ВИДЕОГРАФИЯ ПАНК-РОКА: ФИЛЬМЫ, КЛИПЫ, КОНЦЕРТЫ 1 глава




ISBN 5-7140-0555-4

А.И.Кокарев, 1992 г.

А.И.Зазыкин, 1992 г. Оформление

 


Панк-рок от А до Я

Сколько у нас в стране самодеятельных рок-групп? Несколько сот? Несколько тысяч? Десятки тысяч - вот приблизительный ответ. Половина из них клянется и божится, что играет панк-рок. Юнцы вешают себе на шею несколько пар цепочек, прокалывают уши булавками, стригут волосы ежиком или красят их вонючей краской. И называют это панком. Не верьте. Это игра в панк. Эрзац-панк, если хотите. Кастрированная, сниженная на полтона, едва волочащая ноги музыка не похожа даже на рок. В песнях слышатся какие-то отголоски выцветших заголовков газетных передовиц начала «горбачевской эпохи», и даже в напускном веселье улавливаются ноты разочарованного опустошения.

Да, отечественная рок-музыка развивается иначе, чем на Западе. Впрочем, во всех странах есть свои различия в этом процессе, и порой они оказываются очень существенными. У нас на первое место вышло слово, фраза, тексты песен - ведь рок-музыка была неподвластна официозу и в застойные годы оказалась единственной, по сути дела, трибуной, с которой молодежь обращалась к обществу со своими лозунгами и требованиями. Рок-музыка была в Союзе публицистичной «до мозга костей». Это одна из главных причин (существуют и другие: неразвитость поп-индустрии, убогость средств массовой информации), почему в СССР так и не произо­шло «рок-революции» даже тогда, когда рок был официально разре­шен.

На Западе же таких «револю­ций» случилось две: в 1956/57 го­ду появился рок-н-ролл и в 1976/77 - панк-рок. С первого началась вся рок-музыка в целом. Второй произвел на свет новую волну и практически всю (кроме метала) современную рок-музыку.

Что касается основного содер­жания рока, то оно везде и во все времена идентично. Идея его - разрыв всевозможных пут, не по­зволяющих молодым людям чув­ствовать себя «в своей тарелке», ограничивающих свободу сущест­вования. В разное время, в разных странах путы эти различны, но идея избавления от них заложена в роке всегда. Особенно это было ощутимо в периоды «рок-револю­ций». И если о первой - рок-н-ролльной - мы уже порядком на­слышаны и начитаны, то о второй - панковской - ничего, кроме двух-трех газетных статей десяти­летней давности, пожалуй, и не отыщешь. Вот почему мы взялись заполнить пробел. То, что написа­но в этой книге, - первая попытка систематизировать на русском языке историю панк-рока, подробно рассказать об этом сложном

 
 

и противоречивом явлении.

Есть и еще одна причина, почему мы обращаемся к этой те­ме именно сейчас. В период своего «революционного» расцвета панк-рок был довольно однород­ным явлением. Но очень быстро под воздействием «среды обита­ния» он раздробился на множест­во течений, различных по музы­кальным, политическим и эстетическим принципам. Каждый пошел своей дорогой. Похожее сегодня переживает и наша рок-музыка, вышедшая из «подполья» и оказав­шаяся в совершенно новых усло­виях существования. Какой доро­гой пойдут наши рокеры? Той, которой уже прошли их коллеги на Западе? Это маловероятно: мы ви­дим не только начало, но и конец этой дороги, поскольку отстаем от Запада лет на двадцать и можем учиться на их опыте. Найдут что-то свое? В любом случае процесс расслоения, расчленения нашего рока (на коммерцию и искусство, политику и развлекаловку и т. д.) уже идет полным ходом.

Есть в среде советских музыко­ведов и композиторов сложившее­ся мнение, которое яснее других выразил Алексей Козлов на стра­ницах «Музыкальной жизни»: «Панк - это антирок». Я прекрасно понимаю руководителя Арсенала. Он не может простить панк-музы­кального глумления над роком как частью музыкальной культуры, ведь сам он - талантливый музы­кант. Ему больно видеть музы­кальный регресс в любой форме. Но, может быть, иногда нужно и отступить (как в бою), чтобы потом сильнее рвануться вперед? Неве­роятная простота панка была оп­равдана его идеей и служила ей - вот что главное. А идея эта была все та же, идентичная главному содержанию рока: срывание всех и всяческих общественных пут. Панк у Козлова предстает в ви­де издевки над рок-н-роллом, его антитезы. Но вторая «рок-рево­люция» стала необходимостью только тогда, когда были забыты «завоевания» первой. Рок-н-ролл взрастил панк, который стал... простым возвращением к преданным забвению рок-н-ролльным ритмам.

И сам Козлов чувствует, что что-то в его рассуждениях не совсем так. В беседе со мной он на минуту задумался и не сдер­жался от предположения: «А все же, шут их знает, может, пройдет еще пяток лет и о Sex Pistols будут говорить с такими же эпитетами, как сегодня о Beatles.» Нечто вроде этого уже происходит. В ноябре 1989 года влиятельный в рок-прессе американский журнал «Роллинг Стоун» опубликовал список 100 лучших, по мнению своих редакторов, дисков 80-х годов. Его возглавил альбом од­ной из ведущих панк-групп Вели­кобритании Clash - «Вызывает Лондон», вышедший в 1980 году. Чутье, похоже, не обмануло Козло­ва.

Панк-рок не возник на пустом месте. Его истоки корнями уходят в британский стиль мерсейбит начала 60-х годов и в творчество квартета Beatles. Rolling Stones, вообще, называют первыми на­стоящими панками, а история нап­равления берет начало не в 1976 году, как думает большинство не­сведущих, и не в 1974 году, как предполагают некоторые, а в се­редине 60-х годов, когда в США впервые появилось это название.

Punk - так в Англии XVII века называли на уличном жаргоне шлюх. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «отбросы», «гнилье».

Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком»; с него мы и начнем рассказ.

«Гаражный рок» появился в США в 1964 году, где под впечат­лением Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, мест­ных музыкальных традиций, но в целом это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с эле­ментами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить - впервые с конца 50-х годов у американской молодежи вновь появилась «своя» музыка. Респектабельные и со­вершенно безобидные пай-мальчи­ки типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи под­менили бунтовщиков-рок-н-ролль-щиков на рубеже 60-х годов, испу­гавшись, как бы рок-революция не зашла слишком далеко, были не­медленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудившей в юных сердцах дух свободы помыслов и действий. Переломным моментом стало «бри­танское вторжение» - массиро­ванное проникновение продукции английских групп мерсеибита the Kinks, Beatles, Gerry & the Pace­makers на американские рынки сбыта.

По примеру своих заокеанских сверстников американцы тут же решили взяться за гитары и делать то же: играть музыку собствен­ного сочинения, разговаривая на понятном для «своих» языке об ин­тересующих подростков проб­лемах - конечно же в первую очередь о любви и сексе, но так-, же и о многих других вопросах, волнующих молодежь. Спустя па­ру лет это мощное всеамерикан­ское музыкальное движение во­шло в анналы рок-музыки под вы­шеупомянутым названием «га­ражного рока». Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: люби­тельские группы репетировали в основном в гаражах - больше им просто некуда было деваться.

«Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственни­ков, друзей и соседей. Их творчес­кие поиски.отвечали на запросы не массовой, а локальной аудито­рии (школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли набе­рется два десятка записавших на студии хотя бы одну грампластин­ку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали воз­можность раскрепоститься от заложенной обществом и родите­лями закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому вкладывали в произве­дения все накопившиеся чувства, всю душу.

Сегодня судить о «гаражном ро­ке» можно только по немногим уцелевшим записям тех лет. Это. в первую очередь, две компиляции «Самородки» и «Дикая штука», а также диски самых известных групп тех лет: Electric Prunes, Standells, 13th Floor Elevators, Seeds и некоторых других.

Хотя все они играли музыку достаточно своеобразную, объе­диняли их границы ритм-энд-блю-за. Среди отличительных черт можно назвать использование «металлических» органных зву­ков, гитарные модуляции, недавно изобретенный фуззэффект, посто­янная ритмическая 4/4-я сетка ударника, цементирующая все ме­лодические отступления, и, безу­словно, неистовый, срывающийся, на грани причитаний, вокал.

Какими были «гаражные» ан­самбли? Свидетельств сохрани­лось с той поры немного, но да­же по таким крохам можно су­дить, что, например, музыканты Knickerbockers копировали Beatles, a Magic Mushrooms экспери­ментировали с электроникой.

Пластинку группы Standells («Грязная вода») английский критик Ян Бирч называл «классикой пан­ка, созданной классической панк-группой»: повторяющиеся без ус­тали гитарные ходы, взятые в ос­новном у Rolling Stones, острая, порой грубоватая лирика и ко все­му прочему такая деталь внешне­го вида - длинные волосы. Такой была эстетика первых панков.

Хотя «гаражный рок» - явление типично американское, увлечение им не прошло незамеченным в Ве­ликобритании - центре тогдашне­го рока. Английских групп, о кото­рых можно было бы сказать, что они играли «гаражный рок», - единицы (Them, некоторые песни Kinks). Однако, несмотря на это, «визитная карточка» «сего стиля была создана именно здесь, на островах туманного Альбиона «Дикая штука» группы Troggs до сегодняшнего дня считается иде­альной панк-песней.

Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжитель­ной. Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ рок-музы­ки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками но­вых стилей и направлений, кото­рые были предопределены стре­мительным прогрессом в области музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года все панк-группы в США либо рас­пались, либо оказались вовлечен­ными в прочие музыкальные течения, скажем, бабблгам мьюзик, как группа Shadows of Knight или в психоделию {таких было больше), как группы Seeds, 13'th Floor Elevators и др.

В дальнейшем, до середины 70-х годов течения, идейно близко­го гаражному року, не существо­вало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покида­ло отдельных представителей мо­лодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромис­сность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро разбросаны по всей Америке. Всходы, правда, появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине 60-х годов возникли группы МС5, Velvet Underground и Iggy Pop & the Stooges. Эти ансамбли со време­нем стали общепризнанными предтечами панк-рок-движения 70-х годов.

МС5 (Motor City Five - «Пятерка из города моторов», то есть Детройта, центра автомобильной промышленности США) обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный на­строй музыкантов выражался в текстах песен и поступках испол­нителей. Их деятельность в общих чертах очень походит на классиче­ский вариант более поздней панк-группы, за исключением малень­кой детали: МС5 в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл спо­собен изменить в мире все, что угодно...

Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамб­лем для своего времени. В пору расцвета культуры хиппи и лозун­гов типа «непротивления злу наси­лием», они поднимали в своих произведениях темы, на которые было наложено табу: половые из­вращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчужде­ние, жестокость общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи. Эти проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали уйти от них в мир собственных ил­люзий. А в музыке и текстах песен Velvet Underground явственно слы­шалось разрушающее действие современной урбанизированной цивилизации, звучал, что называ­ется, набат.

Stooges олицетворяли собой третью составную часть панк-ро­ка - визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны во время концерта или расцарапать себе грудь до крови, или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны. Первое выступление Iggy Pop & the Sto­oges в 1967 году в городе Эрр Арбор (штат Мичиган) описывает­ся американскими критиками таким образом: «Игги извивался всем телом, испуская нечленораз­дельные вопли, размазывал по го­лому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под прими­тивный и очень громкий рок».

К счастью или к сожалению, не знаю, но в те годы заряд ненави­сти, выплеснутый в эйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушате­лей тогда не приняли ни музыки, ни идей МС5, Velvet Underground и Stooges. Мнение было общеприз­нанным: хуже не бывает.

Однако среди американском элиты нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы этих групп. Среди них были впол­не известные в США личности: например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уор-холл, который на первых порах взял «под свое крылышко» Velvet Underground. Может быть, богем­ные «мальчики» просто пресыти­лись роскошной и беззаботной жизнью и решили вкусить чего-ни­будь эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое: интеллектуальная богема оказалась в сос­тоянии первой почувствовать обо­стрение застарелого кризиса в развитых странах мира, особенно в США: кризиса морали, челове­ческих и общественных взаимоот­ношений, кризиса власти. Волна наркомании, захлестнувшая Аме­рику как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки, которые так и не приве­ли к уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Рос­сия по-прежнему не желала рас­статься с идеей о «мировой ре­волюции», жестокий экономиче­ский кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт - вот вехи разочарования молодежи в собственном обще­стве и в тех, кто им управляет.

 

 

Факел, зажженный «гаражниками» и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973/1974 годах вполне интелли­гентные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вече­рам в двух клубах - «CBGB» и «Max's Kansas City». Кумиром этой молодежи становятся новые группы: Television, New York Dolls, Ramones, которые представляют­ся теперь первыми панк-музыкан­тами второй, настоящей волны панк-рока. Лидер Television Том Верлен бросает вызов: «А я люблю катастрофы и все, что потом...», а Патти Смит (Patti Smith Group) окончательно порывает с безво­лием хиппи и подписывает ему приговор:

 

Мать говорила

«Все, что требуется - это любовь».

Но как она ни старалась,

Все равно теперь живет в одиночестве...

 

Черта подведена. Ищется новое ключевое понятие вместо слова «любовь» (им скоро станет «нена­висть»). Но пока деятельность американских панков не выходит за границы клубных вечеринок. Американцы остаются в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе - символизме, футу­ризме. В общем, интеллигенция развлекается. Ничего страшного. Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Велико­британией два года спустя - в 1976 году. Англичане точно скопи­ровали американцев - и ошеломи­ли респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень замет­но, подняло за океаном бурю. А всему зачинщиком стал не осо­бо известный содержатель лон­донского магазина супермодной одежды и побрякушек Малькольм Макларен. В самом конце карьеры New York Dolls он подвизался у них в качестве менеджера, тонко уловил основные тенденции нью-йоркского прото-панка и решил ис­пользовать этот опыт на родине. Результат получился ошеломляю­щим. Назывался он - Sex Pistols.

Несмотря на то, что многое в британском панке действительно воспринимается с трудом, кажет­ся диким, необузданным, подчас каким-то животным порывом, он видится закономерным явлением как в жизни современйого обще­ства, так и в рок-музыкальной суб­культуре. Панк стал реакцией «по­коления без будущего» не толь­ко на нелегкие условия жизни и невозможность полной реализа­ции духовных сил, но одновременно с этим и потребительско-ме-щанской сущности на интенсификацию общественно-политичес­ких и информационно-технологи­ческих процессов. Очень быстро он превратился в протест - фор­му, подходящую для любых столкновений на любой почве: идеологи­ческой, социальной, музыкальной. Поначалу напуганные властьиму-щие объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому - бунт. Причем бунт этот возник из транс­формированного конфликта «от­цов и детей». Поразительно: детей не устраивали именно те отцы, ко­торые когда-то, 20 лет назад, по­вздорили с собственными родите­лями. Вспомните появление рок-н-ролла. А теперь уже новоявлен­ные панк-бунтари из группы Ge­neration X пели:

 

Пытаюсь выкинуть из головы

Всякое воспоминание о вашем поколении,

Используя любую возможность для этого.

Цель оправдывает средства,

Ваше поколение ничего для меня не значит.

 

Однако теперь все было куда сложнее. Старые мечты рухнули - новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприя­тия окружающего мира и ниги­лизма. При изобилии материаль­ных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, что­бы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возник­новения панк-бунта.

В начале 1976 года добропоря­дочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков. В кожаных куртках и нарочито ра­зорванных джинсах на коленках, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощети­нившиеся разноцветными шеве­люрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочка­ми, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они оккупировали подворотни, местные пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отноше­нию к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Иные формы протеста казались уже малоэффективными. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что из­менить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. Мир потерял смысл. Жизнь потеряла смысл. Будущего не стало. Об этом, например, пели Sex Pistols в песне «Боже, храни королеву»:

 

Боже, храни королеву.

Ведь это - фашистский режим,

Он сделал из тебя болвана –

Потенциальную водородную бомбу.

 

Боже, храни королеву,

Ведь она не живое существо.

Нет будущего

В мечтах англичан

Нет будущего, нет - для тебя.

 

Когда будущего нет,

Как может существовать грех?

Мы - цветы в мусорном ящике,

Мы - яд человечества

Мы - будущее,

Ваше будущее.

 

Определяющим стало наплева­тельское отношение к окружаю­щим и самим себе, установка со­вершать всегда только то, что хо­чется сию минуту. Мораль оказа­лась повернутой на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице ста­новилось внешним проявлением «нравственности». Это отчетливо выразила группа Slits в песне «Враг №1»:

 

Если тебе нравится белый цвет, я буду черной,

Если ты любишь черный, я буду желтой,

Если ты ценишь рациональное, я буду безрассудной,

Если ты дорожишь рассудком, я буду ненормальной,

Если ты любишь мир и цветы, я принесу ножи и цепи.

Этакий дух противоречия встает за этими строчками.

 

Высмеять все привычное и устоявшееся, разрушить создава­емое веками, раз оно на пользу не всем, а лишь тем, кто в бриллиантах, - так и пробила себе доро­гу идеология панков - идеология противления злу бессильным на­силием... над собой и окружаю­щими.

Но здесь важно отметить, и об этом еще будет сказано ниже, что нового внес панк-бунт в молодеж­ный рок-протест по сравнению с предыдущими годами и даже «первой рок-революцией». Удар наносился не только и не столько по знакомым «мишеням» - рели­гии и так называемой буржуазной морали, что обычно выливалось в пропаганду секса и свободной любви, но и по основным общест­венным устоям вообще - истеб­лишменту, милитаризму, королев­ской семье и т. д. Это, например, звучит у Clash. Вот слова из песни «Белое восстание»:

 

Вся власть у тех,

Кто

В состоянии купить ее.

Мы ходим по улицам, как цыплята...

И все делают то, что им говорят...

Я хочу, чтобы восстали люди

С белым цветом кожи.

Белое восстание – мое восстание.

 

Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975 го­да началась вторая рок-револю­ция. В этот день в Лондоне в Кол­ледже искусств Святого Мартина состоялось первое публичное вы­ступление ансамбля с вызываю­щим названием Sex Pistols. Группа исполнила всего пять ком­позиций собственного сочинения, после чего напуганный сотрудник колледжа вырубил электричество. Концерт длился 10 минут.

Несмотря на неудачи, о Sex Pistols заговорили. В основном благодаря скандалам, которые со­путствовали появлению музыкан­тов в любых местах. Их ругали и костили, как никого еще не ругали и не костили в рок-музыке. «Мело­ди Мейкер», ведущий английский еженедельник, обрушился на них с разгромной рецензией. Ответ­ственный работник корпорации грамзаписи «WEA» Дейв Ди в ин­тервью дал им такую оценку: «С музыкальной точки зрения это просто немузыкально. В том, что они исполняют, нет дисциплины - поэтому у меня не может про­снуться любовь к ним. Я не думаю, что у этого направления есть хоть какое-нибудь будущее». А великий труженик рок-музыки Фил Коллинз небрежно отмахнулся: «Да у них просто нет таланта».

Конечно! И даже больше: у них не только не было таланта - они играть-то на музыкальных инстру­ментах умели кое-как. В этом и за­ключалась идея панк-рока! Они иг­рали свои песни не ради музыки, или развлечения, или денег, а ради таких же, как они сами, уличных мальчишек и девчонок. Они оде­вались так же, думали так же, дей­ствовали (читай: хулиганили) так же. Плоть от плоти - улица[1]. А кто же еще мог стать во главе мо­лодежи, у которой остался лишь один лозунг: «Бороться против всего»? Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли в тоннах элек­троинструментов и другой аппара­туры, их опусы в домашних усло­виях невозможно было воспроиз­вести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd преврати­лись в бизнесменов и жили в особ­няках, разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось точек сопри­косновения с молодежью. 12-ми­нутные гитарные соло или диско-танцы под фонограмму не имели никакого отношения к уличным па­цанам или молодым безработным[2].

Поэтому-то панк и предложил создать свой собственный альтер­нативный мир рок-музыки, кото­рый не требует десятков тысяч долларов на покупку дорогостоя­щей аппаратуры, не нуждается в контрактах с солидными звукоза­писывающими компаниями, не за­интересован в продаже пластинок миллионными тиражами. Все, что требуется этой самодеятельности, - пара дешевых гитар да ударная установка: каждый, обладающий минимальными музыкальными способностями (хотя и это необя­зательно), может организовать ан­самбль под крышей собственного дома.

 

Вехой в становлении британско­го панк-рока стал фестиваль, про­шедший 20/21 сентября 1976 года в лондонском клубе «100». К это­му времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен (англ. rotten - прогнивший) и превра­тился во «врага общественности № 1», став одновременно лидером «потерянного поколения».

Первая же песня Sex Pistols, по­лучившая известность, - стала эта­лоном для всех подражателей: «Анархия в Соединенном Коро­левстве». В диком темпе Роттен словно плевался словами:

 

Я анти-Христос,

Я анархист!

Не знаю, чего я хочу,

Но знаю, как этого добиться.

Я хочу уничтожать прохожих,

Потому что желаю быть самой анархией.

 

Ненависть к общественному устройству так и рвалась у него наружу. Он говорил: «Я хотел бы взорвать весь этот мир. Грязный, отвратительный мир...» Выступая по национальному телевидению, музыканты Sex Pistols сквернословили во время интервью, говорили гнусности. Добропорядочная, чопорная Англия была шокирована.

На фестивале атмосфера была запанибратская. Выступали все основные группы, успевшие наро­диться за последние полгода под влиянием Sex Pistols: Clash, Sub­way Sect, Siouxsie & the Banshees, Damned, Vibrators, Buzzcocks. Из Франции специально приехали Stinky Toys. У этих ансамблей му­зыка и текст во многом были по­хожи. Главное - они были в массе своей дилетантами и старались копировать Sex Pistols. Песни, как правило, не продолжались более двух минут, исполнялись в очень быстром рок-н-ролльном темпе с однообразной басовой партией, подчеркивающей ритм. Многие старались звучать нарочито резко, немелодично, певцы хрипели, да­вились, орали, визжали в микро­фон. Зачастую песни производили впечатление сырого, недоделанно­го материала. И все же это не помешало известному и очень по­пулярному в те годы рок-гитарис­ту Крису Спеддингу сказать: «Они выглядели и звучали хорошо. Большинство групп скучны, а панк - нет. Они пришли в самое время. Я не понимаю, почему их некоторые критикуют... Очевидно, они плохо слышат».

Из выступавших на фестивале ансамблей наибольший успех со­путствовал, конечно же, Sех Pistols. Из других групп лучше всего смо­трелись Clash и Damned. Subway Sect не имели ничего своего за душой. Утверждая: «Мы говорим, что хотим», музыканты во всем повторяли Sex Pistols. У них не бы­ло собственной аппаратуры и ме­ста для репетиций, поэтому они неотступно следовали за Clash и, как только те отставляли в сторо­ну свои гитары, «сабвэйсектовцы» немедленно «пользовались мо­ментом» и начинали репетировать. Правда, отсутствие аппаратуры - общая беда «подпольных групп»: их участники были, как правило, очень бедны. В связи с этим на фестивале произошла одна символичная история, о которой необхо­димо упомянуть.

Для выступления группы Siouxsie & the Banshees потребовалась ударная установка и гитары. Дого­ворились с добряками Clash, что те дадут им свои. Но когда «клэшевцы» увидели, как Сиукси на­пяливает себе на руку повязку со свастикой, они тут же отказали ее группе в аппаратуре. «Мне кажет­ся, она не совсем понимает, что делает, - сказал менеджер Clash Бернард Родз. - Мы не хотим иметь ничего общего с ЭТИМ».

Среди песен, звучавших два ве­чера в клубе «100», были всякие. Но общий настрой можно пред­ставить себе по названиям: «Скука», «Лондон в огне», «Я сражался с законом...» Панки пели о самих себе: о нищете и очередях за по­собием по безработице, о детской преступности и неумолимом по­дорожании жизни, о жестокости на улицах и о наркомании, хаосе и анархии, о существовании вместо жизни, о нежелании подчиняться чужой воле и жажде быть сво­бодными. Их песни были наполнены смутным недовольством, обде­ленностью и полной безнадежно­стью. Сокрушающий нигилизм сквозил во всем, словно панков тошнило от собственной жизни.

В первый год о панк-роке много писали и говорили как о музы­ке безработных, высказывались мысли об атаке на систему. Но даже в среде самих панков осо­бых иллюзий на сей счет не было. Джо Стаммер из Clash говорил так: «Рок-н-ролл - совершенно бесполезен. Никто из нас ничего не изменит. Пройдет несколько лет, и все будут, как и прежде, ко­паться в дерьме, а в свободное от этого занятия время пойдут и ку­пят четвертый или пятый, а может быть, к тому времени и шестой альбом группы Clash. Рок ничего не в силах изменить. Но после то­го, как я это сказал - а я это ска; зал только для того, чтобы вы по­няли, что у меня нет особых иллю­зий, - я все же хочу попробовать что-то изменить. Главное, за что я борюсь - за персональную свободу. За право выбора».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: