По цели – различают фискальные и защитные (оградительные) пошлины.
Фискальная пошлина – это налог, взимаемый с товаров, не производимых в данной стране, но пользующихся особым спросом. Особо высокая фискальная пошлина на чай, кофе, спиртные напитки и косметические товары.
Защитная (оградительная) пошлина – это налог, цель взимания которого – выравнивание цен на иностранные товары до уровня национальных производителей на внутреннем рынке. Таким образом, эта пошлина защищает национальных производителей от иностранной конкуренции. Таможенные пошлины с целью ограничения и закрытия доступа иностранных товаров на внутренний рынок по различным соображениям могут быть связано с религиозными традициями. Так, Иран запрещает ввоз товаров, подпадающих под ограничения религиозного характера и несоответствующих вероисповеданию. Аналогичный характер имеет запрет на импорт свинины и алкогольных напитков в Саудовской Аравии, Йемене, Палестине, Пакистане, Афганистане
Ввоз некоторых товаров запрещается по соображениям морали, охраны здоровья населения, защиты растительного и животного мира, природы. Например, законодательство Японии и Канады запрещает импорт некоторых видов лекарств и медицинских препаратов. Законодательство ЕС — импорт слоновой кости и шкур молодых тюленей. Законодательство Индии, Индонезии, Бразилии, ОАЭ запрещает импорт определенных гербицидов и инсектицидов. В ЕС рассматривался вопрос о введении запрета на импорт 13 видов пушнины добытых капканами и другими негуманными приспособлениями.
Защитная пошлина вне зависимости от решаемых задач может иметь множество видов: покровительственная, компенсационная, антидемпинговая и т.д.
|
По методу расчета таможенные пошлины подразделяются на специфические, адвалорные и смешанные.
Специфические – это твердые процентные ставки за установленную единицу товара (штуки, вес, объем, длина и т.д.)
Адвалорные (от латинского – ad valor – от стоимости), определяются как процент от стоимости (цены) сделки товара, или услуги. Предпочтительны при высокой инфляции в стране.
Смешанные пошлины предполагают использование элементов специфической и адвалорной пошлин.
Важное значение в системе таможенного тарифа имеют правила определения страны происхождения товара. Так как таможенные пошлины диверсифицируются применительно к различным группам стран. Базовыми являются ставки импортных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у страны ввозящей товар, действует режим наибольшего благоприятствования. Например, в соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в 2 раза ниже, чем базовые ставки (у России в начале 2004 года эти ставки были меньше на 25%). Товары из стран, на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования, ввозятся по ставкам выше базовых. Товары из наименее развитых (бедных) стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами). Известным инструментом регулирования, сочетающим в себе экономические, технические и административные меры, являются нетарифные барьеры. С их помощью дозируется поставка иностранных товаров на внутренний рынок и осуществляется контроль.
|
Экономические меры включают:
· Контроль таможенной стоимости;
· Валютный контроль;
· Финансовые меры, связанные с субсидиями, санкциями;
· Защитные меры (с помощью антидемпинговых, компенсационных, специальных пошлин);
· Дополнительные таможенные обложения (акцизы, налоги и др.)
· Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом или скрытом виде, а также количественные ограничения.
Количественные ограничения преследуют ряд целей:
· защиту национальных поставщиков от чрезмерной иностранной конкуренции:
· поддержание стабильных цен на внутреннем рынке;
· экономное расходование иностранной валюты;
· получение эквивалентных торгово-политических уступок от других государств.
Количественные ограничения в Западных странах в 90-е годы в целом использовалось не очень широко. Немногим более 5% импорта регулировалось с их помощью. Однако в регулировании отдельных групп товаров этот инструмент использовался довольно широко. Почти 30% ввоза продовольствия, 13% ввоза топлива и около 10% ввоза текстильных изделий подпадало под этот вид ограничений. Особо широко количественные ограничения используют развивающиеся страны. Традиционными формами количественных ограничений являются квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты и т.п.
Промышленно развитые и развивающиеся страны применяют следующие виды квот: индивидуальные, глобальные, тарифные и сезонные. Они существенно отличаются между собой по значению в торговле, сфере и времени действия, процедуре оформления доступа на рынок импортируемой страны.
|
Индивидуальные квоты используются обычно для распределения общего лимита ввоза какого-либо товара в стране, либо между всеми основными странами-экспортерами на базе объема поставок за прошлый период (для новых поставщиков резервируется часть общей квоты), либо в рамках определенной группы стран (на которых распространяется лимит), либо для ряда стран в обмен на их встречные обязательства по импорту.
Например, в странах-участницах международного соглашения по текстилю (его подписали около 50 стран) ввоз многих товаров этой группы регламентируется индивидуальными квотами. Так, США имеют соответствующие двусторонние соглашения с 31 страной-экспортером текстиля, а ЕС- с 25 странами. Индивидуальные квоты действуют с 1990г. в ЕС и в отношении двух десятков текстильных товаров из бывшего СССР, а теперь из России и стран СНГ.
Глобальные квоты представляют собой общий количественный лимит импорта каких-либо товаров без распределения его по странам (распределяется по мере поступления заявок от поставщиков), что дает возможность национальным импортерам выбирать поставщиков по своему усмотрению, а экспортерам – увеличивать поставки. Такие квоты сравнительно часто устанавливает Германия (на импорт угля из стран за пределами ЕС), Франция (на нефть и нефтепродукты), Австрия (на вино, крахмал, мясные консервы), Финляндия (на растительные масла, нефть и нефтепродукты), США, Канада, а так же Индия, Республика Корея, Мексика.
Тарифные квоты предусматривают ввоз определенного количества товара по льготным ставкам таможенных пошлин, а сверх этого количества –по обычным, более высоким ставкам. Например, Австрия применяет тарифные квоты при ввозе некоторых видов овощей, твердой пшеницы, казеина, а Финляндия при ввозе сыра. Тарифные квоты действуют и в Японии (на овес, солод, сыр, первичный спирт) и в США.
Сезонные квоты применяются обычно при ввозе сельскохозяйственных товаров в период сбора урожая в стране и пика поступления на внутренний рынок собственной продукции, прежде всего скоропортящиеся – фруктов, овощей, цветов.
Таким образом, квотирование ввоза в импортирующей стране создает трудности экспортерам, но этот таможенный барьер обычно не является непреодолимым, если заблаговременно уточнить вид используемой квоты и порядок ее распределения, чтобы найти в системе регулирования требуемую «нишу».
Лицензирование импорта может служить двойной цели: для контроля за импортом (при получении лицензии) и для количественного регулирования торговли, когда с выдачей лицензий предоставляются квоты и в определенный момент (или при определенных обстоятельствах) их выдача прекращается. К лицензированию с той и другой целью, но в разных масштабах и формах прибегают почти все страны. Наиболее распространенными являются разовая (индивидуальная) и генеральная лицензии. Существуют также лицензии, сочетающие элементы этих двух форм, обусловливающие разрешение на импорт разного рода дополнительными условиями, и специфические формы в отдельных странах. Разовая лицензия предполагает выдачу единовременного разрешения конкретному импортеру на строго фиксированное количество товара для ввоза его в определенный период времени. В странах, жестко контролирующих расходование иностранной валюты, такая лицензия служит одновременно разрешением на выделение необходимых для закупки товара валютных средств. Система разовых лицензий получила наибольшее распространение в развивающихся странах. Причем часто такие лицензии выдаются лишь при условии, что покупатель или поставщик возьмет на себя определенные коммерческие обязательства. К последним обычно относят приобретение иностранным поставщиком товаров в стране импортера, вывоз за границу части произведенной продукции предприятием – импортером машин и оборудования, закупку на внутреннем рынке товара, аналогичного импортируемому, и т.п. Характерным для лицензирования в развивающихся странах является большое число запретительных оговорок.
Генеральная лицензия предполагает, что любой импортер в течение длительного времени имеет возможность фактически свободно ввозить перечисленные в публикуемых специальных списках товары без ограничения. Правда, такая лицензия может распространяться как на все страны-поставщики, так и лишь на страны, перечисленные в соответствующем документе. Система генеральных лицензий широко применяется промышленно развитыми странами в отношении преобладающей части импортируемых товаров.
В промышленно развитых странах получило распространение автоматическое лицензирование (необходимо обращение за разрешением, но оно выдается беспрепятственно), используемое преимущественно для контроля за ввозом товаров, чрезмерное поступление которых на внутренний рынок может серьезно осложнить положение местных конкурирующих предприятий. В частности, ЕС посредством автоматического лицензирования строго учитывает ввоз обуви и полупроводников, а также поставку персональных компьютеров и слесарного инструмента из Японии. США таким путем контролирует поставку станков из Германии и Швейцарии, а Канада углеродистой стали и изделий из специальных сталей.
Как уже отмечалось, появилась и новая форма количественного ограничения «добровольное ограничение (самоограничение) экспорта». Оно включает такие действия, как сокращение объемов поступающего в страну экспорта, снижение темпов его ежегодного прироста и повышение цен на экспортируемые товары, что должно повлечь уменьшение сбыта вводимых товаров. Самоограничение устанавливается путем официальных двухсторонних соглашений между странами участниками или конфиденциальной договоренности между объединениями предпринимателей двух стран. Эта форма лишь внешне представляется добровольной. «Добровольное ограничение экспорта» характерно для промышленно развитых стран во взаимной торговле и в торговле с развивающимися государствами. Наиболее часто к такому регулированию прибегают США и ЕС в отношении поставок продукции текстильной, швейной и обувной промышленности, черной металлургии, металлообрабатывающих станков, шарикоподшипников, автомобилей, бытовой электроники, посуды и некоторых других товаров.
«Самоограничение» экспорта редко применялось в отношении российских поставщиков. Известно, например, что США добились в 1987г. согласия от бывшего СССР на ограничение вывоза хлопчатобумажного полотна. Однако это вовсе не означает, что рассматриваемая форма регулирования импорта не имеет практического значения. Дело в том, что поставки продукции обрабатывающей промышленности на Запад пока не велики и не вызывают негативной реакции в импортирующих странах, а следовательно, в будущем такое возможно. Не случайно в договоре о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС была предусмотрена возможность применения этого инструмента регулирования торговли, если поставки товаров из бывшего СССР (в том числе из России) создадут напряженность на рынках стран ЕС.
Практика показывает, что поводом к установлению самоограничения экспорта обычно является резкое увеличение импорта и существенное повышение его доли в общем потреблении товара. Поэтому при медленном расширении экспорта даже в условиях высокого спроса и при более равномерном распределении поставок по странам-покупателям меньше шансов спровоцировать в импортирующей стране компанию по применению такой меры.
Особое место среди административных инструментов регулирования импорта занимают различные технические и другие специальные требования (ограничения): международные, региональные и национальные стандарты, системы сертификации и инспекции качества продукции, требования к ней с точки зрения безопасности и экологии, санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, а также требования к упаковке и маркировке. Не будучи непосредственно направленными на ограничение внешней торговли, они могут носить протекционистский характер и выступать эффективным средством ограничения импорта в интересах национальных производителей аналогичной продукции.
Вместе с тем далеко не всегда жесткие требования в отношении соответствия иностранных товаров национальным техническим и другим специальным требованиям следует рассматривать как инструмент протекционизма. Во многих случаях такие требования продиктованы стремлением к охране здоровья населения.
Одним из путей облегчения доступа на внешние рынки в связи с ростом технических и специальных требований за рубежом и сокращения вызываемых ими расходов может служить изготовление продукции, предназначенной к экспорту, с учетом международных стандартов (прежде всего, разработанных Международной организацией по стандартизации (ИСО) и органами ЕС) или стандартов, применяемых в импортирующей стране. При этом следование таким стандартам во многих случаях является не столько приспособлением к чужим нормам, сколько повышением технического уровня изделия, усиливающим его конкурентоспособность.
Таким образом, инструменты регулирования внешней торговли, применяемые в мире, при всех недостатках являются объективной реальностью. Они формируют условия международной торговли, и российским экспортерам с этим следует считаться. В частности, выходя на новый рынок, желательно, заблаговременно составить представление о видах ограничений и требований, с которыми можно встретиться в той или иной стране при выборе внешнего рынка, строго придерживаться установленных в конкретной стране правил регулирования ввоза и допуска товаров на внутренний рынок, определить свои возможности и воспользоваться помощью импортера для выполнения действующих требований и норм, поскольку он также заинтересован в коммерческой операции.
Недооценка существующих норм регулирования импорта чревата неприятностями. Они могут дать о себе знать не сразу, а по прошествии времени. Например официальные органы США в октябре 1992г. выдвинули обвинения китайской государственной компании «Чайна нэшнл текстайлз импорт энд экспорт Корп» в нарушении режима импортных квот на поставку в США текстиля и одежды. Нарушение обернулось для компании штрафом в размере 4 млн.долл.