Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 4 глава




Документом является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими его идентифицировать. Он может быть исполнен как на бумаге, так и в электронном виде. Исследование документов включает в себя - изучение физических свойств документа; изучение документа (как самого документа, так и в совокупности с другими). Исследование объектов, существующих в единственном экземпляре, может проводиться лишь в тех случаях, когда их качественное состояние не будет изменено.

Исследование предметов и документов может быть произведено на месте их обнаружения (например, экспресс-тест наркотиков) и в соответствующих экспертных учреждениях. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Результаты исследования предметов и документов, проведенного в учреждениях уполномоченных органов, оформляются справкой, составленной лицом, производившим исследование. Итоги исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих ведомств.

Результаты исследования специалистами из числа лиц, привлеченных к содействию на контрактной основе, оформляются актом исследования (ревизии, проверки), который по своей форме и содержанию должен в максимально допустимых пределах соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению акта экспертизы, без внесения в него сведений, составляющих государственную тайну.

Результаты исследования могут быть представлены следователю или судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью лица, оказывающего конфиденциальное содействие.

7. Наблюдение (слежка) - это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации, местами их нахождения, хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества, а также с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках.

В настоящее время используется три вида наблюдения: физическое (визуальное); электронное; комплексное.

К физическому наблюдению, основанному на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, осуществляющаяся либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут быть использованы технические средства - фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать действия наблюдаемого лица в реальном времени.

Электронное наблюдение, основанное на применение специальных технических средств, позволяет организовывать и проводить наблюдение за интересующим лицом как в помещении, в транспортном средстве, так и на открытой местности. При этом привлекаются, как правило, сотрудники оперативно-технических подразделений. В ходе этого вида наблюдения нередко используется аппаратура аудио-, видеозаписи с целью контроля и записи разговоров, действий и операций проверяемого лица.

Комплексное наблюдение позволяет фиксировать в хронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие.

Наблюдение - мероприятие ограниченного использования и поэтому простая (физическая) форма его осуществления используется по решению руководителя оперативного аппарата, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма наблюдения проводится только на основании решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища. В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино - или видеосъемка.

Организация и тактика наблюдения специально уполномоченными на это подразделениями, порядок оформления полученных результатов регламентируются ведомственными нормативными актами.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или при необходимости объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок либо видеокассет и могут передаваться органам предварительного следствия или судье. Причем, только подлинная запись. Объективность и достоверность технических источников информации могут быть проверены в ходе отдельных следственных действий или в ходе судебной экспертизы. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

8. Довольно сложным оперативно-розыскным мероприятием является отождествление личности, позволяющее в непроцессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции). Это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в не процессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, другим данным. Не процессуальное опознание может происходить в разных организационно-тактических формах, с использованием различных средств оперативно-розыскной деятельности, а факт его проведения - сохраняться в тайне от разыскиваемого. Мероприятие может проводиться визуально (в местах массового скопления людей, при патрулировании в месте возможного появления объекта, посещение данного места под легендой), по видеозаписи, по аудиозаписи, по изображению (фотографии, фотороботу, рисованному портрету), по запаховым следам. На практике объектами отождествления могут быть не только живые лица, но и неопознанные трупы, обнаруженные бесхозные и изъятые у преступников предметы и вещи.

В некоторых случаях результаты оперативного опознания можно оформить как опознание, выполненное в соответствии с требованиями ст. 193 УПК РФ. Для этого необходимо неукоснительно соблюдать несколько условий: опознание должно производиться после возбуждения уголовного дела; в опознании должно участвовать не менее двух незаинтересованных лиц, чье участие, возможно, оформить как участие понятых; опознаваемый должен находиться в естественных условиях, среди не менее двух субъектов, имеющих с ним внешнее сходство; опознающий должен указать на одно из предъявленных ему лиц и объяснить, по каким признакам он узнал данное лицо.

При осуществлении отождествления запрещается: оказывать воздействие на участников и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка в отождествлении личности; допускать действия, исключающие процессуальное опознание и сбор доказательств или ставящие их под сомнение; привлекать в качестве опознающих лиц, страдающих психическими заболеваниями или болезненными расстройствами (например, сильная близорукость, глухота), не позволяющими активно оценить качества предъявляемого для опознания лица.

Результаты отождествления оформляются рапортом (справкой) оперативного работника, при необходимости - с приложением фототаблиц, видеозаписи сюжетов, предъявляемых для опознания. Целесообразно записать объяснение лица, опознавшего человека в ходе оперативно - розыскного мероприятия, что создает возможность его последующего допроса и, следовательно, легализации процесса опознания. Использование служебно-розыскной собаки при опознании оформляется актом ее применения в присутствии понятых, и подшиваются к уголовному делу.

9. В перечне оперативно-розыскных мероприятий важное место занимает обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и иных объектов. Оно заключается в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств изучении объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и др., а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной деятельности и иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом.

Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер.

Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения понятых. В этом случае от владельца могут быть истребованы планы здания строения, произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведена фото-, видеосъемка. В ходе гласного обследования допускается изъятие (с разрешения владельца) предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе, интересующих оперативного работника объектов, в том числе и письменных. Результаты такого обследования оформляются, как правило, справкой, к которой прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки, фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствии могут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. В случае подтверждения факта их относимости к расследуемому событию изъятые объекты могут быть приобщены к материалам уголовного дела.

Негласное обследование, связанное с ограничением конституционного права граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководством уполномоченного органа.

Негласное обследование проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов, осуществляющих ОРД, с участием инициаторов мероприятия. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создание других условий для следообразования. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.

При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (от представителя жилищно-коммунального хозяйства до члена благотворительной организации). В ходе этого вида обследования используются возможности скрытых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т.п.

Результаты обследования, проводимого непосредственно оперативным работником, оформляются рапортом или справкой.

При проведении гласного осмотра с участием других лиц и специалистов составляется акт обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного осмотра, или акт, форма которого установлена для ведомства (службы), чье должностное лицо принимало участие в зашифрованном обследовании. Эти документы могут впоследствии приобщаться к материалам уголовного дела.

Справка о результатах обследования, проводимого с использованием негласных оперативно-технических сил и средств, хранится в материалах оперативно-розыскного производства.

В случаях применения при оперативном осмотре видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, иных способов фиксации и изъятия, обнаруженных следов эти сведения отражаются в отдельных документах (справках, актах и т.д.), которые могут быть в последующем представлены лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания.

10. Сущность такого ОРМ, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, заключается в негласном отборе и изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммной корреспонденции и иных сообщений в целях получения информации, представляющий интерес для решения задач оперативно-розыскной деятельности, в учреждении (предприятии) отправления и приема корреспонденции. Содержание понятия "иные сообщения" законодатель относит к ним сообщения, передаваемые по сетям электрической и почтовой связи. В свою очередь, определение понятий "сети электрической связи" и "почтовая связь" даются в Федеральном законе "О связи" от 16.02.1995. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 под электрической связью понимается всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам; сети электросвязи - технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания; почтовая связь - это прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также перевод денежных средств.

Поскольку данное ОРМ вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации), его проведение возможно только на основании судебного решения (ст. 185 УПК РФ), выносимого на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя уполномоченного органа. В ходе данного оперативно-розыскного мероприятия оперативный работник обязан: обеспечить сохранение в тайне факта контроля; сохранность почтового отправления; в тайне сведений, содержащихся в почтовом отправлении.

Порядок проведения оперативно-технических мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, и оформление их результатов регламентируются специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Объектами контроля выступают письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.

Максимальный срок контроля почтовых отправлений не может превышать шести месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.

При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержимое посылок, отбираются образцы для исследования. Материальные носители информации, полученные в результате проведения данного мероприятия, на основании постановления руководителя органа внутренних дел и с согласия исполнителя могут быть переданы лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, для использования в процессе доказывания.

Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений оформляются соответствующими актами (разовый контроль может быть оформлен рапортом оперативного сотрудника). При необходимости к актам прилагаются отснятые копии, ксерокопии, фотографии, образцы для исследования (если контролю подвергалось содержание посылки). При этом образцы могут быть направлены на исследование в криминалистические лаборатории, например для определения, относится ли изъятое вещество к наркотическим.

Цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, досмотр посылок, передач и бандеролей в условиях учреждений по исполнению наказаний не являются оперативно-розыскным мероприятием, и порядок их осуществления регламентируется уголовно-исполнительным законодательством.

11. Среди видов негласного получения информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, и получение с помощью по абонентской телефонной линии связи, т.е. прослушивание телефонных переговоров. Оно осуществляется только на основании решения суда (ст. 186 УПК РФ) и, как правило, проводится с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями уполномоченных органов, в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Срок прослушивания не превышать 6 месяцев. При необходимости продления срока судья на основании вновь представленных материалов выносит дополнительное решение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме, законодателем разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без судебного решения на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов.

Прослушивание телефонных переговоров возможно не только при использовании заподозренными лицами проводных линий связи, но и радиотелефонных каналов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могут переговоры как двух абонентов, так и передача сообщений на автоответчик. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О связи", предприятия и операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности на территории Российской Федерации обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, а в случае использования средств связи в преступных целях допускается прерывание прослушиваемых переговоров.

Можно выделить следующие ситуации, при которых появляется необходимость телефонного прослушивания: когда предполагается разговор (сговор) между соучастниками - членами преступной группы; когда подозреваемый звонит своей жертве перед преступлением или после его совершения; когда разыскиваемое лицо выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками.

Ход данного мероприятия, как правило, фиксируется в справке оперативно - технического подразделения, а также на магнитных носителях, которые в определенных случаях на основании постановления оперативного сотрудника могут быть переданы в экспертно-криминалистическое подразделение для производства либо предварительного исследования, либо судебной экспертизы. Порядок проведения прослушивания и оформление его результатов регламентируются специальными ведомственными и межведомственными нормативными актами. Следует отметить, что в качестве доказательств могут быть использованы лишь те сведения, которые получены в ходе прослушивания телефонных переговоров, оформленных в установленном порядке.

Результаты прослушивания отражаются в рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы, хранящиеся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонним лицам.

Магнитные носители информации с оригиналами записей контролируемых переговоров в случае необходимости использования в процессе доказывания могут передаваться следователю с разрешения исполнителя мероприятия, если при этом не будут разглашены сведения, составляющие государственную тайну. Фонограмма записи контролируемых переговоров направляется следователю с сопроводительным письмом или постановлением, утвержденным руководителем уполномоченного органа.

12. Такое оперативно-розыскное мероприятие, как снятие информации с технических каналов связи, заключается в негласном съеме информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей. Термин "технические каналы связи" в других законодательных актах, кроме настоящего Федерального закона, не встречается, поэтому его содержание весьма неопределенно. В ведомственной инструкции, объявленной приказом МВД России от 10 июня 1994 г., к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования и т.п. Правомерно отнести сюда компьютерные сети и различные радиопереговорные устройства, основанные на использовании радиоволн.

Данное ОРМ проводится на основании решения судьи, поскольку оно ограничивает конституционные права граждан, целью которого является получение информации, передаваемое заподозренными лицами по техническим каналам связи. Порядок снятия информации с технических каналов связи и оформление их результатов регламентируются отдельными межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Гласное снятие информации проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости лиц, оказывающих ему добровольное содействие, в том числе и специалистов.

При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого диска компьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа.

Результаты снятия информации оформляются при проведении лично сотрудником оперативного подразделения справкой или рапортом; при участии других лиц, в том числе специалистов, актом. В случаях использования при снятии информации компьютерных дискет и иных физических носителей копированной информации это оформляется в виде приложения к вышеуказанным документам или отдельными документами (справками, актами и т.п.). Полученные носители информации могут быть впоследствии представлены следователю для использования в процессе доказывания по уголовным делам при отсутствии в них сведений, составляющих государственную тайну.

13. Оперативное внедрение - это способ получения информации путем конспиративного (под легендой) внедрения штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или интересующие объекты. Сведения о штатных негласных сотрудниках органов внутренних дел, а также лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, внедренных в преступные формирования, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме. Запрещается использовать оперативное внедрение для негласного участия в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Данное ОРМ проводится в целях получения тщательно скрываемых сведений о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес, воздействия на определенных лиц, документировании информации. Оперативное внедрение оправдывает себя в следующих ситуациях: когда доказательства о преступной деятельности не могут быть получены в ходе процессуальных действий; в условиях дефицита времени, когда процедура принятия решения о возбуждении уголовного дела, его регистрации, создание оперативно-следственной группы, распределения функций между ее членами и т.п. не позволяет предотвратить готовящееся преступление или участники криминального формирования могут скрыться от правосудия. При осуществлении внедрения оперативные сотрудник имеют право пользоваться документами, зашифровывающими его принадлежность к правоохранительным органам, в том числе сведений о работе, об используемом транспортном средстве и т.п.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ, внедрение сотрудника может быть долговременным, длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность, более того, настоящий Федеральный закон допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга. Достаточно детальных критериев противоправной деятельности внедренного сотрудника пока не разработано. Представляется, что данный сотрудник не имеет права совершать тяжкие преступления, лишать жизни граждан и т.п.

Организация и тактика оперативного внедрения регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом сотрудника оперативного аппарата или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе, в случае необходимости могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.

14. Сложное, многоэтапное оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение информации о поставке, закупке, продаже, перемещении предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых либо запрещена, либо оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств, является контролируемая поставка. Контролируемые поставки подразделяются на три основных вида:

- внутренние - проводимые на территории Российской Федерации;

- внешние - осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территории иностранных государств;

- транзитные - в отношении объектов, перемещаемых через территорию Российской Федерации по инициативе правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций.

Данное ОРМ осуществляется на основании мотивированного постановления сотрудника оперативного аппарата и утвержденного руководителем уполномоченного органа. Перед началом проведения такой поставки все участвующие в ней лица должны быть ознакомлены с данным постановлением. Оригинал постановления на период проведения контролируемой поставки должен находиться у одного из сотрудников оперативного подразделения, обеспечивающих контроль за перемещением объектов, и может при необходимости использоваться им для устранения возникающих при этом препятствий.

При проведении контролируемой поставки на территории других стран она разрабатываете на основании существующих межгосударственных договоров, соглашений. Правовой основой применения метода контролируемой поставки на международном уровне следует рассматривать Конвенцию ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" от 19 декабря 1988 г. Статья 227 ТК РФ предусмотрела возможность проведения контролируемой поставки наркотических средств и психотропных веществ в целях пресечения их международного незаконного оборота по согласованию с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств и на основе подписанных международных договоров. Статья 228 ТК допускает использование метода контролируемой поставки и в отношении других предметов, представляющих собой орудия или средства совершения преступлений, добытых преступным путем либо являющихся контрабандным товаром.

Право других оперативных служб на осуществление контролируемой поставки наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства конкретизировано в ст. 49 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", в которой допускается перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через ее территорию указанных предметов с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД.

Органы, осуществляющие контрольную поставку, обязаны предпринять все меры в пути следования и в месте доставки по сохранности груза, его пребывания в нетронутом состоянии. Действия правоохранительных органов должны быть организованы таким образом, чтобы не дешифровать сущность проводимой операции. При проведении контролируемой поставки могут опрашиваться лица, осведомленные о перемещаемом товаре, наводиться справки о документальном оформлении груза, собираться его образцы, осуществляться как физическое, так и электронное наблюдение за перемещением контролируемого объекта, прослушиваться телефонные переговоры участников незаконной операции и т.д. В связи с этим ее с полным основанием можно считать организационно-тактическим комплексом согласованных по цели, месту и времени оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения контролируемой поставки регламентируются ведомственными нормативными актами.

Контролируемая поставка, как правило, проводится по плану, утверждаемому руководителем органа, являющегося ее инициатором, и согласованному с руководителями других органов и ведомств, привлекаемых к ее реализации. В плане указываются основания для ее проведения, поставленные цели и задачи, используемые силы и средства, предполагаемые финансовые расходы, мероприятия по документированию преступных действий, меры по обеспечению безопасности участников и порядок использования полученных результатов.

В планах и постановлениях на проведение контролируемой поставки запрещается указывать сведения о личности привлекаемых к ее реализации штатных негласных сотрудников и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Результаты контролируемой поставки оформляются различными документами в зависимости от достигнутых целей и задач: рапортом, справкой, приходно-расходными и другими документами, объяснениями граждан, актом контролируемой поставки, иными носителями информации, которые могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.

15. Способ получения информации, заключающийся в негласном наблюдении и документировании поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств, является оперативным экспериментом. Он мало чем отличается от следственного эксперимента, регламентированного ст. 181 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы этой статьи распространяются и на оперативный эксперимент. Уголовно-процессуальный закон определяет эксперимент как воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых (опытных) действий. Важное отличие оперативного эксперимента от следственного является конспиративность, т.е. маскировка цели, ролей и задач, посвящение в замысел и структуру эксперимента весьма узкого круга оперативников ОРМ проводится на основании постановление утвержденного руководителем уполномоченного органа в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, перечень, которых определен в ст. 15 УК РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: