Процесс управления
Процесс управления — это совокупность видов деятельности, направленных на координацию функционирования и развития организации.
Он решает две задачи:
тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления;
стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.
Предметом и продуктом труда в управлении является информация;
Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться (кто не видел груду документов на столе!), что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими.
Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах:
Эвристического,
Административного и
Операторного.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических.
Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство, инструктирование, обмен информацией.
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессовнеобходимой информацией. Он включает такие работы как документационная; первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации).
|
Управленческие работы различаются:
по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
по конкретному содержанию (исследования, планирование);
по периодам (стратегические, тактические, оперативные);
по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, поиск решения);
по направленности (внутрь или во вне организации);
по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
по объектам (производство, персонал);
по формам и методам осуществления; по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, и творческие);
· По содержанию управленческие работы бывают: коммуникационными (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);
· распорядительными и координационными (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и выдача заданий, инструктирование);
· контрольно-оценочными (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
· аналитико-конструктивными (изучение информации и подготовка решений);
· информационно-техническими (с носителями информации) на которые уходит 10— 15% рабочего времени; первично-счетными и учетными.
Способ выполнения управленческих операций называется управленческой технологией.
Линейная технология.
|
Характеризуется строгой последовательностью отдельных фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом. Такая технология используется в типовых элементарных случаях при достаточной определенности ситуации и конечной цели, например, при управлении движением поездов, работой оборудования и пр.
Разветвленная технология
Решения разрабатываются параллельно по нескольким линиям.