В каком порядке согласовывается с выборным профсоюзным органом график отпусков?




График отпусков согласовывается с выборным профсоюзным органом (профсоюзным комитетом) в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.

То есть работодатель перед принятием решения об утверждении графика отпусков направляет его проект и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанного проекта направляет работодателю мотивированное мнение о нем в письменной форме.

Если профсоюзный комитет не согласен с проектом графика отпусков, он направляет работодателю предложения по его совершенствованию. При этом работодатель может согласиться с профсоюзом либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Если к согласию прийти так и не удалось, возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого работодатель имеет право принять локальный нормативный акт.

Если профсоюз посчитает, что принятие графика отпусков без учета его мнения неблагоприятно отразится на работниках, он может обжаловать такой график в соответствующую государственную инспекцию труда или в суде. Профсоюзный комитет также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Может ли работодатель самостоятельно утвердить правила внутреннего трудового распорядка (или иной локальный нормативный акт), если в организации отсутствует представительный орган работников?

В силу ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов организации. Однако если в организации нет представительного органа, работодатель может принять правила внутреннего трудового распорядка (или иной локальный нормативный акт) самостоятельно: трудовое законодательство не устанавливает запретов в этой части.

 

III. Судебная практика, связанная с порядком учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов

 

Споры, касающиеся норм локальных актов, условно можно разделить на:

- оспаривание самих норм локальных актов;

- оспаривание действий работодателя, основанных на незаконных нормах локального акта.

В первом случае речь идет об оспаривании всего или части локального акта. Речь может идти как о нарушении процедуры при принятии локального акта, так и о нарушении прав работника этим актом.

Во втором случае споры не основаны на самом локальном акте, но связаны с ним. Это споры об оспаривании дисциплинарных взысканий за невыполнение тех инструкций и регламентов, с которыми работник не был вовремя ознакомлен.

Должен ли запросить работодатель мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей меньше половины работников?

Согласно ч.1 ст. 372 ТК РФ работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

При этом закон не уточняет: первичная профсоюзная организация должна представлять интересы относительного или абсолютного большинства работников (более половины). Однако, несмотря на неполноту закона в данном вопросе практика сложилась единообразно.

Так, в Апелляционном определении Архангельского областного суда от 21.03.2013 по делу № 33-1488/2013 сказано, что работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя. Другими словами, по мнению суда, членами такой профсоюзной организации должны быть не менее половины работников данного работодателя (см. также Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 20.09.2012 по делу № 33-160/12, 2-218/12, Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 21 июля 2016 г. по делу № 33А-1766/2016, Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 22 июня 2016 г. по делу № 33-3685/2016).

В этих делах, если суд устанавливал, что первичная профсоюзная организация объединяла менее половины работников соответствующего работодателя, то признавалось, что работодатель не обязан проводить процедуру учета мнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: