В С Е С Л О В А С О С Т О Я Т И З З В У К О В




- Давайте попробуем поставить вместе звуки А и М. Что получится?

 
 


- Назовите звуки, которые мы поставили рядом. (У, М)

- Произнесите их слитно, вместе. Какое слово получилось?

УМ

- Вам знакомо это важное слово? Что оно обозначает?

- Какой звукстоит первым в слове УМ? Какой звук второй?

- Какой звук третий? (В слове УМ только два звука)

- Что вы можете сказать про звук У? (Это гласный звук)

- Какой звук М? (Согласный)

- Прочитаем это слово по схеме: УУУУУ-М.

 

3. Развитие интонационной выразительностью речи. Дидактическая игра «Дикторы»

У каждого ребенка – лист с картинками («дикторский текст»)

- Дети, для того, чтобы расслышать, какие звуки составляют слово, нужно научиться произносить слова очень четко, выразительно, так, как это делают дикторы на телевидении. (Уточнить значение слова ДИКТОР).

Один ребенок «читает текст сообщения», все остальные следят за выразительностью произношения слов. Определяются лучшие дикторы.

 

4. Развитие слухового восприятия.

- Встречайте моего помощника – Карандаша. Он принес вам интересное задание.

Карандаш:

- Ребята, я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях есть ошибки. Постарайтесь их найти и исправить. За каждое исправленное предложение – фишка.

КОЗА ПРИНЕСЛА ДЕВОЧКЕ КОРМ.

ДОРОГА ИДЕТ ПО МАШИНЕ.

ГЕНА РАЗБИЛ СТЕКЛОМ МЯЧ.

ОЛЯ С КАРТИНКОЙ РИСУЮТ ПАПУ

МАША НЕСЕТ СУМКУ В КАПУСТЕ.

МЯЧ ИГРАЕТ С САШЕЙ.

- Кто хочет составить на доске графическую схему последнего предложения? Сколько в нем слов? Есть ли в предложении маленькое слово? Обозначьте это на схеме

 

 

5. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Прятки»

В ПРЯТКИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ

И ГОЛОВКИ УБИРАЛИ.

ВОТ ТАК, ВОТ ТАК

ВСЕ ГОЛОВКИ ПОДНИМАЛИ!

(Энергично сжимать и разжимать кулачки и показывать ладошки)

6. Формирование графических навыков. Проведение коротких и длинных волнистых линий, чередование линий с точками.

«ВОЛНЫ»

Занятие 15.

Тема: Звуки. Звуковая линейка (№1).

a формировать представления о последовательности звуков в слове, учить детей протяжно произносить слова, интонационно выделяя звуки; закреплять представления о гласных и согласных звуках; учить детей работе со звуковой линейкой.

 

1. Закрепление понятий «гласные звуки», «согласные звуки»

- Назовите гласные звуки.

- Вспомните и назовите несколько согласных звуков.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? Если вы забыли, вам подскажут стихи:

ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСНЕ ЗВОНКОЙ.

МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ,

В ТЕМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ

И В КОЛЫБЕЛЬКЕ АЛЕНКУ БАЮКАТЬ,

НО НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.

А СОГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫ

ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,

ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

ССС – ЗМЕИНЫЙ СЛЫШЕН СВИСТ,

IIIШШ – ШУРШИТ ОПАВШИЙ ЛИСТ,

РРР – МОТОРЫТАРАХТЯТ,

ЖЖЖ – ШМЕЛИ В САДУ ЖУЖЖАТ.

Н. Френкель

- Какие согласные звуки упоминаются в этих стихах? (С, Ш, Р, Ж)

2. Знакомство и работа со звуковой линейкой.

Предъявляется сюжетная картинка.

- К какой сказке художник нарисовал эту иллюстрацию? («Машенька и медведь»)

- Напомните мне, пожалуйста, как Машенька в лесу звала подружек, когда заблудилась? (АУ!)

- Произнесите это слово так же протяжно, как Машенька.

 

 

- Ааааааа- уууууууууу…… слышите, как звучат звуки – сначала первый звук: ааааааа, потом второй звук: уууууууу…. по очереди, друг за другом АУ!

- Давайте вместе произнесем это слово.

- Какой звук слышится первым?

- Какой звук следующий?

Педагог показывает звуковую линейку (№ 1).

- С помощью этой звуковой линейки мы сейчас увидим, как звуки в словах идут друг за другом.

Звуковая линейка (№1): вся линейка одного цвета, включая донышки окошек, обведенных рамкой. Конец выдвигаемой части окрашен яркой краской. Когда педагог произносит звук А, он начинает двигать выдвигаемую часть линейки, и в первом окошке появляется окрашенный круг. Произнося звук У, педагог продолжает выдвигать линейку, окрашенный круг перемещается в следующее окошко правее. Когда звук произнесен, круг исчезает.

 

- Посмотрим, как бегут звуки друг за другом в слове ШАР:

ШШШШШАААААААРРРРРРР

 

- Понаблюдайте, как звуки сменяют друг друга в словах ЖУК, СОМ, МАЛЫШ. (После каждого слова – звуковой анализ: какой звук первый, второй, третий, сколько всего звуков, какие из них гласные, какие звуки согласные)

3. Формирование зрительного восприятия, установление оптико-пространственных отношений. Закрепление понятий «первый», «впереди», «последний», «посередине», подготовка к определению позиции звука в слове

Карандаш:

- Ребята, я привел к вам в гости своих друзей. Они тоже будут играть сегодня с нами. Познакомьтесь с ними, пожалуйста:

КЛОУН, ПЕТРУШКА И КУКЛА АЛИСА

 

- Назовите, в какой последовательности стоят веселые человечки.

- Кто первый? Кто последний?

- Каким по счету стоит Петрушка?

Переставляет Петрушку на первое место.

- А теперь?

- Кто стоит посередине? Где раньше стоял клоун? Где клоун теперь?

- Закройте глаза. Человечки поменяются местами, а вы определите, что изменилось.

- Слушайте мою команду. Станьте пожалуйста, так: ТАНЯ между ЖЕНЕЙ и ОЛЕГОМ. Кто первый? Кто последний? Кто посередине? Сколько всего детей стоит перед вами?

 

4. Подбор родственных слов, выделение длинных и коротких слов, составление предложения по предметной картинке, составление схемы предложения.

- Какие слова мы можем назвать словами-родственниками? (Слова, у которых есть одинаковая часть).

- Подберите слова-родственники к слову ХОД. Эти слова спрятались здесь, на наборном полотне. (Если дети называют родственное слово, открывается картинка, стоящая тыльной стороной к детям и изображающая данный предмет).

 

ХОД ВЫХОД, ПЕРЕХОД, ПЕШЕХОД, ВЕЗДЕХОД, ПАРОХОД, ВХОД,

ХОДИКИ, ПОХОД, ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ, СКОРОХОД

- На какой вопрос отвечают все эти слова? (На вопрос ЧТО?)

- Что они обозначают? (Предметы)

- Каким условным знаком мы обозначали слова-предметы?

- Подберите к слову ХОД слова-действия и слова-признаки. Вспомните обозначения для этих слов.

 

ХОД ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ПЕРЕХОДНЫЙ, ПЕШЕХОДНЫЙ, ВХОДИТЬ

и др.

- Я сейчас назову слова, определите, они короткие или длинные: ПЕРЕХОД, ПЕШЕХОД, ПАРОХОД, ВХОД, ХОЖДЕНИЕ, ХОД.

- Найдите среди картинок ту, на которой нарисован ПАРОХОД.

- Составьте предложение о пароходе. Составьте схему предложения.

5. Закрепление понятия «слово», подбор и преобразование слов. Дидактическая игра «Стоп, флажок, остановись!».

- Мы сейчас будем играть со словом, а какое это слово, вы узнаете, если отгадаете загадку.

У НЕГО ЧЕТЫРЕ ЛАПКИ,

ЭТИ ЛАПКИ – ЦАП-ЦАРАПКИ,

ПАРА ЧУТКИХ УШЕЙ,

ОН – ГРОЗА ДЛЯ МЫШЕЙ.

- С каким словом будем играть? (Со словом КОТ)

- Встаньте, дети в круг. Будем передавать друг другу флажок и называть слова, пока я не скажу «Стоп, флажок, остановись!». Нужно внимательно слушать, какие слова называют дети, потому что повторять уже сказанные слова нельзя.

КАКОЙ КОТ? ПУШИСТЫЙ, ОГРОМНЫЙ, МЯГКИЙ, ЛАСКОВЫЙ, ДИКИЙ,

ХИТРЫЙ, РЫЖИЙ, МОЛОДОЙ, УМНЫЙ и т.д.

ЧТО ДЕЛАЕТ КОТ? МЯУКАЕТ, ЕСТ, СПИТ, ДРЕМЛЕТ, ЦАРАПАЕТСЯ,

ОХОТИТСЯ, КРАДЕТСЯ, ПОЛЗЕТ, БЕЖИТ и т.д.

- Превратите короткое слово КОТ в длинное слово (КОТИЩЕ, КОТЕНОЧЕК)

- Составьте предложение со словами КОТ и КОТЕНОК. Составьте схему предложения.

КОТ ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: