возникшим на предыдущей фазе.
Технология по ситуации.
применяется, когда процесс управления осуществляется в условиях высокой неопределенности, обычно это имеет место в сложных экономических условиях.
Технология по результатам.
при отсутствия определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, после каждой фазы происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется, например, при управлении войсками в боевых условиях.
Принципы управления
Научность в сочетании с элементами искусства.
Менеджмент использует данные и выводы множества наук, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять «по наитию». В то же время, ситуация может меняться столь стремительно и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы.
Это, помимо глубоких знаний, требует от руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения, умения находить выход из безвыходных положений.
Целенаправленность.
Ориентация на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.
К каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход и универсальный, не зависимо от того, кто эти люди — солдаты или академики, артисты или чиновники
Последовательность.
Последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.
|
Непрерывность.
Единство прав и ответственности.
Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу поскольку даже небольшой «перебор» здесь может повлечь за собой крупные неприятности.
Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов: материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.
Широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
Решения, в которых вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».
Методы управления
Методы бывают
· организационными,
· административными,
· экономическими,
· социально-психологическими.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации.
Посредством них организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях.
Эти методы создают рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными.
Например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.
|
Административные методы активны, ибо с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность.
По-другому они называются методами властной мотивации и основываются на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, на создании возможности такого принуждения.
Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и возложение всей ответственности за результаты на руководителя.
Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы).
Экономические методы начали внедряться в начале XX века во многом благодаря усилиям Фредерика Тейлора.
Предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами. Поскольку в данном случае размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.
Однако экономические методы управления также довольно быстро показали свою ограниченность, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.