Метод формирования сознания




Метод формирования сознания реализуется в форме рассказа, лекции, беседы, доклада, диспута и тому подобное. Согласно содержанию воспитания указанные формы реализации СО получают свою направленность: экологическую, эстетическую, этическую, национальную, правовой и др. Что касается объяснения, инструктажа, наставления, внушения. в данном случае мы разделяем взгляд Т.Е. Конникова и считаем, что они выступают в роли приемов и могут быть применены при реализации каждой из вышеперечисленных форм реализации метода формирования сознания.

Несмотря на то, что чаще всего в школьной практике воспитатель реализует этическое просвещение учеников, рассмотрим формы реализации указанного метода морального (нравственного) воспитания.

Цели и задачи использования метода формирования сознания в нравственном воспитании школьников заключаются в овладении системой нравственных норм, осуществлении анализа практического опыта с позиции усвоенных знаний и в самосовершенствовании личной нравственности ребенка.

Для эффективного применения указанных методов нужно соблюдать следующие требования:

1) Учитывать имеющийся нравственный опыт ребенка. Если он положительный, то это станет основой дальнейшего нравственного развития, если отрицательный – то покажет путь восполнения недостатков.

2) Создавать ситуацию активного участия каждого ребенка в поисках путей решения нравственной коллизии. Ее смысл заключается в том, чтобы дети задавали нравственные вопросы себе (а не другим), стремились понять проблему и самостоятельно найти способ ее решения.

3) Бережно и тактично относиться к детским переживаниям, чувствам, высказываниям относительно обсуждаемого нравственного поступка, явления, ситуации.

4) Систематически и повседневно использовать метод формирования нравственного сознания, постоянно его видоизменять и усложнять в зависимости от возраста, индивидуальных и типологических моральных особенностей воспитанников.

Разъяснения в практике воспитательной работы используется в случае, когда дети не понимают смысла нравственных требований, и потому они не соблюдаются. В младшем школьном возрасте достаточно объяснения последовательности выполнения требований (как здороваться, как встречать учителя, как убирать классную комнату), в подростковом и юношеском – разъяснение требует глубокой мотивации по выполнению определенных требований, когда анализируются не только причины, но и последствия определенных действий, высказываний и их общественное значение. Не следует разъяснять старшеклассникам простые, очевидные моменты (нельзя плевать, резать столы, ломать цветы и т.д.), здесь нужна категоричность в соблюдении правил общежития и использования других методов формирования сознания и поведения. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение (некритическое восприятие требований, ибо так надо), что влияет на подсознание ребенка, чем усиливает воспитательное воздействие других методов воспитания.

Рассказ на этическую темуэто яркое преимущественно монологическое изложение конкретных фактов и событий, имеющих этическое наполнение и вызывающих адекватную эмоциональную реакцию.

Целью рассказа является формирование и коррекция знаний и отношений ребенка к моральной норме и к уровню ее внедрения в реальных условиях жизни. Рассказчик имеет целью:

• обратить внимание слушателей на факты морального (аморального) поведения;

• составить верное представление о нем;

• вызвать переживания нравственных чувств.

Активность слушателей во время этического рассказа заключается в сопереживании его героям:

• представлении ситуации, в которой действуют персонажи рассказа,

• примерке ситуации к себе (а как бы поступил я?).

Рассказ в воспитании используется для постановки этической проблемы, создание образца для подражания, снятия напряжения в критической ситуации и тому подобное. Меткие, короткие, эмоционально насыщенные рассказы благодаря ярким образам, лежащим в их основе, остаются в чувствах детей, передаются из уст в уста и надолго остаются в памяти, регулируя поведение воспитанников.

Мастерски исполненный и целесообразно использованный рассказ одинаково эффективен для всех возрастных категорий.

Лекция на этическую тему, как и рассказ, основанный на монологическом изложении материала, но существенно отличается от последнего. Содержательно лекция состоит из системы нравственных идей, а ее целью является убеждение в справедливости этических принципов. Активность слушателей во время лекции заключается:

• в восприятии внутренней логики моральных суждений;

• в выявлении причинно-следственных связей, приводящих к определенным выводам;

• в установлении верности одних взглядов и ложности других.

Конкретные факты о поступках людей используются в лекции как иллюстративный материал или отправная точка для построения системы соображений. Лекции на этические темы больше оправданы на старшем звене обучения при условии систематического их использования для усвоения теории морали и формирования мировоззрения.

Этическая беседаметод привлечения воспитанников к обсуждению, анализу и оценке явлений реальной жизни и их литературного или художественного отображения с целью формирования личной нравственной позиции и отработки и принятия общих моральных требований и правил их применения в реальной жизни.

Этическая беседа может быть тематической и эпизодической, коллективной и индивидуальной, плановой и внеплановой.

Тематическая этическая беседа готовится заранее. Ее подготовка включает:

- ознакомление с материалами, которые будут обсуждаться (чтение книги, просмотр кинофильма, посещение спектакля т.п.);

- отбор и конкретизация вопросов для обсуждения (в отдельных случаях их распределение для индивидуальной презентации).

Алгоритм проведения такой беседы может состоять из:

1) сообщения конкретных фактов,

2) их объяснения и анализа, проходящих с активным участием всех собеседников;

3) приведения примеров аналогичных ситуаций и их обсуждение;

4) обобщения наиболее существенных признаков нравственных качеств, ради которых проводилась беседа;

5) их сопоставление с ранее усвоенными знаниями;

6) формулировки морального правила;

7) отслеживания степени его соблюдения в реальных отношениях.

Для эффективного проведения этической беседы необходимы:

1) наличие этической проблемы, требующей коллективного решения;

2) заинтересованность детей в ее решении;

3) наличие различных точек зрения на возникшую проблему и возможность их высказать;

4) целесообразное руководство подготовкой и проведением этической беседы со стороны воспитателя, когда он видит проблему глазами воспитанника, понимает его позицию и связанные с ней чувства;

5) атмосфера доверия, уважения, толерантности среди ее участников.

При подготовке и проведении тематической этической беседы нельзя допустить:

1) чтобы она превратилась в пересказ «правильных мыслей» взрослых, специально заученных и «выданных на публику»;

2) чтобы она превратилась в лекцию, когда говорит воспитатель, а ученики только слушают, и еще хуже, перешла бы в морализацию;

3) нельзя прерывать и безапелляционно отрицать любую даже ложную позицию, надо доказать ее ошибочность (лучше, если это сделают дети);

4) нельзя в качестве негативных примеров использовать учеников, называя их фамилии, (негатив лучше обобщить, позитив сделать адресным).

Индивидуальная этическая беседа проводится по поводу пополнения нравственного сознания отдельного ученика. Такая беседа может происходить как лицом к лицу, так и в присутствии других детей. В последнем случае она должна быть лаконичной, деловой, спокойной, без тени превосходства или иронии. Важно, чтобы во время проведения такой беседы не возник психологический барьер в общении. Воспитанник откликнется на этический призыв воспитателя только тогда, когда почувствует его действительную обеспокоенность и стремление помочь.

Дискуссия (там же).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: