Это еще одна воспитательная технология, которая пронизывает все современные личностно ориентированные технологии. Она является воплощением нового педагогического мышления, которое возникло в тридцатые годы XX века. Название этой технологии дано группой учителей-новаторов, которые обобщили передовой опыт советской и зарубежной школы.
Цель технологии: разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности личности, перестроить учебно-воспитательный процесс на основе гуманистических субъект-субъектных отношений между учителем и учениками.
Педагогика сотрудничества имеет следующие характеристики:
- общепедагогическая,
- гуманистическая,
- общеобразовательная,
- комплексная,
- гармоничная,
- гуманно-личностная.
Концептуальные положения:
- преобразование школы Знаний в школу Воспитания;
- помещение личности ученика в центр воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания;
- развитие творческих способностей ребенка;
- сохранение национальных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка сложной (тяжелой) цели.
Направления педагогики сотрудничества:
- дидактический активизирующий и развивающий комплекс (Шаталов – опорные сигналы, Занков – интеллектуальное развитие, Волков – развитие творчества, Эрдниев – крупные блоки);
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- педагогизация среды (семья, окружение ученика).
Как одно из направлений педагогики сотрудничества рассмотрим гуманно-личностный подход, разработанный Ш. Амонашвили (технология «школа жизни»).
Цель:
- облагораживание души ребенка;
- развитие познавательных сил;
- обеспечение условий для расширения и углубления объема знаний и умений учащегося;
|
- самовоспитание детей.
Концептуальные положения:
1. Все названные выше.
2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
3. Ребенок – высшее творение природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность.
4. Целостная психика ребенка включает три страсти: развитие, взросление, свободу.
Важнейшие умения и способности:
- познавательное чтение;
- письменно-речевая деятельность;
- лингвистическая чувствительность;
- математическая воображение;
- осмысление математических понятий;
- постижение прекрасного;
- планирование деятельности;
- смелость и выдержка;
- общение;
- иностранный язык;
-шахматы;
- духовная жизнь.
Методические приемы:
- гуманизм;
- индивидуальный подход;
- мастерство общения;
- атмосфера романтики;
- семейная педагогика;
- литературное творчество детей;
- оценки без выставления оценочных баллов, только качественная оценка и самооценка.
4. ТЕХНОЛОГИЯ «СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА» (автор – А.С. Белкин)
Истоки этой технологии лежат в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости», В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости».
Ситуация успеха – это субъективное психологическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок признает этот результат как успех. Возникает у субъекта после преодоления своей робости, неумения, незнания, психологического поражения и тому подобное.
|
Цель: создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы.
Концептуальная основа:
- успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности или даже отвращение к ней;
- успех в учебе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни, на выбор им профессии, на его социальный статус;
- успешность в обучении тесно связана с его гуманизацией и индивидуализацией.
Задача педагога – помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, понять, что зря в жизни ничего не дается – надо приложить усилия, и успех будет эквивалентным затраченным усилиям.
Реализация технологии «создание ситуации успеха» производит ценное человеческое качество – стойкость в борьбе с трудностями. Создание ситуации успеха носит искусственный характер, поскольку педагог на определенное время (в определенный момент) усиливает оценочный акцент на достойный труд ученика, при этом, не обращая внимания на недостатки. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной и подготовленной стратегии и тактики учителя, семьи. Педагог понимает временный характер создаваемой ситуации, которая в дальнейшем корректируется. Когда ребенок поверит в свои силы, можно указывать на недостатки, постепенно их исправляя совместно и самостоятельно.
|
Педагогическая технология «создание ситуации успеха» подразумевает создание различных видов радости, использование приемов работы с различными категориями учащихся. Эти приемы – творчество воспитателя:
- «эмоциональное поглаживание» – улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;
- анонсирование – предварительное обсуждение с учеником, что надо будет сделать, репетиция события;
- «гадкий утенок» – создание возможностей для расцвета ребенка;
- «мышь в сметане» – вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;
- «лестница» – постепенное ведение питомца лестницей знаний, психологического самоопределения;
- «даю шанс» – подготовка педагогом ситуации, в которой ребенок раскрывает свои возможности;
- «умышленная ошибка» – активизация внимания учащихся и присущей им активной жизненной позиции.
Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой суггестивного воздействия через языковые средства педагогической техники, относиться к ребенку как к формирующейся личности, понимать его внутренний мир, владеть эмоциональной культурой, иметь психологическую компетентность.