Модель целостного педагогического процесса




Условные обозначения:

1- знания (убеждение)

2- умения и навыки (приучение)

Опыт творческой деятельности

4- опыт эмоционально-ценностных отношений (подражание)

 

 

ТЕМА. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

1. Определение. Содержание воспитания определяется в соответствии с целями последнего, потому что именно они показывают, что надо воспитывать. Отрабатывая дефиницию воспитания, мы опирались на три подхода к нему, каждый из которых диктовал свою цель: формирование личности, ее социализация и удовлетворение потребностей ребенка. Каждая из названных целей не противоречит другим, а дополняет их и требует своего практического воплощения в воспитательной работе. Каждая может быть положена в основу построения содержательной системы воспитания. Однако для практической отработки такой системы надо все же выбрать одно ведущее направление, тогда два других будут его дополнять и конкретизировать. Это не умаляет их значение в воспитании, а только дает возможность систематизировать показанную целостность относительно выбранных параметров.

Несмотря на то, что одной из основных тенденций развития современного общества указана его гуманизация (когда человек становится целью, а не средством общественного производства, то есть материальное и духовное производство служат удовлетворению потребностей человека, а не наоборот), в качестве главного компонента мы выбрали воспитание как внутреннюю потребность человека.

Напомним, что подход к воспитанию как к внутренней потребности ребенка следует из анализа термина «воспитание». В его основе лежит то, что спрятано, то, что может выйти наружу, то есть потребность или лучше в русском (вос + питание) или болгарском (вспитание = вскармливание) вариантах, которые подчеркивают потребность в многократном кормлении (питании) ума, души и тела, что происходит в процессе их труда. Именно это и определяет основные составляющие воспитания: умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое, что всегда действуют в своем единстве, ибо конкретизируют внутреннюю целостность «воспитания».

ума - умственное

- эстетическое

ВОС + ПИТАНИЕ души - ТРУД - трудовое

- нравственное

тела - физическое

 

Это значит, что каждое из направлений воспитательной работы должно содержать в себе удовлетворение интеллектуальных, эстетических, нравственных, физических и трудовых потребностей ребенка. Например, экологическое (патриотическое, правовое, экономическое и т.д.) воспитание должно давать определенные знания, учить мыслить, решать проблемы, видеть и творить красоту, учить работать и ценить результаты труда других, формировать гармонию души и тела, человека и природы, создавать условия для их развития, усиливать личностный позитив и тому подобное.

2. Направления воспитательной работы тоже определяются потребностями детей, только их идентификация происходит вследствие анализа внешних факторов педагогической действительности. Несмотря на то, что процесс и результат удовлетворения потребности представляет собой культуру (как человека, так и общества) и направляет воспитание на формирование высококультурной личности, мы создали поликультурную модель выпускника школы, в основу которой положили потребности, на удовлетворение которых следует направить воспитательную работу.

Стержневыми образованиями этой модели стали:

1) потребность в социуме и общении, что приводит к формированию коммуникативной культуры (близкий социум, непосредственное общение), национальной, гражданской, правовой, идейно-политической культуры (средний социум), экологической культуры (дальний социум);

2) потребность в познании мира и себя в мире, процесс и результат удовлетворения которой формирует интеллектуальную культуру и культуру личностного самоопределения;

3) потребность в здоровом образе жизни, ведет к формированию физической и валеологической культуры;

4) потребность в художественно-эстетическом восприятии себя, других и окружающей среды, в результате удовлетворения которой формируется художественно-эстетическая культура;

5) потребность в творческой самореализации, что ведет к культуре творческого самовыражения личности (креативной);

6) потребность в информации, которая объединяет все предыдущие и побуждает к формированию информационной культуры и тому подобное.

В соответствии с этим можно говорить об основных направлениях воспитательной работы с детьми. Это: коммуникативное воспитание (формирование коммуникативной культуры), национальное, гражданское, правовое, идейно-политическое, экологическое, интеллектуальное, валеологическое, художественно-эстетическое, креативное, информационное и др. Как видим, в этот перечень вошли как традиционные виды воспитания (национальное, гражданское, экологическое и др.), так и те, что в направлениях воспитательной работы ранее не значились (коммуникативное, креативное, информационное и т.д.), но востребованы сегодня. Они касаются технологической части воспитания и отвечают за формирование личностных механизмов, благодаря которым человек сможет реализовать себя в жизни.

Определив, что есть смысл воспитания, целесообразно отследить пути внедрения его в реальный процесс воспитательной работы. Несмотря на то, что в качестве распредмеченной культуры выступает социальный опыт, а пути его внедрения обобщены в таблице «Целеполагание в педагогическом процессе », что является алгоритмом реализации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, считаем целесообразным воспользоваться ею при определении целеформулирования и целереализации в воспитательной работе. В связи с этим, цели воспитания соответствуют составляющим социального опыта, а пути их достижения – адекватному использованию указанных в таблице способов усвоения социально опыта и методов учебно-воспитательного процесса. Это говорит о том, что каждое из направлений воспитательной работы требует усвоения определенных знаний, формирования способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Если речь пойдет о патриотическом воспитании, то они будут касаться патриотической действительности, если об экологическом – то экологической и т. д. Наполнение показанного алгоритма конкретикой зависит от уровня образованности детей, их возрастных, индивидуальных и типологических особенностей и возможностей воспитательной среды.

3. Содержание образования. Несмотря на то, что образование мы определили как процесс и результат обучения и воспитания, содержание образования логично сочетает в себе содержание обучения с содержанием воспитания. Если содержание обучения определяется социальным опытом, а содержание воспитания – потребностями ребенка, то содержание образования основывается на потребностях ребенка и социальном опыте, способном их удовлетворить.

 

Содержание обучения Содержание воспитания

Содержание образования = ------------------------------- + -----------------------------

(Социальный опыт) (Потребность ребенка)

 

 

При отсутствии одного из компонентов или условий для их взаимодействия, образование не произойдет. Так, если есть определенный социальный опыт, например, музыкального обучения и воспитания, но человек не нуждается в нем, то музыкального образования он не получит. Или же, человек нуждается в межпланетарном образовании (так хочется знать, что там во вселенной), но общество еще не выработало социального опыта по данной отрасли, то планетарно образованным он не станет. Такой же результат даст разделение потребностей и условий их удовлетворения во времени и пространстве.

 

1. Равнозначны ли все пять составляющих воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое)? Свое мнение обоснуйте.

2. Задача творческим группам: по аналогии с выше указанным воспитанием отработайте целеполагание для других направлений воспитательной работы с учетом возрастного разветвления детского сообщества (целесообразно это будет сделать относительно той категории детей, с которой вы будете работать во время педагогической практики).

ТЕМА. МЕТОДЫВОСПИТАНИЯ

1. Определение МВ. Дефиниция метода воспитания характеризует внутреннюю сторону воспитательного процесса и интегрирует в себе два понятия: «метод» и «воспитание». Ключевым для определения метода является слово «способ», а воспитание мы определили как взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью формирования личности для самореализации в основных сферах жизнедеятельности путем восполнения недостатков. Соединив предыдущее, имеем:

 

Метод воспитанияэто способ взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью формирования личности для самореализации в основных сферах жизнедеятельности путем восполнения недостатков.

 

Метод воспитания, как и метод обучения, состоит из приемов, действий операций. Его реализация обеспечивается наличием соответствующих средств и условий.

Для эффективного использования методов воспитания, надо соблюдать определенные требования.

1. Соответствие методов воспитания общим его целям. Поскольку общество провозгласило основным принципом педагогического процесса принцип гуманизации, то способ взаимодействия воспитателя с воспитанниками должен быть человечным, а основным лозунгом этого взаимодействия – тезис: не навреди.

2. Опора на внутренние закономерности формирования соответствующих им качеств. Так, эстетическое развитие ребенка осуществляется на основе одних закономерностей, физическое – на основе других, закономерности нравственного развития отличаются от закономерностей развития интеллектуального. Кроме этого, чтобы воспитать определенное качество, нужно придерживаться внутренней логики его формирования (например внимательность – предупредительность заботливость; наблюдательность – любознательность – изобретательность и т. д.).

3. Ориентация на активность и самодеятельность питомца. Танцевать можно «научиться, только танцуя, петь – занимаясь пением, вышивать – вышивая, а не глядя на эти процессы со стороны. Сидя у телевизора, можно научиться только сидеть у телевизора.

4. Соблюдение меры в применении методов воспитания (принцип амбивалентности). Если преувеличить значение словесного воздействия, то впоследствии потеряется его смысл, произойдет привыкание, и ребенок не будет обращать внимания на слова матери (мой руки, мой руки, мой руки..., например), которые станут привычным шумовым эффектом.

5. Комплексное применение всех методов воспитания, дополняющих и продолжающих друг друга. Слово не должно расходиться с делом и должно подтверждаться примером.

2. Классификации методов воспитания представляют собой их группирование по выбранному признаку. В педагогической литературе в качестве таких признаков фигурируют «характер метода» (М. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев), его направленность (Т.А. Ильина, И. Т. Огородников, Г.И. Щукина), результативность (И.С. Марьенко) и другие. К сожалению, каждый из выбранных признаков представляет собой интегративное образование и требует дополнительного разъяснения и трактовки, в результате чего появляются различные классификации по одному признаку или же одинаковые – по разным, чего, конечно, не должно быть. Мы предлагаем для рассмотрения две наиболее применяемые сегодня классификации методов воспитания: по двусторонности процесса воспитания и по структуре личности.

 

2.1. Классификация методов воспитания по двусторонности.

Воспитание.

Определив двусторонность воспитания как единство сознания и поведения, целесообразно разделить методы воспитания на методы формирования сознания и методы формирования поведения. Применение каждого из них приводит к появлению чего-то нового в ребенке: не знал, а теперь знаю; не умел, а теперь умею, то есть происходит приращение культуры. Ведущим средством первого метода является слово, другого – дело. Отсюда вытекает основное правило воспитания: единство слова и дела, что реализуется сначала на уровне воспитательного воздействия (деятельность воспитателя), а затем как результат воспитания (деятельность воспитанника).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: