ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ




Жизнь выдвинула общественный запрос на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, генерировать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения. Определению понятия личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется много внимания (В.А. Кан-Калик, Н.В. Киричук, Н.В. Кузьмина, С.О. Сысоева, Н.В. Киричук и другие).

Главным показателем творческой личности является наличие творческих способностей (креативности), развито творческое мышление и интеллектуальная активность.

Наука до сих пор дискутирует, можно ли научить творчеству, а опыт работы экспериментальных школ позволяет утвердительно ответить на этот вопрос.

Основным условием успешного обучения и формирования личности является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:

1) высокого уровня сформированности элементарных познавательных процессов;

2) высокого уровня активного мышления;

3) высокого уровня организованности и целеустремленности познавательных процессов.

Цель технологий: предоставление учащимся возможности самостоятельно активно осваивать мир.

Задача учителя – создать атмосферу творчества, поиска нового, вызов сомнения в правоте известных истин. Он должен сам овладеть моделью продуктивного познания и внедрять ее в своей деятельности, а потом положить в основу развития творческого потенциала учащихся.

Основные звенья этой модели:

а) познание – знакомство с идеей, проблемой;

б) восприятие – сопоставление нового со своим опытом, переработка информации;

в) усвоение – сопоставление собственного опыта с опытом окружающей среды, установление причинно-следственных связей, просмотр накопленного, имеющихся средств, методов, желание усовершенствовать то, что уже существует;

г) влияние – выбор средств, методов нового действия, реализация, сравнение результатов личностного влияния.

Рассмотрим некоторые технологии, которые способствуют формированию творческой личности.

1) Технология создания психологических условий подготовки школьников к творческой деятельности может иметь такой алгоритм действий:

- деятельность ученика не должна регламентироваться, а ее процесс должен быть организован так, чтобы в нем были элементы творчества, которые предусматривают комбинирование, поиск аналогий, универсализацию, случайные видоизменения;

- нужно вызвать интересы, сквозь которые проходят все внешние воздействия, порождая внутренние стимулы, и являются возбудителями активности личности.

Важную роль в стимулировании такого интереса играют:

- учебные задачи, требующие обобщения, систематизации, сравнения, анализа, поиска, экспериментирования, а также

- творческие задания: на выявление противоречия, на конструирование заданных ситуаций, задачи-головоломки, парадоксы, проблемы, антимонии, задания на формирование проблем, задания на изобретательность.

2) С.Г. Альтшулером предложена комплексная методика, направленная на воспитание человека-творца, которую назвали технологии решения изобретательских задач – ТРИЗ.

3) Технологическая схема обобщенного занятия поискового характера (по В. Шубинскому), которое способствует творческому развитию учащихся:

- выдвижение логического противоречия, парадокса;

- постановка проблемы;

- решение проблемы: а) анализ проблемы, выдвижение гипотез; б) размышления, замыслы, синтез новых знаний;

- критический анализ и теоретическое обоснование результатов решения проблемы;

- экспериментальная проверка результатов творческой деятельности и внедрения их в жизнь.

Стоит заметить, что одно и то же задание для одного ученика будет творческим, для другого – нет. Мастерство педагога состоит в том, чтобы всех учеников привлечь к решению разнообразных творческих задач.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Каждый педагог стремится придумать и осуществить что-то свое.

Что такое КТД

Методику КТД разработал И.П. Иванов. По этой методике работали коммунарские отряды, оттуда КТД и пришли к нам. КТД могут быть трудовыми, спортивными, познавательными, организаторскими, просто развивающими способности детей.

У И.П. Иванова выделяются 4 этапа КТД:

I. В зависимости от потребностей отряда придумывается КТД по группам (это могут быть звенья). Проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие проекты.

II. На общем сборе выбирается один вариант или создается сводный проект; выбирается совет дела – из представителей каждого первичного коллектива.

III. «Совет дела» разрабатывает избранный вариант в деталях, распределяет поручения между первичными коллективами. Руководит проведением дела.

IV. Проведенное дело обсуждается на общем сборе (удачи, недостатки, предложения на будущее).

Выполнить все этапы довольно сложно, поэтому мы немного отошли от классической схемы КТД, и обычно она сохраняется лишь для руководителей. Но в принципе эта схема хорошо ложиться на звеновую систему и можно постепенно вводить подготовленные детьми дела. Первый этап могут выполнять звенья, второй – весь отряд, третий – работа для вожаков.

Конечно, это не значит, что всю работу «свалили» на детей. Руководителю достается самое сложное дело – организация. Из опыта известно, что достаточно трудно расшевелить детей – они привыкли получать готовые дела и задания. В помощь для составления КТД мы придумали «шпаргалку», она приводится ниже.

Зачем нужны КТД?

Во-первых, они помогают воспитанию. Тут нужны определенные усилия со стороны руководителей. Дети разные и руководитель должен стараться заметить чего не хватает ребенку. Большинство детей стесняются своего творчества, проявляться это может по-разному: одни отказываются от участия (не хочу, не умею), другие наоборот кривляются, прячутся за показной развязностью. Поэтому, в КТД существует правило: не высмеивать, даже не говорить, мол, «у тебя ничего не выйдет», но нужно указать на ошибки (до выступления) и помочь их исправить. «Не замечать» стеснения.

Другое правило для руководителя «видеть» и помнить незаметных детей. Известно, что есть личности яркие, и о них вспомнят не раз после дела, а есть те, о которых всегда забывают. Руководитель должен специально наблюдать за такими детьми, и после дела, когда все будут делиться впечатлениями, упомянуть о «потеряшке», сказать, что понравилось в его работе.

Так как работа проводится в коллективе, то ребята учатся считаться с мнением других. В начале формирования отряда руководитель или старшие разведчики должны помогать находить компромиссы остальным. Если КТД проводится по всем четырем этапам, то у участников вырабатывается такое важное качество, как ответственность за общее дело. Коллектив – это и забота друг о друге. Конечно, важен личный пример руководителя, но нужно и самих детей учить быть внимательными: иногда достаточно подсказать, что кому-то нужна помощь, можно доверительно обратиться к ребенку и попросить вроде как о помощи Вам (скажем, нужно объяснить что-либо новичку, а Вам совершенно некогда), или можно подговорить группу детей приготовить сюрприз другим и т.д. Главное, чтобы тон Вашей просьбы не был назидательным.

Во-вторых, КТД развивают способности детей и учат уважить творчество других. КТД могут быть и познавательными (без новых знаний нет развития), и направленными только на самореализацию.

Важно, что познание – не скучная лекция, а игра, соревнование, когда не нужно заучивать урок наизусть. Новая информация в деле выступает косвенно: скажем «если нам будет нужно для подготовки выступления (литературного, театрального, как команды в викторине, в качестве экскурсовода) мы можем воспользоваться этой литературой», то есть знания не цель, а средство ее достижения. Самореализация дает возможность попробовать себя в разных ролях. Каждый в чем-то оказывается мастером, кому-то это поможет найти себя. Лучше, если все детские работы будут оформляться и храниться (это нужно для самих детей). Иначе получится, что их работа никому не нужна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: