После подрыва международной торговли во времена Великой депрессии, усиленного последствиями Второй мировой войны, стала очевидной целесообразность системного многостороннего регулирования международной торговли. Еще на Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся в 1944 году, было признано необходимым создать организацию, которая занималась бы вопросами международной торговли. Однако этим вопросам тогда не было уделено должного внимания. В 1945 году была создана Организация Объединенных Наций (ООН), что обеспечило предпосылки для создания целого ряда международных организаций. В 1946 году Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) на своем первом заседании принял резолюцию о созыве конференции по разработке устава Международной торговой организации (МТО). В 1947 году в Женеве состоялось первое заседание этой конференции. В его повестку входило три вопроса: подготовка устава МТО, переговоры об общем соглашении о многосторонних сокращениях пошлин, закрепление общих положений об обязательствах в области таможенных мер. С ноября 1947 г. по март 1948 г. в Гаване была проведена Конференция, которая завершила разработку устава МТО. Однако переговоры по созданию этой организации проходили в условиях острых разногласий между государствами. В частности они касались количества голосов, предоставляемых странам-участницам. В противоположность европейскому подходу¸ предусматривавшему принцип «одна страна – один голос», США выступали за взвешенное голосование, когда количество голосов предоставляется пропорционально доле страны в мировой торговле. В результате в 1950 г. Устав не был ратифицирован Конгрессом США. Одновременно уже в ходе работы над Уставом МТО 23 страны (Австралия, Бельгия, Бразилия, Бирма, Канада, Цейлон, Чили, Китай, Куба, Чехословакия, Франция, Индия, Ливан, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Южная Родезия, Сирия, ЮАР, Великобритания и США)[11] начали переговоры о взаимном снижении уровня таможенных тарифов, сильно сдерживавших развитие международной торговли. Результатом переговоров стали 45 тыс. тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли. Эти уступки дополнялись правилами по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязывались соблюдать. Свод этих тарифных уступок и правил мировой торговли получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое согласились применять на временной основе (до завершения ратификации Устава МТО) с 1 января 1948 г. 8 стран. В июле 1948 г. остальные страны также подписали Соглашение. После отказа США ратифицировать Устав МТО ГАТТ осталось постоянно действующим многосторонним механизмом, регулирующим международную торговлю. Однако отсутствие в ГАТТ организационных положений и тот факт, что МТО так и не была создана, привели к тому, что многосторонние решения в рамках ГАТТ принимались только совместно договаривающимися сторонами, а не каким-либо официальным органом.
|
В дальнейшем роль ГАТТ менялась по мере того, как страны стали обращаться к нему как к форуму для решения растущего числа проблем в международной торговле. Постепенно все больше стран присоединялись к Соглашению. За время существования ГАТТ число присоединившихся к нему стран выросло с 23 до 123. Основной текст соглашения оставался неизменным на протяжении всех 47 лет его юридического применения, пока он не был окончательно заменен документами ВТО. Вносимые в течение этого времени изменения, как правило, представляли собой решения о снижении тарифов. Кроме того, были приняты дополнительные соглашения, не являющиеся обязательными для всех членов ГАТТ (соглашения с ограниченным кругом участников).
|
За период с 1947 г. в рамках ГАТТ прошли восемь крупных раундов многосторонних переговоров по торговле и тарифам (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Раунды переговоров в рамках ГАТТ
Годы | Место проведения переговоров | Обсуждаемые вопросы | Количество стран-участниц |
Женева (Швейцария) | Снижение таможенных тарифов | ||
Анесси (Франция) | Снижение таможенных тарифов | ||
Торки (Великобритания) | Снижение таможенных тарифов | ||
Женева (Швейцария) | Снижение таможенных тарифов | ||
1960-1961 | Женева (Раунд Диллона) (Швейцария) | Снижение таможенных тарифов | |
1964-1967 | Женева (Раунд Кеннеди) (Швейцария | Снижение таможенных тарифов, антидемпинговые меры | |
1973-1979 | Токио (Япония) (Токийский раунд) Переговоры проходили в Женеве | Снижение таможенных тарифов, разработка антидемпингового кодекса, рамочные соглашения | |
1986-1994 | Пунто-дель-Эсте (Уругвай) (Уругвайский раунд) Переговоры проходили в Женеве | Снижение таможенных тарифов, разработка Генерального соглашения по торговле услугами, интеллектуальная собственность, текстиль и одежда, сельское хозяйство, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации |
|
Первые раунды ГАТТ были посвящены снижению таможенных тарифов. Кеннеди раунд кроме снижения тарифов завершился антидемпинговым соглашением. В ходе Токийского раунда тарифы снижались по более сложной формуле. Снижение средневзвешенного уровня тарифов сопровождалось их «гармонизацией», т. е. сокращением разрыва между тарифами по разным группам товаров. Кроме того, в систему регулирования международной торговли добавились нетарифные меры и «рамочные» соглашения.
Итоговый пакет договоренностей, достигнутых в результате последнего в рамках ГАТТ Уругвайского раунда переговоров, включает 19 соглашений, 27 решений, 7 взаимопониманий, 3 декларации общим объемом около 500 страниц текста об упорядочении и либерализации торговли.
Основными соглашениями Уругвайского раунда стали Многосторонние соглашения по торговле товарами: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94), Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по текстильным изделиям и одежде, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению Статьи YI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры), Соглашение по применению Статьи YII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по защитным мерам. Кроме того, по итогам Уругвайского раунда многостороннее регулирование было впервые распространено на сферу услуг – было принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Приняты также Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС). Кроме того, по итогам раунда были приняты: договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, механизм обзора торговой политики, а также многосторонние соглашения с ограниченным участием (соглашение по торговле гражданской авиатехникой, соглашение по правительственным закупкам).
Этот пакет новых соглашений стал организационно-правовой основой создания Всемирной торговой организации (ВТО) как главного результата Уругвайского раунда переговоров.
Таким образом, возникнув как временная и промежуточная договоренность, ГАТТ не только просуществовал, непрерывно развиваясь, почти 47 лет, но и привел к качественному и устойчивому преобразованию всей системы мировой торговли.
Оценивая деятельность ГАТТ, следует отметить, что за период его деятельности средний уровень таможенных тарифов снизился с 43 – 48% до 4 – 6%. Объем мировой торговли за период существования Соглашения увеличился более чем в 14 раз. Среднегодовые темпы роста объема международной торговли в период после подписания ГАТТ, т. е. в 50-е и 60–е годы составляли 8%. Можно утверждать, что такой стремительный рост мировой торговли во второй половине XX века был достигнут, прежде всего, за счет последовательного снижения внешнеторговых тарифов в рамках переговорного процесса ГАТТ. Именно неуклонные усилия его участников по либерализации мировой торговли обеспечили постоянное превышение темпов ее роста над темпами мирового производства.
Постоянное присоединение к ГАТТ новых членов (количество его участников выросло за время его действия на 100 стран – с 23 до 123, или в 5,3 раза) показывает, что, несмотря на все трудности и проблемы, многосторонняя система регулирования мировой торговли представляется предпочтительной даже для слабых участников глобальной конкуренции. На протяжении существования ГАТТ и особенно в 80-90-е гг. они были склонны рассматривать образующую его совокупность соглашений как средство повышения эффективности своих экономик, предоставляющее к тому же относительно большие возможности для защиты национальных интересов.
Вместе с тем значительные разногласия свидетельствовали о нарастании трудностей в процессе либерализации мировой торговли. О нарастании разногласий достаточно четко свидетельствует увеличение длительности проведения раундов переговоров: если в первые 4 раунда переговоры укладывались за год, то уже Кеннеди-раунд длился 3 года, а Токийский и Уругвайский раунды длились 6-7 лет.
Острота проблем требовала все более быстрой реакции государств, которые в целом ряде случаев уже не могли тратить время на подготовку громоздких многосторонних соглашений. В результате наметившаяся в ходе Токийского раунда тенденция перехода от всеобъемлющих к сепаратным соглашениям с ограниченным кругом участников дошла до предела: основным инструментом регулирования проблем мировой торговли во все большей степени становились двусторонние соглашения конкурирующих друг сдругом развитых стран о разделе рынков. Многие проблемы невозможно было решить в рамках ГАТТ, бывшего даже не организацией в общепринятом смысле этого слова, а просто пакетом разноуровневых соглашений.
Таким образом, по итогам деятельности ГАТТ можно сделать вывод о том, что его возможности к 1994-1995 гг. были близки к исчерпанию. В 1994 г. министры торговли стран – членов ГАТТ подписали соглашение о создании с 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО). Это Соглашение часто называют также Марракешским по месту его подписания. Генеральное соглашение о тарифах и торговле сохраняло юридическую силу еще до конца 1995 года, что дало его членам, не подписавшим Соглашение об учреждении ВТО, время для выполнения процедур и проведения переговоров, необходимых для вступления в эту организацию.
ВТО отнюдь не отвергает, а лишь дополняет и расширяет ГАТТ (в редакции 1994г.), которое стало сердцевиной Соглашения об учреждении ВТО и своеобразной моделью, на основе которой построены многие соглашения и организационный механизм ВТО. В то же время ВТО весьма существенно отличается от него:
А/. Прежде всего, регулирование международной торговли в рамках ВТО носит значительно более универсальный характер, чем регулирование ГАТТ, включавшего большое количество сепаратных соглашений с ограниченным числом участников, обязательных не для всех государств – участников ГАТТ. ВТО существенно расширила перечень обязательных соглашений, сделав, таким образом, огромный шаг к унификации правил мировой торговли.
Б/. Сфера регулирования международной торговли в рамках ВТО значительно шире, чем у ГАТТ, положения которого применялись исключительно к торговле товарами. ВТО регулирует также торговлю услугами и связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
В/. ВТО получила полный статус международной организации. В отличие от ГАТТ, которое, хотя и косвенно, но было привязано к системе Организации Объединенных Наций, ВТО полностью выведена за рамки ООН;
Г/. Кроме того, Генеральное соглашение о тарифах и торговле было именно «Соглашением», совокупностью норм и правил, в принципе не предусматривавшим никакой постоянной организационной основы. Его функционирование обслуживалось небольшим Секретариатом. ВТО же является организацией в полном смысле этого слова, имеющей постоянный и полноценный аппарат, и обладающей гораздо большими полномочиями в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации.
Высшим органом ВТО стала Министерская конференция, объединяющая представителей государств-членов. Конференция собирается не реже одного раза в два года и может принимать решения по всем вопросам, входящим в компетенцию ВТО. Решения принимаются на основе консенсуса. В случаях, когда консенсус невозможен, Соглашение о ВТО предусматривает голосование. В подобных ситуациях решения принимаются большинством голосов на основе принципа «одна страна – один голос». Первая Министерская Конференция ВТО состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре. На этой конференции были определены важнейшие направления и масштабы деятельности Организации и перспективы регулирования международной торговли в XXI веке. Кроме того, важным моментом было то, что на этой Конференции в частности было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). В дальнейшем состоялись еще четыре Конференции. Очередная, шестая Министерская Конференция стран-членов ВТО состоится в декабре 2005 г. в Гонконге. В промежутках между конференциями аналогичные функции выполняет Генеральный совет, который собирается по мере необходимости 8-10 раз в год для решения текущих и процедурных вопросов. Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. на пост Генерального директора вступил француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС. Генеральный совет непосредственно руководит деятельностью Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, Генеральный совет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзорам торговой политики (рис. 7.1). В составе ВТО действует также целый ряд Комитетов, включая Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, Комитет по бюджету, Комитет по финансовым и административным вопросам и др. В структуру ВТО входит также Секретариат, возглавляемый Генеральным директором и четырьмя заместителями Генерального директора. Секретариат ВТО размещается в Женеве (Швейцария). Бюджет ВТО в настоящее время (на 2005 г.) составляет 169 млн. швейцарских франков (примерно 130 млн. долларов США), при этом доля, вносимая каждой страной-членом организации, рассчитывается на основе ее доли в мировом торговом обороте.
Апелляционный орган
Третейские группы по
Урегулированию споров
Комитеты: Комитеты: Комитеты:
- по торговле и окр. Среде - по доступу к рынкам - по торговле финансовыми
- по торговле и развитию - по сельскому хозяйству услугами
Подкомитет по - по санитарным и- специальным поручениям
наименее развитым странам фитосанитарным мерам
- по региональным - по техническим Рабочие комиссии
торговым соглашениям барьерам в торговле - по внутреннему
- по ограничениям, - по субсидиям и регулированию
связанным с платежным компенсационным мерам - по правилам ВТО
балансом - по антидемпинговым мерам
- по бюджету, финансам и - по определению таможенной
управлению делами стоимости
Рабочие комиссии -по правилам происхождения
- по вступлению в ВТО товаров
- по лицензированию импорта
- по инвестиционным мерам,
|
- по взаимоотношениям - по защитным мерам
между торговлей и
инвестиционной Орган мониторинга по
деятельностью текстилю
- по взаимоотношениям
между торговлей и Рабочая группа
политикой поддержки - по государственным торговым
конкуренции предприятиям
- по обеспечению
прозрачности в сфере Комитет по соглашениям в
государственных закупок области информационных технологий
Рис. 7.1. Организационная структура ВТО [12]
В настоящее время членами ВТО являются 148 государств и таможенных территорий мира. Из стран СНГ членами ВТО уже стали Грузия, Киргизия, Молдова, Армения.
Более 30 государств является наблюдателями при ВТО. Все они (кроме Ватикана) должны начать переговоры о присоединении в течение пяти лет с момента получения статуса наблюдателя. Подавляющее большинство из них уже ведут переговоры о присоединении к ВТО.
Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР и др.
Правила и соглашения ВТО в настоящее время регулируют около 97% мировой торговли.
Главной целью ВТО является всемерная либерализация мировой торговли и создание на основе этого ключевого принципа «интегрированной, более жизнеспособной и устойчивой многосторонней торговой системы»[13]. Также целью ВТО является неуклонное расширение за счет приема новых членов.
Основные функции ВТО определены в Марракешском Соглашении об учреждении ВТО. Это:
- содействие осуществлению, применению и реализации целей соглашений Уругвайского раунда;
- создание форума для переговоров между членами по вопросам, касающимся их многосторонних торговых отношений;
- создание механизма разрешения торговых споров;
- обзор торговой политики стран- членов;
- взаимодействие с другими международными организациями в целях достижения большей согласованности при проведении глобальной экономической политики.
ВТО контролирует выполнение пакета многосторонних торговых соглашений входящих в нее стран и регулирует их торговые отношения на основе ГАТТ в редакции 1994 г., ГАТС, ТРИМС и ТРИПС, а также около 60 других соглашений, подписанных в итоге Уругвайского раунда (табл. 7.2). В рамках ВТО действуют и соглашения с ограниченным кругом участников: соглашение по торговле гражданской авиационной техникой, Соглашение по правительственным закупкам, Соглашение по молочным продуктам и Соглашение по говядине.
Четыре приложения к Марракешскому соглашению определяют материальные права и обязательства членов организации. Приложение 1 состоит из трех частей, которые охватывают торговлю товарами, торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Приложение 2 содержит Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Приложение 3 содержит Механизм обзоров торговой политики. Приложение 4 содержит Многосторонние торговые соглашения.
Таблица 7.2