К формам организации воспитания относятся индивидуальная, групповая и массовая работа с детьми, ведущей среди которых должна стать индивидуальная форма организации воспитания. Такое ее положение среди других обусловлено спецификой процесса воспитания и оптимальной возможностью управления им. Основной целью индивидуальной работы является налаживание контакта между воспитателем и воспитанником, поиски путей улучшения воспитанности последнего и организация адекватных отзывов на воспитательные воздействия. Согласно этому воспитателю нужно изучить каждого воспитанника и помочь ему стать лучше, то есть:
- выявить уровень ожиданий ребенка: чего хочет, каким себя видит, чего ждет от окружающих;
- определить имеющийся уровень ожидаемых качеств: что есть на самом деле;
- определить зону дефицитных ожиданий: чего не хватает;
- помочь ее уменьшить.
Сравнительная таблица форм обучения и воспитания | ||||
Обучение | Воспитание | |||
| ||||
Распределение учебно- | Распределение ролей между | |||
организационных функций между | участниками воспитательного | |||
участниками учебного процесса | действия | |||
Выбор и последовательность звеньев | ||||
Режим проведения (место, время, продолжительность) | ||||
Число участников | ||||
2. Виды форм | ||||
Формы организации | ||||
• фронтальная | • индивидуальная | |||
•групповая | •групповая | |||
• индивидуальная | • массовая | |||
Организационные формы | ||||
• Урок | Воспитательное мероприятие, которое проводится иховний захід, що | |||
• Семинар | проводиться | |||
• Дискуссия | • с классом | |||
• Конференция | • вне класса | |||
• Домашняя работа • Экскурсия • Факультатив •... | •вне школы | |||
Системы | ||||
Учебные | Воспитательные | |||
г | • классно-урочная | • традиционная | ||
• семестрово-зачетная | • коммунарская | |||
• модульная и пр. | (по Иванову) | |||
|
Такой путь индивидуального взаимодействия участников воспитательного процесса снимает напряжение и сопротивление воспитательным влияниям. Воспитанник и воспитатель достигают одной цели, что не противоречит стремлениям ребенка, не навязывает чужих стандартов, не подгоняет всех под одну гребенку. Задача воспитателя в таких условиях заключается в помощи ребенку в преодолении избранного им пути совершенствования, идти рядом, поддерживая и защищая тоненькие ростки детской надежды. Чтобы это произошло, нужно, чтобы состоялся, прежде всего, воспитательный контакт между воспитателем и воспитанниками. Для этого надо, чтобы они:
- не только слушали, но и слышали друг друга. Спойте вместе с детьми у костра, пусть сольются ваши голоса, и вы почувствуете, что лучше слышите друг друга, и не только слышите, но и понимаете, не только понимаете, но и осуществите то, о чем идет речь;
- доверяли друг другу, а доверяют не любому, а человеку, которого хорошо знают, поэтому не прячьте себя профессиональным мундиром, будьте человеком таким, как есть, со своими достоинствами и недостатками, со своими достижениями и потерями, со своими поисками, проблемами, сомнениями, со своим стремлением измениться к лучшему;
- никогда, ни в чем не предавайте детей, не бойтесь извиниться случае необходимости, не будьте равнодушными к ним. В свое время Бруно Ясенский сказал: «Не бойтесь врагов, в худшем случае они могут вас убить. Не бойтесь друзей, в худшем случае они вас могут предать. Бойтесь равнодушных, они не убивают и не предают, но благодаря их молчаливому согласию в мире происходят и предательства и убийства»;
|
- выдерживайте оптимальную дистанцию с воспитанниками «рядом, но чуть впереди ». Именно она дает профессиональную свободу (ставить неудовлетворительные оценки, вызвать родителей, делать замечания и т.д.), на лишая взаимопонимания. Дети не любят как пренебрежительного взгляда, так и панибратства. Они любят порядок, хотя и стремятся всеми средствами его сломать;
- ничего не делайте для «галочки». Дети очень остро чувствуют, когда с ними общаются по зову души, а когда для выполнения директорского распоряжения. Они ничего не прощают. И если вы, не дай Бог, окажетесь на пепелище профессиональной судьбы, то имейте силу найти огарок своей отчужденности, вызвавший пожар.
К индивидуальным формам организации воспитания относятся:
• индивидуальная беседа, проводимая лицом к лицу в спокойной, взвешенной, доброжелательной атмосфере, в которой сочетаются убеждения с внушением,
• персональное поручение, выполняя которое питомец может проявить себя с лучшей стороны или преодолеть личностные проблемы;
• личный пример воспитателя, которому ребенок подражает непринужденно, добровольно, с интересом.
Перечисленные формы сочетают в себе все известные способы воспитания и работают только благодаря их единству. Если это единство не состоится, то не произойдет и индивидуальная форма организации воспитания.
|
В основе использования указанных форм воспитания лежат процессы самореализации ребенка перед воспитателем (каким он меня видит) и отрабатывается механизм ответственности за себя перед авторитетным лицом, что побуждает к самосовершенствованию.
Групповые формы организации воспитания переносят воспитательный акцент на взаимодействие в детской сообществу, например, в школьном классе, где дети хорошо знают друг друга. Задачами такого общения для каждого из них является стремление найти свое место среди сверстников, проявить себя, реализовать лучше (или хуже) в себе (что есть), в результате чего занять определенный социальный статус.
Во время групповых форм организации воспитания происходит самореализация ребенка среди хорошо знакомых людей. Их не введешь в заблуждение, от них услышишь чистую правду прямо в глаза, перед ними не надо притворяться (позитив), но наряду с этим, изменить полученный статус на более высокий бывает очень трудно: «все равно, как всегда, не доведешь начатое дело до конца »,«это случайный успех, ты его не удержишь» и т. д. (Негатив). Здесь срабатывает феномен «ярлыка», который легко приобретается, и трудно теряется. Включается ответственность каждого за себя перед группой, и группы за воспитанника перед воспитателем.
Перечисленное реализуется во всех воспитательных мероприятиях, организуемых с классом. Именно ради этого они и проводятся. Это беседы, встречи, викторины, сборы, огоньки, диспуты, путешествия, соревнования, игры и тому подобное.
Принимая участие в массовых формах организации воспитания (например, в общешкольных), ребенок выступает представителем определенного сообщества (класса, команды, кружка, объединения) и самореализуется среди малознакомых людей. Естественно, что в таких условиях каждый стремится показать себя с лучшей стороны, таким, каким хотелось бы стать. В результате происходит тренировка недоразвитых положительных качеств, расширяется круг общения, усваиваются новые социальные роли, корректируются старые, усиливаются процессы формирования личности и ее социализации. Активизирует эти процессы качественно новый уровень ответственности за группу, которая поручила представительство, и за себя перед группой. Например, не прийти на урок физкультуры – это одно, а не явиться на соревнования, в результате чего команда будет удалена из списка претендентов на победу – это совсем другое.
К конкретным мероприятиям такого уровня можно отнести фестивали, конкурсы (строя и песни, стенгазет, эрудитов), недели (книги, театра, кино, предмета), спектакли, вечера, десанты и тому подобное.
Сравнивая рассматриваемые формы организации воспитания (индивидуальную, групповую и массовую), можно отследить закономерное усиление социализации и совершенствования личности при переходе от первой к последней. Это происходит за счет создания условий для выявления и пополнения личных нужд каждым питомцем. Воспитатель в этом процессе играет роль регулятора, именно он руководит движением к совершенству каждого ребенка в частности и всего класса в целом.