Товары | Услуги | Интеллектуальная собственность |
Основополагающие принципы | ||
ГАТТ | ГАТС | ТРИПС |
Дополнительные соглашения | Приложения и протоколы | |
- По сельскому хозяйству - По примненению санитарных и фитосанитарных мер - По текстилю и одежде - По техническим барьерам в торговле - По инвестиционным мерам, связанным с торговлей - По применению Статьи VI Гатт 1994 г. (Антидемпинговые меры) - По применению Статьи VII ГАТТ 1994 г. (Таможенная оценка товаров) - По предотгрузочной инспекции - По правилам происхождения - По процедурам импортного лицензирвоания - По субсидиям и компенсационным мерам - Специальные защитные меры. | - Приложение о перемещении физических лиц, предоставляющих услуги по Соглашению - Приложение об услугах воздушных перевозок - Приложение о финансовых услугах - Приложение о переговорах по услугам морских перевозок - Приложение о переговорах по базовым телекоммуникациям | |
Перечни обязательств стран-членов ВТО | ||
- Перечни уступок (РНБ, Преференциаьный режим, Нетарифные меры, Внутренняя поддержка и Экспортные субсидии на сельскохозяйственную продукцию) | - Перечни специальных обязательств (Доступ на рынки и Национальный режим) - Перечень Исключений из статьи II (Исключения из РНБ) |
Источник: Марк Бачетта. Введение в ВТО. // Учебные материалы обучающего курса «Торговая политика и вступление в ВТО в целях экономического развития России и стран СНГ». – М., Всемирный банк, 2005
Несмотря на их разнообразие, все документы ВТО направлены на реализацию нескольких ключевых принципов[14]:
- принцип расширяющегося доступа на рынки, прямо вытекающий из либерализации торговли как главной цели существования ВТО. В той или иной мере на его реализацию направлены все описываемые далее принципы ВТО; одним из непосредственных инструментов его реализации (именуемых в системе соглашений ВТО «обязательствами») служит постепенная замена количественных ограничений доступа на рынки тарифными, которые считаются более мягкими и «проницаемыми». Количественные ограничения на импорт могут вводиться в виде исключения в случае плохого сальдо торгового баланса страны. Для развивающихся стран действуют более гибкие правила.
|
- принцип недискриминации, который исходит из необходимости создания максимально равных условий как для членов ВТО, так и для свободной конкуренции их товаров и услуг, независимо от страны производства.
- принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Предоставление режима наибольшего благоприятствования предполагает распространение на все страны-члены ВТО любых уступок, которые были предоставлены любой третьей стране. Режим наибольшего благоприятствования применяется как к импорту, так и к экспорту (например, при введении экспортной пошлины на поставки товара в какую-либо страну такая же пошлина должна вводиться и в отношении поставок данного товара во все остальные страны). Таким образом, в торговле членов ВТО не разрешается проводить дискриминацию какого-либо государства, т. е. страна обязана обеспечить одинаковые условия торговли для всех стран-членов ВТО. Исключения из режима наибольшего благоприятствования допускаются только при создании таможенных союзов и зон свободной торговли, в рамках приграничной и прибрежной торговли, при установлении невзаимных преференций для развивающихся стран. Также нарушением принципа РНБ можно считать меры в отношении стран, против которых мировое сообщество применяет экономические санкции.
|
- принцип национального режима, направленный на устранение дискриминации между национальными и иностранными товарами, услугами, капиталами, лицами, то есть между внутренним и внешним рынком. Суть этого принципа заключается в том, что по завершении процедуры вхождения импортного товара на национальный рынок, предусмотренной правилами национального внешнеторгового регулирования, по отношению к этому товару на внутреннем рынке должен применяться режим, не менее благоприятный, чем применяющийся по отношению к товарам отечественных производителей. Цель данного принципа заключается в предотвращении использования в качестве протекционистской меры дискриминации иностранных товаров и услуг за счет внутренних налогов, правил продажи и т. д.
- принцип транспарентности (прозрачности). Согласно этому принципу, любые меры государственной политики и нормы хозяйственной деятельности, влияющие на условия внешнеэкономических операций и благодаря этому затрагивающие интересы поставщиков товаров и услуг на данный рынок, должныбыть ясными, однозначными и общедоступными, т. е. обязательно публиковаться до их введения. Помимо собственно внешнеторгового регулирования под действие этого принципа подпадают такие сферы, как сертификация и технические требования, государственные закупки, субсидии для поддержки производства и экспорта, лицензирование, защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, методы таможенной оценки и все таможенные процедуры в целом, вопросы зашиты интеллектуальной собственности, торговые аспекты инвестиционной политики и многие другие.
|
- принцип взаимности. В соответствии с логикой ГАТТ/ВТО, приемлемый результат переговорного процесса – это такой результат, который каждый участник считает для себя выгодным. При этом любое государство – член ВТО, добивающееся уступок от другого члена ВТО, должно быть готово делать тому встречные уступки (в т.ч. лежащие за пределами обсуждаемой сферы).
В настоящее время одной из первоочередных задач в деятельности ВТО является завершение очередного раунда многосторонних торговых переговоров. Решение о начале этого многолетнего раунда было принято в ноябре 2001 г. в г. Доха (Катар) на четвертой Министерской конференции. В соответствии с утвержденной программой «Повестка развития Дохи» предметом переговоров на этом раунде стали пересмотр соглашения о защите интеллектуальной собственности и правил антидемпинговых процедур, обсуждение уменьшения экспортных сельскохозяйственных субсидий с перспективой их полной ликвидации, рассмотрение гарантий равного применения антитрестовского законодательства к иностранцам и местным предпринимателям, решение вопроса о транспарентности в сфере государственных закупок, изучение взаимосвязи между правилами ВТО и многосторонними соглашениями по защите окружающей среды, снижение тарифов на товары и услуги экологического характера, повышение эффективности процедур разрешения споров, изучение взаимосвязи мировой торговли и государственного долга для выработки в рамках ВТО мер, способствующих решению проблемы задолженности, обеспечение снятия всех тарифных ограничений и квот на ввоз товаров из наименее развитых стран.
Катарская Министерская конференция приняла решение о том, что многосторонние торговые переговоры в рамках Доха раунда должны завершиться не позднее 1 января 2005 г. Но уже на пятой Министерской конференции в Канкуне (Мексика) стало ясно, что график реализации Рабочей программы, принятой в ноябре 2001 г. в Дохе, не выполняется. Из-за наличия глубоких разногласий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и т. н. «сингапурским вопросам» (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли) конференция закончилась практически безрезультатно. Однако в Женеве в июле 2004 г. между членами ВТО было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, что позволит вернуть выполнение «Повестки развития Дохи» на прежние рельсы. Важно учитывать тот факт, что по расчетам Всемирного банка[15] максимальная реализация принципов «Повестки развития Дохи» (отмена экспортных субсидий, существенное сокращение внутренних субсидий и тарифов) обеспечит к 2015 г. приблизительно 33% (94,7 млрд. долл.) роста мировой экономики при полной либерализации, причем либерализация сельского хозяйства даст более 70% прироста.
Торговая политика России и вступление в ВТО [16]
Первые попытки сближения Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и тогда еще СССР были предприняты в 1982 г. Но в тот период они были малопродуктивными в силу политического сопротивления развитых стран и существовавшей в СССР экономической системы. Только в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ, а в 1992 г. этот статус перешел к России. В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Соглашению и в соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России начался в 1995 г. На современном этапе в состав РГ по присоединению России к ВТО входят 58 стран-членов (ЕС-25 как один). Председателем Рабочей группы с декабря 2003 г. является Постпред Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон. При этом в переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров должны быть подписаны соответствующие двусторонние Протоколы об их завершении.
В целом переговоры ведутся по четырем направлениям:
- Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. К настоящему времени Россия завершила двусторонние переговоры с 35 странами, на которые приходится более 87% российского товарооборота. Еще с 5 странами неурегулированными остались один-два вопроса. Среди проблемных сфер, где позиции сторон по-прежнему расходятся, - ряд сельхозтоваров, авиационная техника, автомобили, мебель и др.
Следует отметить, что наиболее значимым событием переговорного процесса стало подписание протокола с ЕС в мае 2004 г. ЕС – не только основной торговый партнер России, но и один из ведущих игроков ВТО. Позиция европейцев существенно влияет на ход двусторонних переговоров с другими странами.
Другим серьезным достижением стало завершение двусторонних переговоров с Китаем, которые крайне интенсивно велись на протяжении трех лет. Протокол был подписан 14 октября 2004 г. в рамках визита Президента Российской Федерации В. В. Путина в Пекин.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Данные переговоры носят крайне сложный характер, так как позиции сторон значительно расходятся. Кроме тарифного аспекта, данные переговоры включают обсуждение допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора (АПП – Агрегированный показатель поддержки) в рамках «желтой» корзины (субсидии, которые оказывают искажающее воздействие на производство и торговлю) и уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по АПП. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве. При этом Россия отстаивает необходимость сохранения уровня государственной поддержки сельского хозяйства в 9,5 млрд. долл. при утверждении в качестве репрезентативного периода 1993-1995 гг.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры по услугам завершены с 16 странами. Примерно с 6 странами переговоры находятся на завершающей стадии. Основными членами Рабочей группы, с которыми переговоры идут наиболее трудно и еще продолжаются, являются США, Канада, Япония, Швейцария, Норвегия, Австралия, Индия. Наиболее остро идут переговоры по «чувствительным» секторам (финансовые, «энергетические» и телекоммуникационные), доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих членов ВТО. Кроме того, некоторые страны заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок физических лиц-поставщиков услуг (Индия, Канада, Швейцария).
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три части:
а. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные озабоченности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений ВТО с момента присоединения.
Б. Применение Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере ВЭД, в принципе разрешенных ВТО, что может быть обусловлено определенными обязательствами, которые фиксируются в Докладе РГ («переговорные» требования).
В. Запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Также ряд членов РГ пытаются решать проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО, в рамках обсуждения системных вопросов.
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 гг. российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, когда предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Если переговоры будут продолжаться в таком же интенсивном темпе, как они идут сейчас, Россия сможет стать членом ВТО в 2006 г. Однако, Россия не намеревается присоединяться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике России и перспективах ее развития и должны будут обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды. Таким образом, успех переговоров будет зависеть не только от усилий российской стороны, но и от политической воли наших партнеров и их готовности к компромиссам.
Сейчас уже не вызывает сомнений, что для России, также как и для многих других стран, вступление в ВТО является одним из важнейших вопросов современной торговой политики, от которого зависит будущее положение России на международной арене. Тот факт, что ни одна из 148 стран-членов ВТО, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ВТО, а страны, не являющиеся членами этой организации стремятся в нее вступить, говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации их национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.
Конкретными целями присоединения к ВТО для России можно считать следующие:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг, в частности, изделий обрабатывающей промышленности, на иностранные рынки, что должно способствовать совершенствованию структуры российского экспорта и структуры российской экономики в целом;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Из заявленных целей следуют и возможные преимущества от вступления в ВТО.
Во-первых, получение Россией статуса члена ВТО должно явиться серьезным шагом в направлении упрочения рыночной экономики, развития конкурентной среды и совершенствования законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике. Правовой фундамент ВТО регламентирует основополагающие принципы торговли (наибольшего благоприятствования, национального режима, гласности ее регулирования и др.), которые направлены на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных предсказуемых условий деятельности. Тем самым присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеэкономического и общехозяйственного законодательства.
Одновременно в рамках правил ВТО Россия получает для себя права (механизм реализации) на защиту от несправедливой конкуренции, от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Россия получит возможность реализовывать это право посредством использования специального механизма ВТО – Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров – достаточно эффективного, как показала практика его применения. Другими словами – это получение доступа к международному механизму разрешения торговых споров. В результате отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран через процедуру разрешения споров ВТО. По подсчетам специалистов в настоящее время Россия ежегодно из-за разного рода ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл. В отношении российского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в основном, в области химической, металлургической и текстильной промышленности. Есть даже такие положения как ограничения на экспорт охотничьих ружей в США[17].
Другой не менее важный момент – участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов. Став членом ВТО, одной из крупнейших и наиболее влиятельных международных экономических организаций, Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей, руководствуясь национальными интересами, тем более, что эти правила охватывают все новые сферы международных экономических отношений, включая взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю. В противном случае, страна будет вынуждена постоянно вести переговоры в части приведения своего законодательства к нормам ВТО, не имея при этом возможности влиять на принимаемые решения.
Безусловно, важным преимуществом от вступления в ВТО может стать активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности. Вступление в ВТО неизбежно усилит возможности развития конкурентной среды в ныне крайне монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня. Формирование цивилизованной конкурентной среды также ослабит подверженность экономической политики государства отраслевому лоббизму, будет способствовать выстраиванию открытых и прозрачных правил взаимодействия государства и отечественного бизнеса.
Правда, конкуренция на рынке – обоюдоострое оружие, которое может иметь ряд негативных последствий для российских производителей. «Дозирование» же степени конкуренции в переходный период присоединения к ВТО – это уже важный вопрос осмысленной внутренней экономической политики России. Оно требует выверенной таможенно – тарифной политики и протекционистской зашиты отечественного производителя на принципах взаимной ответственности власти и бизнеса (государство берет на себя обязательство на определенный период сохранять, ту или иную степень тарифной защиты отечественного производителя, но под конкретные обязательства последнего выйти на более высокие параметры конкурентоспособности своей продукции).
Наконец улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли будет способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию транснациональных российских компаний, расширению возможностей их инвестирования за рубежом, и как результат – упрочению конкурентных преимуществ российской экономики.
Однако, с другой стороны, открытие границ, снижение тарифных барьеров и либерализация доступа на российский рынок зарубежных товаров и услугвызовет увеличение импортной экспансии и усиление конкуренции на внутреннем рынке по многим позициям. Для многих ныне неконкурентоспособных российских предприятий потеря российского рынка закономерно приведет к их закрытию. Учитывая «масштабность» указанного сектора отечественных производителей, существует реальная опасность массового разорения неконкурентоспособных отраслей и производств. Сегодня в стране из 2 млн. исследованных предприятий (на которых работает 65 млн. Чел.) более 42% финансово-несостоятельны (убыточны)[18]. Если принять во внимание, что при этом значительная часть неконкурентоспособных российских производств концентрируется также и в составе ныне прибыльных предприятий, то можно себе представить масштабы зоны угроз закрытия и ликвидации неконкурентоспособного сектора российской экономики.
Иными словами в случае быстрого открытия российского рынка, без переходного периода, требуемого предприятиям для инвестиционной реконструкции и повышения своей конкурентоспособности, утрачивается перспектива ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства. Прежде всего это относится к «чувствительным» секторам, таким, в частности, как сельское хозяйство, фармацевтическая, химическая, автомобильная, авиационная, электронная промышленность, секторам страховых, финансовых услуг и розничной торговли. Эта опасность во многом будет также усиливаться необходимостью пересмотра правил и порядка поддержки отечественных товаропроизводителей в направлении сокращения их прямого и косвенного субсидирования как со стороны российских естественных монополий, так и из бюджетов разных уровней.
Либерализация доступа на российский рынок иностранной продукции и вытеснение с него отечественных производителей может привести к масштабным социальным издержкам, связанным с закрытием и перепрофилированием устаревших производств, потерей рабочих мест, ростом безработицы, обострением проблем социально-экономического развития российских регионов. Эти последствия не стоит драматизировать, но к ним нужно быть готовым.
В контексте либерализации доступа на российский рынок зарубежной готовой продукции существует также определенная опасность снижения привлекательности России для иностранных инвесторов. Известно, что в страну с относительно неблагоприятным инвестиционным климатом крупные инвестиции приходят, только если в нее не могут прийти товары. Высокие тарифные барьеры страны традиционно переориентируют зарубежных производителей от ввоза готовой продукции к перемещению сюда новых производств и завоевание внутреннего рынка с этих площадок. Между тем вступление в ВТО окончательно открывает внутренний рынок именно для товаров, таким образом, надежно закрывая его для инвестиций.
В то же время российская промышленность, за исключением некоторых отраслей, вряд ли сможет воспользоваться преимуществами открытого рынка. Основную долю российского экспорта составляют энергоносители, сырье и продукция его первичной переработки. Как известно, эта продукция российского экспорта и в настоящее время пользуется высоким спросом на мировом рынке. Снижение пошлин на эти товары даст минимальный эффект. Вступление в ВТО благоприятно отразится только на вывозе отдельных видов конкурентоспособной продукции, которая составляет менее 5% российского экспорта[19]. Следует учитывать также, что и в настоящее время Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО.
Если резюмировать все вышеизложенное,то баланс приобретений и потерь российской экономики в краткосрочной перспективе может сложиться не в пользу России, тогда как ощутимые выигрыши страна скорей всего получит в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По мнению целого ряда специалистов, в решающей мере это будет зависеть от эффективности государственной политики в переходный период присоединения к ВТО. Совершенно очевидно, что минимизировать свои возможные издержки при вступлении в ВТО страна сможет только на траектории устойчивого экономического роста. И основная проблема заключается в том, что все острые вопросы повышения конкурентоспособности в ближайшие годы придется решать одновременно с обеспечением высоких темпов экономического развития. А это очень непросто.
В этих условиях задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Используя применяемые всеми странами-членами ВТО эффективные средства внешнеторговой политики по защите внутренних рынков (сложный таможенный тариф, квотирование, лицензирование, технические барьеры в торговле, фитосанитарные нормы, антидемпинговые и компенсационные меры), нужно создать приемлемый для России торгово-политический механизм, регулирующий внешнюю торговлю страны с зарубежными государствами, с помощью которого национальная экономика сопрягается с экономикой других стран при обеспечении защиты своего внутреннего рынка и, как следствие, экономической безопасности страны. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф: «баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот».
[1] Рассчитано по: Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. Под ред. И.С. Королева. -М., Юристъ, 2003
[2] www.WTO.org. World trade in 2000-2003 – Overview
[3] Roberr W. Crandell. «Import Quotas and the Automobile Industry: The Cots of Protectionism». Brooklin Review, Summer 1984.
[4] Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. Учебно-практическое пособие. – М., Палеотип, Деловая литература, 2004. Меры «серой зоны» - меры, при использовании которых юридические формы не нарушаются, но считаются недопустимыми и недобросовестными.
[5]Приоритетные направления внешнеторговой политики США. БИКИ №69 26.06.2001
[6] Рогов В. В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта. Внешнеэкономический бюллетень. № 1. 2002г.
[7] Положение в высокотехнологичных отраслях экономики США. БИКИ №67. 13.06.2000г.
[8] ФРГ – государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом. БИКИ №105 9.09.2000 г.
[9] Финансовые известия 11.03.1997.
[10] Международные экономические отношения. Под ред. И. П. Фаминского. –М., ЭКОНОМИСТЪ, 2004
[11] Китай, Ливан и Сирия впоследствии вышли из соглашения.
[12] Источник: www. wto. org
[13] Соглашение об учреждении всемирной торговой организации.
[14] Ремчуков В. В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. 0М., Международные отношения, 2002
[15] K. Anderson, W. Martin and D. dan der Mensbrugghe “ Market and Welfare Implications of Doha Reform Scenarijus”. Washington, DC, The World bank, 2005
[16] При подготовке параграфа использовались материалы Департамента торговой политики Минэкономразвития России и Всемирного банка.
[17] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. –М., ЭКОНОМИСТЪ, 2004
[18] Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции. Некоторые результаты отраслевого анализа и контуры экономической стратегии: сборник научных материалов. Под ред. Шмарова А.. – М., 2002
[19] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. –М., ЭКОНОМИСТЪ, 2004