Государственная поддержка экспорта




Наряду с регулированием импорта правительства стран проводят политику форсирования экспорта товаров и услуг, повышения уровня их международной конкурентоспособности. Сегодня эти вопросы занимают приоритетное место во внешнеторговой политике стран. Повышенное внимание к экспорту объясняется его значимостью. Экспорт является динамичным фактором поддержки оживленной общеэкономической конъюнктуры и содействия устойчивому социально-экономическому росту страны.

Как показывает зарубежный опыт, стратегическая роль экспорта заключается, прежде всего, в том, что, во-первых, на основе реализации конкурентных преимуществ он раздвигает национальные границы и за счет дополнительных рынков сбыта стимулирует расширенное воспроизводство в стране-экспортере, и, во-вторых, является источником получения дополнительной прибыли и увеличения национального дохода в результате разницы между национальной и интернациональной стоимостями соответствующей продукции. Так, за счет форсирования экспорта в 90-е годы было обеспечено ¼ прироста ВВП США и дополнительно создано 12 млн. новых рабочих мест.[5]

Немаловажное значение экспорт имеет для обеспечения страны иностранной валютой для оплаты импорта, накопления валютных резервов и обслуживания внешнего долга. Как показал опыт России в 90-е годы, в период экономического спада экспорт стал своеобразным амортизатором, поддерживающим определенное равновесие в хозяйственной жизни страны.

Мировая практика свидетельствует, что государственные расходы на поддержку экспортно-ориентированных производств находятся на стабильно высоком уровне. Устойчиво развивается тенденция к повышению и разнообразию методов продвижения экспортной продукции на внешние рынки: от обеспечения благоприятных торгово-политических условий на экспортных рынках и выявления новых ниш, до конкретного механизма вовлечения предприятий в экспортную деятельность (прежде всего, малого и среднего бизнеса, играющего важную роль в экономике зарубежных государств) и оказания им финансовой поддержки.

Основные направления, организационно-экономические меры и инструменты государственного содействия экспортной деятельности в странах определяются национальной экспортной стратегией и принятыми для ее развития соответствующими программами. Экспортная стратегия и программы ее реализации органически связаны с глобальными стратегическими целями политического и социально-экономического развития данного государства.

Основными задачами Государственной экспортной стратегии является, во-первых, содействовать стабильному экономическому росту путем эффективного использования в максимально возможной степени имеющихся или перспективных конкурентных преимуществ в международном разделении труда. Во-вторых, с помощью административных, финансовых, информационно-консультативных и др. средств направлять экспортную деятельность на развитие общенациональных государственных интересов.

Несмотря на разнообразие национальных экспортных стратегий, они сводимы к двум принципиально различным вариантам. Вариант, при котором внешней торговле и развитию экспорта в целом придается приоритетное значение по сравнению с внутренней экономикой. В этом варианте внешняя торговля и экспорт выступают в качестве фактора роста и модернизации внутренней экономики. Экспортная стратегия опирается на высокий уровень государственного вмешательства в экономику с целью мобилизации ресурсов для расширения экспортных возможностей и поддержки бизнеса. Этот вариант применялся в Японии, Германии, Франции и др. государствах в целях возрождения и модернизации экономики после 2-ой мировой войны, а также в восточно-азиатских НИС. Экспортная стратегия последних базировалась на продуманной промышленно-инвестиционной политике, направленной на создание экспортно-ориентированных производств в обрабатывающей промышленности, на постепенное изменение товарной структуры экспорта, на переход от торговли потребительскими товарами длительного пользования к изделиям машиностроения, электроники и др. видов наукоемкой продукции.

Всемерная государственная поддержка экспорта, выявление экспортопотенциальных производств и мобилизация частного бизнеса, целенаправленное использование экспортных доходов и внешнего финансирования для стимулирования развития прогрессивных отраслей при активной политике защитных мер, закупке новейших технологий, привлечения иностранных инвестиций для стратегических целей и т.д., позволили азиатским «драконам» за сравнительно короткий исторический срок существенно укрепить свои позиции в мировом хозяйстве. Хотя в их промышленном экспорте все еще преобладают несложные машинотехнические изделия и компоненты для их производства, по вывозу некоторых видов электроники (компьютеры, мониторы. LCD – экраны и др.) и другой наукоемкой продукции они вышли на передовые рубежи научно-технического прогресса. При этом главными экспортными рынками для них стали США, страны ЕС и Япония.

Экспортоориентированная модель применялась и дала хороший результат в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах. Ее применение Бразилией и Мексикой, после неудавшегося курса на «развитие вовнутрь» позволило этим странам «облагородить» товарную структуру экспорта и добиться ощутимых результатов. Экономисты считают, что экспортоориентированная модель развития является для развивающихся и малых стран единственно возможной[6].

Второй вариант экспортной стратегии существовал с эпохи промышленного капитализма, когда выход за национальные границы являлся закономерным результатом расширенного воспроизводства и недостаточно емкого внутреннего рынка. Экспортная деятельность, хотя и считается важным направлением, но рассматривается государством как производная от состояния экономики.

Во внешнеторговой политике и стратегии ведущих торговых держав экспорту придавалось важное значение, но его развитие рассматриваемая как дополнение к национальной (внутренней) экономике. Главное внимание уделяется подъему экономики в целом, повышению уровня ее международной конкурентоспособности. Поэтому роль Государства состоит в создании благоприятного макроэкономического климата, защите экономической инфраструктуры, устранении преград на экспортных рынках, выявлении новых перспективных рынков сбыта в развивающихся странах, мобилизации и поддержке экспортных усилий малого и среднего бизнеса.

Представляет интерес принятая США в 1993г. программа «Национальная экспортная стратегия». В ней определены основные направления развития экспорта и формы его поддержки и стимулирования, но одним из главных направлений стали защита и поддержка развития отраслей, наиболее перспективных с точки зрения укрепления международной конкурентоспособности американской экономики. Это аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации, производство технологий по защите окружающей среды, энергетика, транспорт и финансовые услуги. Были разработаны соответствующие программы и меры по их финансированию на основе партнерских отношений с частным бизнесом на условиях пропорционального распределения затрат. Так, в 1998г. расходы на НИОКР в США составили около 230млрд. долл., из них доля государственного финансирования превысил 30%. В 1999г. американский экспорт высокотехнологических товаров достиг 181 млрд.долл., что составило около 23% его стоимостного объема[7].

Подавляющая часть прироста экспорта США в 90-е годы была достигнута за счет его наращивания на рынках развивающихся стран и стран с низким и средним уровнем дохода на душу населения (Латинской Америки, Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Центральной Европы). Поэтому одной из главных стратегических задач стало устранение барьеров на пути американских товаров на эти рынки. Были использованы различные меры от активизации экономической дипломатии и заключения соглашений о либерализации взаимной торговли до расширения объемов правительственных займов на техническую помощь по структурной перестройке экономики стран, нацеленных на повышение в них спроса на импорт.

В качестве инструментов поддержки и стимулирования экспорта долгое время выступали: субсидирование экспорта, защита молодых отраслей промышленности, установление стратегических целей для прямых иностранных инвестиций и т.д. Однако в результате Уругвайского раунда и учреждения в 1995г. ВТО они попали в разряд запрещенных.

Государственная поддержка и стимулирование экспорта сегодня осуществляется, во-первых, с помощью поддержки развития и защиты экспортоориентированных отраслей и производств, стимулирования расширения ассортимента экспортной продукции (в первую очередь за счет производства наукоемких технологий и изделий) и повышения уровня ее конкурентоспособности. Она предполагает использование широкого и разнообразного круга организационно-экономических и специальных мер от макроэкономического регулирования, создания экспортно-производственных зон, технопарков, развития экспортной инфраструктуры и т.д. до предоставления целенаправленных налоговых, инвестиционных, таможенных и других льгот. Во-вторых, путем поддержки и продвижения на внешние рынки национальных товаров и услуг. В этом случае государства прилагают большие организационные усилия для создания или расширения спроса за рубежом путем формирования специальной посредническо-сбытовой сети и образования международных ассоциаций с многочисленными филиалами и отделениями специализированных компаний и фирм, используют такие традиционные инструменты финансовой поддержки экспорта, как льготное кредитование и страхование (гарантирование) экспортных кредитов.

Удельный вес застрахованных государством сумм экспортных сделок в общей стоимости экспорта колебался в конце 90-х годов от 40% в Японии и –20% во Франции, до 7-8% Германии, 5-6% Канаде и Италии, 4% Чехии, 2-3% Польше. Уровень страхования составляет 80-100% и определяется конкретной ситуацией на малоизученных и рискованных рынках.

В 2000 финансовом году экспортно-импортный банк США выдал 1.276 страховых полисов по экспортным кредитам на общую сумму в 3,3млрд.долл.; из них свыше 90% было предоставлено малым фирмам. В Германии общий объем государственного страхования в 90-е годы превышал 30 млрд.марок в год. В Великобритании расходы на эти цели составили в 1996г. – 4,1 млрд.ф.стерлингов по 171 полису при экспорте в 46 стран.

С 1988 по 1996г прошлого века объём такой поддержки увеличился с 26 млрд.долл. до 105 млрд. долл. Возрастает значение и растут масштабы таких форм господдержки экспортеров как информационно-консультативные услуги, научное обеспечение продвижения товаров и услуг за рубеж, активизируется экономическая дипломатия. Это объясняется развернувшимся процессом глобализации мирохозяйственных связей, усилением международной конкуренции, частичной переориентацией товарных потоков на быстрорастущие, но малоизученные и рискованные рынки многих развивающихся стран.

Средством господдержки экспорта являются зарубежные выставки и ярмарки, семинары и конференции. Так, американские компании принимают участие ежегодно в 80-100 зарубежных выставках при активной поддержке Посольств США в соответствующих странах.

Серьезное внимание выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом как одному из главных инструментов стимулирования экспорта придается в Германии. Постоянно на зарубежных выставках демонстрируются несколько сотен тысяч всемирно известных марок германских изделий, с организацией информационных мероприятий, симпозиумов, «дней» и «недель» германской техники. Финансовую и организационную поддержку участников выставок-ярмарок осуществляет Министерство экономики и технологий в сотрудничестве с Выставочно-ярмарочным комитетом германской экономики.

По расчетам германских экспертов, поддержка государством выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом обеспечивали дополнительный прирост экспорта в среднем на 3,7 млрд. немецких марок в год, как минимум ежегодно налоговых поступлений в размере 220 млн. немецких марок, из которых примерно 100 млн. шли в федеральный бюджет[8].

Существенную роль в продвижении товаров и услуг на внешние рынки играет государственный аппарат заграничных представительств, который решает конкретные торгово-политические вопросы в сфере взаимного сотрудничества, налаживания непосредственных контактов с местными фирмами, улаживает конфликты, возникающие между экспортерами своей страны и фирмами страны пребывания, решает проблемы информационно-консультационного и рекламного обеспечения своих экспортеров и т.д.

Важное значение в содействии расширению экспорта приобрели визиты глав государств и других государственных деятелей с участием, как правило, представителей экспортного сектора страны. В этом отношении характерно заявление Президента Франции Ж. Ширака: «Когда я отправляюсь за границу, то не испытываю никаких комплексов. Я иду туда, чтобы продавать французские товары»[9].

Таким образом, государственное регулирование внешней торговли по линии стимулирования экспорта приобрело в мире важное значение.

 

Глава 7.

Межгосударственное регулирование международной торговли.

В настоящее время существует три уровня межгосударственного регулирования международной торговли: двусторонний, региональный и

глобальный.

Со времени возникновения международной торговли общество колеблется между необходимостью защиты национального производителя от внешней конкуренции и заинтересованностью в доступе своих товаров, капиталов и услуг на зарубежные рынки, а, следовательно, целесообразностью создания условий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства. В связи с этим с древних времен стала очевидна необходимость международного сотрудничества в целях упорядочения действий отдельных стран в сфере внешней торговли.

Первоначально упор делался на двустороннее регулирование торговли. Соглашения между государствами, касающиеся товарообмена, заключались с древних времен (например, договоры между Римом и Карфагеном). В 1743 году Россия заключила первый торговый договор с Англией – «Трактат о дружбе и взаимной между обеих держав коммерции». Кроме того, в то время часто договорами для сторон устанавливались взаимоприемлемые более низкие ставки таможенных пошлин по всей номенклатуре таможенного тарифа или его части. Такие договоры получили название тарифных договоров. Примером одного из первых таких договоров стала «льняная конвенция» 1842 года между Бельгией и Францией, которая устанавливала договорные пошлины между этими странами в торговле льняными пряжами и тканями. Особым явлением второй половины XIX – первой половины XX веков явились международные договоры о зонах свободной торговли и таможенных союзах, которые в тот период решали, прежде всего, задачу взаимной поддержки участников военно-политических союзов. Предпринимались и некоторые попытки многостороннего регулирования торговых отношений. Так, в 1923 году была подписана Конвенция об упрощении таможенных формальностей, в 1924 году – о международном торговом арбитраже и т. д. Однако эти усилия не были системными и не всегда доводились до конца.

Предпринимались и неоднократные попытки достижения международных договоренностей по упорядочению международных торговых отношений. Так, в 1920 году в Брюсселе была проведена конференция по финансовым вопросам и внешней торговле, в 1922 году в Генуе – по вопросам восстановления экономики Европы и уменьшению протекционизма, в 1927 и 1930 году в Женеве – по проблемам протекционизма и таможенного разоружения, в 1933 году в Лондоне – по вопросам стабилизации национальных валют и устранению ограничений в торгово-политической области. Однако вышеназванные конференции не привели к заключению конкретных соглашений, что объяснялось наличием острых противоречий между государствами.

В настоящее время все более преобладает принцип свободной торговли и все большее значение приобретает согласование интересов различных государств, которое не может быть осуществлено на двусторонней основе, а требует усилий значительного числа государств или даже всех стран мира. В связи с этим важную роль в устранении препятствий для либерализации международной торговли и ее успешного развития играет регулирование внешнеторговых отношений, которое обеспечивается в рамках региональных организаций и на многосторонней основе.

Регламентация внешнеторговой политики на региональном уровне осуществляется, в основном, в рамках различных интеграционных группировок, основными типами которых являются зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, различные формы экономических союзов.

Концепция зоны свободной торговли, при которой участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговых отношениях друг с другом, легла в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Таможенный союз предполагает не только отмену тарифов и квот в торговле между собой, но и установление единого внешнего таможенного тарифа, а также единую внешнеторговую политику по отношению к третьим странам.

Общий рынок в дополнение к условиям таможенного союза предполагает также свободное движение капиталов и рабочей силы. Примером общего рынка служит Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), который объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов.

Экономический союз предполагает наряду с установлением единого таможенного тарифа и отсутствием препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы проведение общей экономической политики, деятельность наднациональных экономических органов. Рассматривая экономические союзы, следует в качестве примера в первую очередь отметить Союз независимых государств (СНГ).

Свое наиболее полное развитие региональная интеграция получила в пределах Европейского союза (ЕС), которому единственному удалось перейти к решению задач по формированию полного экономического, валютного и политического союза с единой экономической политикой, общей валютой, органами наднационального регулирования и согласованием внешней политики государств-членов.

Под воздействием региональных объединений увеличивается объемы международной, прежде всего региональной, торговли, сокращаются транспортные и трансакционные издержки и в некоторых случаях усиливается контроль за международной противоправной деятельностью. Кроме того, в рамках интеграционных объединений либерализация и главным образом унификация и снятие нетарифных ограничений осуществляются быстрее, чем в рамках всей мировой торговой системы. Это можно рассматривать как основу для дальнейшей либерализации, поскольку решения, принятые на уровне группировки, редко подлежат пересмотру в сторону ухудшения.

Региональные проблемы регулирования международной торговли входят также в сферу деятельности и некоторых органов системы ООН, прежде всего региональных экономических комиссий.

В настоящее время функционирует пять региональных экономических комиссий ООН. Это Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая комиссия для латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Среди целей данных комиссий важную роль играет выработка механизмов координации и регулирования экономического сотрудничества на региональном уровне. Так, к числу направлений их работы относятся сотрудничество в выработке внутрирегиональной торговой политики, разработка международных стандартов, правил и соглашений, согласование вопросов сертификации продукции, обсуждение препятствий на пути расширения торговли и способов их устранения и т. д.

Глобализация мировой экономики обусловливает появление и межрегиональных организаций. Примером таких организаций является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), основанная в 1961 г. и состоящая из 30 стран четырех континентов.

Однако основное внимание следует уделить многосторонним торговым организациям, которые играют главную роль в регламентации международной торговли. Организации данного типа можно подразделить на одноцелевые и многоцелевые.

Одноцелевые организации регулируют международную торговлю отдельными сырьевыми товарами. В первую очередь к ним следует отнести Международные товарные соглашения (МТС) и Общий фонд для сырьевых товаров. МТС возникли под эгидой ЮНКТАД и представляют собой многосторонние межправительственные договоры по ряду основных сырьевых товаров. Членами МТС являются как страны-экспортеры определенного вида сырья, так и страны его главные потребители. Главными целями МТС являются: согласование интересов стран-производителей и потребителей сырьевых товаров, смягчение резких колебаний мировых цен на сырье, установление сбалансированного соотношения между спросом и предложением путем введения квот на экспорт, обязательств импортеров по закупкам и создания систем «буферных» запасов товаров. В рамках МТС функционируют международные товарные организации (МТО) и международные исследовательские группы (МИГ). Существуют Международная организация по натуральному каучуку, Международная организация по джуту, Международная организация по тропической древесине и др. По наиболее важным сырьевым товарам (каучуку, меди, свинцу и цинку) созданы Международные исследовательские группы (МИГ), целью которых является изучение мировой конъюнктуры рынка данного товара и подготовка обзоров, анализ проблем, связанных с международной торговлей товаром и организация консультаций по их решению.

Общий фонд для сырьевых товаров - это межправительственное соглашение о системе финансирования стабилизации мировых рынков 19 видов сырьевых товаров[10]. Соглашение было введено в действие в 1989 г., однако его деятельность не оправдала ожиданий в связи со снижением ресурсоемкости производства, развитием ресурсосберегающих технологий, а также со структурными изменениями мировой экономики, приведшими к уменьшению доли сырьеемких отраслей в мировой экономике. В середине 1990-х гг. финансирование в рамках Фонда было заблокировано.

Кроме того, под эгидой продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) действуют 10 межправительственных рабочих групп: по бананам, цитрусовым, рыбе, зерну, жестким волокнам, шкурам и кожам, мясу, маслосемянам и жирам, рису и чаю.

Кроме организаций, членами которых являются как экспортеры, так и импортеры различных видов сырья, большую роль в торговле сырьевыми товарами играют организации производителей и экспортеров определенного сырьевого товара. Целями создания таких организаций являются регулирование добычи и экспорта определенного вида сырья, призванное влиять на поддержание цен на конкретном сырьевом рынке на высоком уровне. В настоящее время в мире действует около 30 таких организаций. Наиболее известной из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в 1961 г. и состоящая из 11 стран трех континентов. Также к организациям данного типа относятся Ассоциация стран-экспортеров железной руды (АПЕФ), Международная ассоциация по бокситам (МАБ), Международный совет стран-экспортеров меди (СИПЕК).

Среди многоцелевых межгосударственных организаций, регулирующих международную торговлю, особое место принадлежит организациям, входящим в структуру Организации Объединенных Наций (ООН).

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), созданный в 1946 г. Совет состоит из 54 государств – членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности – это неизменные члены. Именно в рамках экономического и социального совета разрабатываются международные стратегии развития ООН на десятилетние периоды, а также проводится анализ хода их выполнения. Важным направлением деятельности ЭКОСОС является изучение мирового экономического и социального положения, анализ состояния и развития международной торговли, а также подготовка фундаментальных обзоров и аналитических материалов по этим вопросам. С начала 1990-х гг. ЭКОСОС особое внимание уделяет координации работы по оказанию помощи странам с переходной экономикой. Кроме того, ЭКОСОС координирует деятельность пяти региональных экономических комиссий ООН, шести функциональных комиссий (статистической, социального развития и др.), 11 постоянных комитетов и комиссий, которые работают в периоды между сессиями.

Особое место среди организаций, регламентирующих международную торговлю, занимает Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1964 г. Членами ЮНКТАД являются 192 государства-члена ООН, 104 межгосударственные организации. 163 неправительственные организации участвуют в деятельности Конференции на правах наблюдателей.

Основными задачами Конференции являются: содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности развивающихся стран, разработка рекомендаций по вопросам развития международных экономических отношений, содействие согласованию политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития. Решения ЮНКТАД и ее органов принимаются в форме резолюций, деклараций, согласованных выводов. Они носят рекомендательный характер, однако, оказывают существенное воздействие на международную торговлю путем установления равноправного сотрудничества между государствами.

Высшим органом ЮНКТАД является ее сессия, которая созывается один раз в четыре года для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе. Исполнительным органом, собирающимся дважды в год и руководящим текущей деятельностью, является Совет по торговле и развитию. Основными вспомогательными органами ЮНКТАД являются комитеты: по сырьевым товарам, по промышленным товарам, по морским перевозкам, по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с торговлей, по передаче технологий, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами.

ЮНКТАД относится к международным организациям универсального характера, в деятельности которой участвуют все группы государств, независимо от региона, уровня экономического развития, социально-экономического устройства, политической ориентации. Государства разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому признакам:

- афро-азиатские страны

- развитые страны с рыночной экономикой

- латиноамериканские страны

- восточноевропейские страны.

Государства, принадлежащие к одной группе, как правило, выступают с общих заранее согласованных позиций.

Первая сессия ЮНКТАД была проведена в 1964 г. Впоследствии было проведено еще девять сессий. Результатами их проведения стали многочисленные международные товарные соглашения, межправительственные исследовательские группы, соглашения по задолженностям развивающихся стран, проблемам наименее развитых и не имеющих выхода к морю государств, конвенции в области морского транспорта и др.

Важным направлением деятельности ЮНКТАД является также информационно-аналитическая работа, включающая подготовку обзоров, аналитических записок, экспертных оценок, справочных и других материалов.

С 1986 г. в рамках ООН функционирует также Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является центральным правовым органом системы ООН в области международной торговли. За годы работы Комиссия подготовила ряд международных конвенций, таких как Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров, Конвенция о морской перевозке грузов, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях и др.

Проблемами унификации таможенных правил с целью ускорения мирового товарооборота занимается Всемирная таможенная организация, которая была образована в 1995 г. путем переименования созданного в 1950 г. Совета таможенного сотрудничества (СТС). Членами этой организации являются 139 государств, включая Россию и почти все республики СНГ. В качестве наблюдателей к работе Всемирной таможенной организации по приглашению ее Генерального секретаря могут быть допущены представители международных организаций и государств, не являющихся ее членами. Главной целью Организации является унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Для достижения этой цели необходимо улучшение и гармонизация таможенных систем и таможенного законодательства, модернизация таможенной службы. Всемирной таможенной организацией разработано и принято 18 международных таможенных конвенций, 46 рекомендаций и 11 норм. Среди них такие как Конвенция о карнете АТА (аббревиатура французского и английского словосочетания «временный ввоз») для временного ввоза товаров, Конвенция о временном ввозе, Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, которая представляет собой универсальный классификатор товаров для составления ставок таможенных тарифов и внешнеторговой статистики, облегчающий их международное сопоставление.

Большой вклад в регламентацию международной торговли вносит также неправительственная организация Международная торговая палата (МТП), созданная в 1919 г. МТП является организацией частного предпринимательства и объединяет свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей 110 развитых и развивающихся стран. МТП состоит из пяти основных департаментов, Международного арбитражного суда, Международного бюро торговых палат, Института права и практики в сфере бизнеса, служб МТП по борьбе с экономической преступностью, Всемирного Совета по вопросам окружающей среды и др. Ее целями являются защита системы частного предпринимательства, а также содействие развитию предпринимательства путем содействия свободе международной торговли. В 1993 г. в МТП была принята Торгово-промышленная палата РФ. В настоящее время членами МТП также являются 17 крупных российских компаний.

Несмотря на наличие большого круга различных международных организаций, регламентирующих мировую торговлю, особо важную роль в ее регулировании, в устранении препятствий для ее развития играет Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: