Мы с вами уже знаем, что гласные звуки очень музыкальные, звонкие, они состоят из чистого голоса. Поэтому их так легко петь. А вот согласные звуки произносятся по-разному. Мы сейчас споем две песенки: песенку комара: ЗЗЗЗЗ и песенку воды: ССССС. Начнем со звука З. Положите ладонь на шею и произнесите звук З протяжно, длительно. Что чувствует ваша ладонь? (Горлышко дрожит). Верно, ладонь ощущает вибрацию. Потому что в произнесении звука З участвует голос. А теперь скажите С, тоже длительно и протяжно. Ощущается ли голос, вибрация? (Нет). Значит, голоса нет. Поэтому говорят, что среди согласных звуков есть
ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, в их произнесении участвует голос, и
ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, при их произнесении голос не слышится, а слышен только шум.
- Проведем важный эксперимент. Проверим звук на «шум» и «голос». Пусть это будет звук К. Произнесите этот звук. Услышали голос? Конечно, нет А теперь подключите голос. Сделайте так, чтобы горлышко дрожало. Какой звук получился? (Звук Г) Значит звук К – ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ, А ЗВУК Г – ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ. Многие звонкие звуки имеют глухой парный звук. Его можно очень легко определить, если произнести звонкий звук шепотом. Давайте попробуем: В-Ф, З-С, Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. У четырех глухих звуков нет пар: Х,Ц,Ч,Щ. И пять звонких звуков тоже не парные глухим: М,Н,Л,Р,Й.
- Чтобы лучше запомнить парные звонкие и глухие звуки, мы сейчас поставим на наборное полотно картинки-символы этих звуков.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
4. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
- Поучимся различать звонкие и глухие согласные. Поиграем. Я буду произносить звонкие согласные звуки, а вы парные им глухие звуки. Когда будете произносить звуки, положите ладонь на горло, чтобы почувствовать, не появился ли голос.
Б - … В- … З - … Г - … и т.д.
- Надо дать вам задание посложнее. У меня есть два флажка. На одном нарисован колокольчик. Звонкие звуки произносятся так же звонко, как звенит колокольчик. На другом флажке – колокольчик перечеркнут. Так мы будем обозначать глухие звуки.
|
|
- Запомнили?Если я покажу флажок с колокольчиком, назовите любой звонкий согласный звук, если покажу флажок с перечеркнутым звонком, назовите глухой звук. Кто ошибется, отдает фант.
5. Развитие слухового восприятия. Вычленение в предложении слова, не подходящего по смыслу и замена его другим словом. Развитие интонационной выразительности речи.
- Найдите в предложении слово, которое не подходит по смыслу и замените его другим словом.
ВЫЛЕТЕЛ ИЗ ЛЕСА ЛУК (жук) И ЗАЛЕЗ ПОД ТОЛСТЫЙ СУК.
В ПОЛЕ КРАСНЫЙ ЛАК (мак) РАСТЕТ
УТРОМ КОСТИ (гости) К НАМ ПРИШЛИ, ВСЕМ ПОДАРКИ ПРИНЕСЛИ.
ПИСЕМ МЫНЕ НАПИСАЛИ – ТУЧКУ (ручку) ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ИСКАЛИ.
(Условие: не подходящее по смыслу слово стоит в середине предложения)
- Повторите предложения. Скажите их с интонацией недоверия, чтобы мы поняли, что это нелепицы, такого на свете не бывает.
6. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Флажки»
- Из каких фигур составлены флажки. Нарисуй такие же.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пять телят»
ЭТОТ ТЕЛЕНОК ПЬЕТ МОЛОКО,
ЭТОТ ТЕЛЕНОК УШЕЛ ДАЛЕКО,
ЭТОТ ТЕЛЕНОК ТРАВКУ ЖУЕТ,
ЭТОТ ТЕЛЕНОК КОПЫТЦАМИ БЬЕТ.
ЭТОТ ТЕЛЕНОК МЫЧИТ: «ПОЧЕМУ ВСЕ РАЗОШЛИСЬ?
СКУЧНО МНЕ ОДНОМУ!»
(Кисти сжаты в кулак. Последовательное разгибание каждого пальца от большого до мизинца)
8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов круглой формы различной величины:
«МАТРЕШКИ»
Занятие 14.
Тема: Звуки. Слова состоят из звуков.
a упражнять детей в различении гласных и согласных звуков; учить дифференцировать слова по длительности звучания; закреплять умение интонационно выделять звуки в слове; формировать представления о звуковом составе слова.
1. Определение длительности звучания слова, различение коротких и длинных слов
- На доске вы видите картинки. Будем определять, это длинные или короткие слова. Обозначим их полосками. Вы не забыли, что длинные слова мы обозначаем длинной полоской, а короткие – короткой.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
САМОКАТ ДУБ КУБИКИ ДУШ ПЛАСТИЛИН КАСТРЮЛЯ БЫК ЗОНТ ПОДАРОК
- Прочитайте слова, обозначенные полосками.
2. Формирование представлений о звуковом составе слова
- Послушайте, что однажды случилось со звуками. (Показ на фланелеграфе)
|
|
|
|
ОДНАЖДЫНАЛЕТЕЛА БУРЯ И РАЗРУШИЛА ДОМИК, В КОТОРОМ ЖИЛ ЗВУК У.
ЗАПЛАКАЛ ЗВУК У: «ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? КАК ЖИТЬ?» А ЗВУК А ЕМУ ГОВОРИТ: «НЕ ПЛАЧЬ, ЗВУК У! ПРИХОДИ В МОЙ ДОМИК, БУДЕМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!»
|
АУ ….. АУ. УСЛЫШАЛИ ДРУГИЕ ЗВУКИ И СКАЗАЛИ: ТЕПЕРЬ, КОГДА ВЫСТОИТЕ ВМЕСТЕ, ВЫНЕ ПРОСТО ЗВУКИ, А СЛОВО АУ.
- Ребята, вы знаете такое слово «АУ»? Когда его говорят? (Когда заблудятся в лесу)
- Как интересно: были два звука А и У, которые могли только назвать себя: А, У. Но стоило им подружиться, встать рядом – и получилось СЛОВО АУ.
- Какие звуки составляют слово АУ? (А, У)
- Какой звук первый? Какой звук второй?
- Сколько звуков в слове АУ? (Два звука)
- Ребята, запомните: