Планирование времени служит делу повышения эффективности использования рабочего дня.
Это обеспечивает хороший тонус и позволяет на деле реализовывать принцип «человек — хозяин работы, а не работа — хозяйка человека».
Предпочтительно, чтобы руководитель начинал свой день раньше подчиненных, тогда до их прихода на работу у него была бы возможность уточнить задания и принять все необходимые меры для успешного преодоления трудностей.
После этого выполняются наиболее трудные и неприятные дела, а во второй половине дня — легкие.
Такая последовательность обусловлена не только нарастанием усталости, но и тем, что после обеда подчиненные, контакты с которыми в первой половине дня ограничены, обычно приходят с просьбами о помощи и разъяснении тех или иных вопросов. Поэтому во второй половине лучше заниматься делами, не требующими большой сосредоточенности.
Для экономии времени и улучшения использования рабочего дня необходимо избегать импульсивных поступков и не отвлекаться по возможности на вновь возникающие проблемы, ибо они могут потребовать дополнительных действий. Эти проблемы целесообразно зафиксировать, с тем чтобы вернуться к ним позже. Это позволит завершить начатое, а им «отлежаться» и принять более зримые очертания. Фиксация материала необходима также при внезапных перерывах работы, поскольку позволяет быстрее вновь сосредоточиться.
Вернер Зигерт, Лючия Ланг
Руководить без конфликтов
Распорядок дня
Рекомендуется планировать не работы, а цели.
Хорошо зарекомендовал себя следующий метод: планировать время следует таким образом, чтобы в каждый час 15 минут оставались свободными, которые можно было бы использовать для подготовки к тем или иным делам, телефонных звонков, визирования документов, непредусмотренных работ и — а почему бы и нет? — отдыха. Благодаря этому распорядок дня станет гибким, можно будет многое делать сверх плана.
|
План работы на день, согласованный накануне с секретарем, является прекрасным стимулом для тех, кто медленно раскачивается. Он позволяет также работникам секретариата вовремя подготовить нужные документы.
ПОЧАСОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
Дефицит времени — удел шефа, время — привилегия хорошего менеджера.
Недостаток времени в большинстве случаев можно приравнять к неспособности организовать самого себя и свою работу. Это, впрочем, не означает, что дисциплинированный руководитель, рабочий день которого хорошо организован, может принять каждого, постучавшего в дверь кабинета, что он может найти время для любого дела. Наоборот, руководитель, умеющий управлять своим временем, попросит кого-либо из сотрудников «перехватить» неожиданного посетителя, выяснить цель визита, чтобы потом назначить время для встречи, если, конечно, волнующие посетителя вопросы находятся в его компетенции.
Иметь время для руководителя означает:
· толково выполнять все важные дела в течение 4—6 часов;
· ежедневно выделять хотя бы один «творческий» час для собственной плановой работы;
· твердо знать, что в данный момент не «горит» никакой более важный проект;
· сознавать, что за счет имеющегося резерва всегда можно найти возможность выполнить какие-либо чрезвычайно важные, непредвиденные дела;
|
· делать все с организационной точки зрения для того, чтобы избежать стрессов.
Как этого достичь?
Неопровержимым фактом является то, что «день» имеет максимум 18, а ночь — минимум 6 часов. Но и остающиеся 18 часов не должны принадлежать только службе. В шестичасовом режиме есть, конечно, определенный смысл:
· 6 часов для интенсивной работы,
· 6 часов для личной гигиены, принятия пищи, занятий спортом, поездок в транспорте,
· 6 часов для семьи и различных хобби и
· 6 часов для сна.
Если данные рекомендации воспринимать не как застывшую догму, а как инструкцию в самых общих чертах, это поможет вам испытать радость от жизни.
«Интенсивно работать» отнюдь не означает, что нужно постоянно сидеть на стуле в кабинете или в конференц-зале. Если вы поднаторели в планировании своего рабочего времени, можно также пройтись по лесу или полю, чтобы собраться с мыслями и обдумать ту или иную проблему.
Чтобы планы были реалистичными, попросите сотрудника, являющегося вашей «правой рукой», подготовить перечень всех намечаемых на год мероприятий.
Конечно, все мероприятия года заранее запланировать нельзя. Но ведь многие повторяются из года в год или заранее известны. Не надо назначать конкретных дней. Достаточно выбрать неделю или декаду в том или ином месяце.
Ваш помощник представит приблизительно следующий список:
· общественные мероприятия, годовое общее собрание, заседания совета, заседания наблюдательного совета;
· обычная декада важных обсуждений, балансов, совещания по планированию, различные мероприятия по контролю;
|
· регулярно проводимые на предприятии мероприятия, а также общие собрания и собрания отдельных коллективов;
· важные ярмарки и выставки;
· отпуск, а также праздничные дни;
· заседания или годовые общие собрания важных союзов и т. п.
Обычно получается внушительный список и оказывается, что немалое количество дней в году уже занято. Поэтому вы решительно хватаетесь за красный карандаш: на каких из мероприятий вы обязательно должны присутствовать лично и какие из них «всего лишь» важны?
Теперь вы приступаете к следующей задаче. Составьте для себя перечень проектов и работ, выполнить которые, с вашей точки зрения, крайне необходимо. Постарайтесь расположить их в порядке значимости и обсудите подготовленный список с консультантом предприятия или руководством. Здесь надо серьезно подумать, действительно ли вам следует брать на себя те или иные дела.
От плана на месяц — к плану на день
Если годовой план вчерне готов (изменения и дополнения неизбежны, особенно на начальной фазе) ваша группа может приступить к составлению плана на ближайшие два месяца. Уже намечены сроки мероприятий с указанием даты и времени.
Почему сразу на два месяца? Это позволяет создать хороший обзор. Так же обстоят дела и с двухнедельным планом. В последний, кстати, включаются еще и различные внутрипроизводственные дела, например обсуждение с начальником отдела кадров вопросов производственного обучения. Фиксируются день, час, тема и участники.
Если вы все еще испытываете нехватку времени, необходимо проверить:
· как обстоит дело с самодисциплиной?
· не выдерживаете ли вы сроки по той простой причине, что они заранее были нереальными, или вы срываете их из-за плохой подготовки?
· не следует ли вам дополнительно делегировать свои обязанности?
· достаточно ли времени вы оставляете в резерве?
· не находитесь ли вы часто в пути потому, что взвалили на себя слишком много обязанностей?
· не поставили ли вы перед собой слишком много целей, задач?
· не отнимает ли работа все ваше время?
При планировании своего времени следует пользоваться методом выявления ключевых сфер.