Привлечение детей к полезной деятельности




Особенностью этого метода является его воплощение в любой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников при скрытой позиции воспитателя, в результате чего воспитание протекает свободно и непринужденно. Эффективное использование этого метода требует:

1) наличия и осознания детьми перспективы, ради которой выполняется деятельность;

2) чтобы цель и содержание деятельности захватывали детей, вызвали положительное отношение к процессу деятельности, участников, последствий и т.д.;

3) наличия образца, которому бы дети следовали естественно и добровольно;

4) организации активной самостоятельной позиции каждого ученика, предупреждения пассивности;

5) опоры на общественное мнение детского коллектива.

Основными формами реализации указанного метода выступают поручения, полезное дело, творческая игра и соревнования.

Поручение в воспитательной работе используется с целью восполнения личного дефицита, приучения ребенка к положительным поступкам и освещение лучших сторон его характера. Неорганизованному, например, поручают принять участие в подготовке мероприятия, требует точности и пунктуальности, стеснительному дают роль конферансье, неуверенного назначают капитаном команды и тому подобное. Заданная извне роль принуждает к выполнению определенных обязанностей определенным образом, что становится основой личностного роста. В противном случае, когда ребенок, например, самоутверждается путем демонстрации своих недостатков, есть смысл создать такие условия, когда бы другие увидели его с лучшей стороны. Например, если трудный подросток хорошо рисует, то провести конкурс фантастического рисунка, где он сможет одержать победу, что станет началом нормализации его отношений со сверстниками.

В основе поручения лежит доверие (ты сможешь это сделать, у тебя получится лучше), самостоятельность в выполнении (путь выбирают воспитанники) и личная ответственность з а результат. Особенностью поручения является коллективный контроль за его выполнением и отчетность о качестве выполненной работы. Это может быть доклад на совете коллектива, фотогазета, отметка на экране добрых дел и тому подобное.

Полезное дело является следующим шагом в цепи полезной деятельности после поручения. Его отличием является то, что оно не поручается кем-то, а выполняется по собственной инициативе, а особенностью – реальный желаемый результат: цветник на школьном дворе, вымытые окна, счастливые глаза именинницы и тому подобное.

Содержание поручения и полезного дела может быть разнообразным (посетить больного товарища и помочь ему в учебе, изготовить игрушки для подшефного детского сада, украсить к празднику классную комнату, помочь старушке т.д.), но их смысл всегда один: конкретная, эффективная, результативная помощь тем, кто нуждается, и улучшение условий коллективного существования.

Творческая игра как метод воспитания опирается на природные свойства ребенка переживать реальные ситуации будущей жизни в воображаемой форме. Игровая деятельность дает возможность вариативного поведения, снимает страх непоправимой ошибки, дает возможность фантазировать, делать шаг к «себе желаемому». Педагогическая ценность игры заключается в том, что нормы, к которым мы стремимся приучить ребенка, во время игры становятся собственными его потребностями, что роднит педагогический процесс с самовоспитанием. Она дает возможность тренировать высшие нравственные качества и переживать даже те состояния, которые в реальной жизни понадобятся только в критических ситуациях, и вовсе не понадобятся (самопожертвование, например), но след от них останется на всю жизнь. В колонии A.C. Макаренко именно с этой целью готовились представления, которые ни разу не повторялись. Герои сценического действа переживали состояния победы, поражения, любовь, измены и т.д. – с одной стороны, и удовольствие от самой роли актера, своей талантливости, которая поднимала их статус и добавляла авторитетности – с другой.

Играть нельзя заставить, поэтому методика организации творческой игры требует от воспитателя большого мастерства, особой тактичности и четкой организационной обеспеченности. Его задача заключается в создании благоприятных условий, поддержании интереса к игровому представлению и организации внедрения полученных личностных достижений в жизнь детского коллектива. Большое значение в этом имеют игровые атрибуты и общие отработанные и принятые правила, которые подсознательно возвращают детей к определенной мотивации. Форма одежды, поздравления, значки, условные пароли и пр. разнообразят их общение, добавляют романтики, особенности и неповторимости ситуации, отделяющих их от других и объединяющих детское сообщество.

В воспитательной работе важно, чтобы игра не проводилась ради игры, а имела определенную воспитательную нагрузку, вела детей путем самосовершенствования, укрепления межличностных связей и коллективных отношений.

Для того чтобы это произошло, нужно в самой игре обращать внимание не только на роль, которая выполняется, но и на реальные личностные действия, обеспечивающие ее, и их результаты (долго простоял в лесу один, хотя было страшно; чисто и красиво убрали класс, хотя всем хотелось побегать на улице; завершили полоть большой участок, хотя было жарко, а другие играли в реке и т.п.). Благодаря этому дети еще во время игры могут ощутить радость победы над своими слабостями, удовольствие от реальной ценности совершенных в игре поступков. После игры целесообразно некоторые ее элементы внедрять в школьную жизнь. Например, ввести не отчет, а рапорт во время дежурства, эмблему, галстук, вымпел и тому подобное. Это внесет оживление в исполнение традиционных обязанностей и повысит эффективность формирования привычек.

Соревнования в школьном возрасте выступают как разновидность игры, готовя детей к завоеванию первенства в определенном виде деятельности. Это требует наличия дела, в котором соревнуются, заранее обусловленных правил игры, критериев оценки действий участников и наград победителям.

В основе этого метода лежит естественное стремление ребенка к соперничеству ради испытания силы, получение приоритета и первенства. В чем только не соревнуются дети: кто дальше плюнет, кто громче крикнет, кто дольше сможет не дышать, выдержит удар тока, боль и тому подобное. Педагогическая неуправляемость удовлетворения этой потребности может натворить много бед. Поэтому, опираясь на естественное основание, педагогика наполняет этот механизм целесообразным содержанием.

Во-первых, последствия соревнования – это не столько выделение ребенка среди других, сколько признание его другими. В практике современной школы традиционными стали спортивные соревнования, интеллектуальные (олимпиады, брейн-ринги, викторины, конкурсы знатоков и т.д.), художественно-эстетические (выставки, вернисажи, фестивали, конкурсы музыкантов, вокалистов, танцоров и т.д.). Такие соревнования направлены на поиски и реализацию талантов. По своей сути они, в основном, индивидуализированы.

Во-вторых, соревнование не разделяет детей, а объединяет их в коллективной деятельности для достижения общей цели. Оно делает эту деятельность более привлекательной (особенно, когда она повседневная и надоедливая), облегчает путь от цели к результату, привносит эмоциональную приподнятость, пыл, оживление коллективных отношений и тому подобное.

Воспитательный потенциал соревнования зависит от уровня осознанности учащимися коллективного действия и своего вклада в общий успех. Важно, чтобы борьба за первенство пробудила коллективное единство, а не становилась самоцелью (победа любой ценой), приводила к сплочению детей, а не к групповому эгоизму (мы лучше всех, поэтому нам все можно), была направлена на отработку личностного позитива, видение путей его формирования, объективной оценке и должного отношения к победителям и побежденным.

Часто соревнования относят к стимулирующим методам воспитания. Мы не разделяем это мнение, потому что соревнуются всегда в определенном виде деятельности, то есть в основе соревнования лежит дело. Это значит, что соревнование относится к методу формирования опыта поведения. Хотя, конечно, сам факт состязательности может использоваться как прием при использовании других методов воспитания.

Перечисленное говорит о серьезной педагогической нагрузке данного метода воспитания и побуждает к неукоснительному соблюдению всех принципов педагогического процесса. Если этого не произойдет, то очень эффективный по своей сути метод воспитания может быстро превратиться в средство разрушения личности. Чтобы этого не произошло, необходимы:

1) увлеченность коллектива идеей соревнования (ее нельзя навязывать, но надо поддерживать);

2) участие детей в разработке условий соревнования, критериев оценки и наград победителям;

3) повседневность, гласность, наглядность, коллективность подведения итогов соревнования;

4) не только констатация лучшего, но и обсуждение путей к успеху, предупреждение неудач, помощь отстающим;

5) целесообразная и своевременная психолого-педагогическая поддержка участников соревнования воспитателем;

6) дело, в котором соревнуются, должно быть достаточно сложным (тяжелым), чтобы его выполнение требовало определенных усилий и напряжения воли.

Самообслуживание как систематическая работа по поддержанию и улучшению условий своей жизни и жизни окружающего сообщества (семьи, класса, объединения и т.п.). В наиболее обобщенном виде самообслуживание – это поддержание внешнего и внутреннего порядка бытия. В школе – это поддержание чистоты помещения, уход за инвентарем и оборудованием, посильный ремонт помещений, участие в организации приема пищи, уборка посуды, изготовление наглядных принадлежностей, спортивного инвентаря, оформление помещений, реквизита для воспитательных мероприятий, уход за растениями, дежурство и тому подобное. С другой стороны – это соблюдение санитарно-гигиенических норм сосуществования: внешний вид, культура взаимоотношений, ответственность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: