Бывают ли «безобидные» лекарства?




Расхожее и типичное для обывателей мнение, что существуют безобидные и даже исключительно полезные лекарства. Притча во языцех – витамины. Я ограничусь только парой ссылок на качественные работы об увеличении заболеваемость раком легких и увеличении смертности у больных раком ЖКТ при приеме витаминов и антиоксидантов. [17], [18].

Вот такие данные, а не реклама, должны предоставляться больным, практикующим ОС!

Можно сказать, что в целом, задача информационного сопровождения больных, нацеленных на ОС, должна начинаться с пропаганды «здорового образа жизни» (вот тут благодатное поле деятельности социальной рекламы), затем идетразвенчание мифов о лекарствах, и объяснения того, что организм и вообще жизнь, устроены очень сложно, что нет только полезных лекарств (а бывают только бесполезные), что почти все они, в той или иной мере, могут быть опасными и даже смертельными. Следующим этапом должно стать разъяснение понятий качественных доказательств безопасности и эффективности лекарств, то есть потребительской части доказательной медицины (ДМ). Иными словами (и я обращаю на это внимание читателя!) информирование общества в котором практикуется ОС должно преследовать цель, прямо противоположенную целям рекламы лекарств. В идеале, такие сведения должны предоставляться не только простым гражданам, а разъясняться в процессе обучения работникам СМИ, а также «лицам, принимающим решения». Такая политика требует создания и пропаганды уже имеющихся в мире специальных ресурсов для тех, кто не хочет быть одурачен[13]. Инфраструктура этого процесса требует, в частности, создания отсутствующих на сегодня в России инструкций использования лекарств для потребителя. и разделения их с таковыми, написанными для врача[14].

Все это предполагает наличие большого числа образованных и неглупых потребителей. Однако, как ни прискорбно, таких в России, даже среди врачей найти сегодня трудно. СМИ с удивительной настойчивостью заняты распространением оболванивающих передач типа «Доброго здоровьица!» (Первый канал!), где хитренькие деревенские целители, потрафляя примитивной публике, дают те самые «простые решения» для нерешаемых проблем…. ДМ почти не преподается врачам как обязательный предмет в медвузах (я утверждаю — программно не преподается!). Вместо этого создаются кафедры «народной медицины» и т.п….

Сегодня надо с прискорбием констатировать, что в России пока нет базы для развития системы ОС. Именно поэтому пустующую нишу заполняют рекламой.

 

Эпилог

Полный запрет на рекламу лекарств был бы безусловным благом. Теперь время повторить: Реклама не может и не должна быть источником сведений для самолечения (как ответственного, так и безответственного).

Однако нужно быть реалистом. Государство никогда не пойдет на такой запрет. На упомянутой телепередаче, представители МЗРФ стыдливо признались, что речь идет только «о рассмотрении целесообразности запрета рекламы в СМИ». Не сомневаюсь, что выводы такого рассмотрения будут те же, что и в телепередаче: «нецелесообразно…». Фармпроизводители встроены в глобальную экономическую систему. Они платят огромные налоги, они действительно нередко выпускают действенные и даже революционные лекарства, они дают работу огромному числу людей и т.д. и т.п. Государствам выгоден фармбизнес, как выгоден им бизнес игорный. Правда государства обычно хотят почти невозможного: «и невинность соблюсти и капитал приобрести». В этой связи можно представить, что идеальным решением был бы поиск механизма регулирования соотношения вред/выгода, подобно регуляции численности поголовья диких животных, конкурирующих за пищевые источники, или расчет «крейсерского объема вреда» причиняемого рекламой [15]. Однако, кому доверить такой расчет? И уж точно он нереален в государстве, насквозь пораженном коррупцией…

Серьезные перемены в здравоохранении России могут произойти только в том случае, если безраздельно господствующему производителю средств медицинского применения будет противостоять частный страховой бизнес [16]. Только столкновение двух форм разнонаправленного бизнеса может создать систему адекватных компенсаций и буквально заставить:

Врачей – изучать ДМ и прописывать только эффективные и безопасные препараты.

Производителей — доказывать эффективность и безопасность своей продукции, соответствие их рекламы научным доказательствам эффективности и безопасности, а также другим этическим принципам, которые были изложены выше.

Проблема с ценами разрешится сама собой, если государство восстановит здесь свою монополию и кроме верхней границы цен на лекарства (и т.п.) будет определять цены вообще, а равным образом и процент страхового возмещения купленных средств медицинского применения, которые до очередного пересмотра должны оставаться незыблемыми.

Для появления вечно искомой в России «политической воли» для к.л. перемен в здравоохранении, должен быть уничтожен российский «медицинский апартеид». «Просветление в мозгу», как сказал Поэт, наступит только тогда, когда лица «принимающие решения» перестанут обслуживаться совсем в других медицинских учреждениях, не имеющих ничего общего с таковыми «для черни».[17]

Замечательный французский фильм о рекламном бизнесе «99 франков» (кстати, показывающий, что представляет собой реклама на самом деле), заканчивается словами: «По данным ООН, ежегодный бюджет на рекламу составляет 500 млрд. долларов….. 10% этой суммы было бы достаточно, чтобы наполовину сократить голод на Земле».

 

Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама — это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию.

Реклама — коммерческое средство массовой информации, созданное для того, чтобы стимулировать сбыт продукта или услуги….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: