Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 9 глава




В постановлении руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о представлении оперативно-служебных материалов органу дознания, следователю, прокурору или в суд выражается решение, которое является актом применения правовых предписаний. Принятию такого решения должен предшествовать тщательный анализ материалов дела оперативного учета. Он должен привести к убеждению в том, что результаты оперативно-розыскной деятельности вполне надежны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использование в гласном уголовном процессе не причинит ущерба оперативно-розыскной деятельности.

По форме постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о направлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд может быть приравнено к постановлениям, выносимым следователем в ходе производства по уголовному делу. Оно также должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части постановления должно быть указано его наименование, место и время вынесения, фамилия, инициалы, должность и звание руководителя органа, а также отмечено, что послужило основанием для вынесения, данного постановления.

В описательной части постановления необходимо обосновать наличие в распоряжении оперативного подразделения материалов, содержащих сведения, которые могут служить правовыми предпосылками для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных действий, а также могут быть использованы в качестве содержания отдельных видов доказательств. Описательная часть рассматриваемого документа должна заканчиваться ссылкой на ст. 11, формулирующую правовое предписание, которое регламентирует представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Здесь же должно быть обосновано, почему результаты оперативно-розыскной деятельности представляются конкретному органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о направлении ее результатов конкретному органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Здесь же должны подробно перечисляться все оперативно-служебные материалы, которые направляются определенному правоохранительному органу. При необходимости должно быть указано, в результате какого оперативно-розыскного мероприятия были получены те или иные оперативные материалы. Если среди них имеются результаты, полученные с использованием технических средств (видео- или аудиозаписи, кино- или фотосъемки), то в документе должны быть указаны также данные о характеристиках этих средств. Они необходимы для того, чтобы при производстве следственного или судебного действия можно было применить аппаратуру с надлежащими техническими характеристиками, позволяющими не только воспроизвести соответствующую запись, съемку без искажений, но и не привнести в нее при этом каких-либо необратимых изменений.

Постановление подписывается должностным лицом, его вынесшим, и приобщается к делу оперативного учета, из которого были изъяты соответствующие оперативно-служебные документы. Ни само постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, ни его копия органу дознания, следователю, прокурору или в суд не направляются. Указанные в нем оперативно-служебные материалы направляются в соответствующий правоохранительный орган обычным сопроводительным письмом. В нем указывается должностное лицо, которому направляются оперативно-служебные материалы, констатируется наличие постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о представлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд и снова же подробно перечисляются направляемые оперативно-служебные материалы. Сопроводительное письмо такого содержания составляется в двух экземплярах: подлинник вместе с оперативно-служебными материалами направляется органу дознания, следователю, прокурору или в суд, а копия сопроводительного письма приобщается к делу оперативного учета, из которого выделены соответствующие материалы. Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

Если следователь (дознаватель, прокурор, судья) считает, что представленные оперативно-служебные материалы не имеют значения для уголовного дела или по каким-либо объективным причинам не могут быть использованы в его интересах, он возвращает такие материалы обратно. Об этом он должен вынести мотивированное постановление по аналогии с правилами отказа в удовлетворении ходатайства.

9. В случае представления органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, каких-либо оперативных материалов для использования в доказывании по уголовному делу следователь (орган дознания, суд) обязан принять представленные материалы либо мотивированно отказать в этом. Если дознаватель, следователь или судья как процессуально самостоятельные и независимые субъекты не считают представленные материалы, относящимися к делу, они вправе отказать в их принятии путем вынесения мотивированного постановления по аналогии с правилами отказа в удовлетворении ходатайств.

Принятие представленных оперативных материалов может быть оформлено протоколом, в котором фиксируются обстоятельства и факт принятия предметов, документов и их краткое описание. В дальнейшем представленные материалы используются в соответствии с нормами УПК РФ.

Порядок принятия материалов может быть упрощен, если представляемые предметы и документы получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя (органа дознания, суда). Составления в данном случае специальных протоколов не требуется.

Если на проведение оперативно-розыскного мероприятия было получено в установленном порядке разрешение суда, то результаты оперативно-розыскной деятельности представляются вместе с соответствующим судебным постановлением.

10. Результаты ОРД не представляются:

- если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

- если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном законом).

Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

11. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут служить основаниями для принятия соответствующими должностными лицами решений об отказе:

- в допуске конкретных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну; в допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

- в допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

- в установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- в выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, учитываются руководителями предприятий, учреждений, организаций при принятии решений. Учитывая назначение таких сведений, они должны быть тщательно проверенными и достоверными. Такие данные могут быть собраны как по запросам должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, так и по инициативе органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Отказывая в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, работам, связанным с эксплуатацией объектов повышенной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, в выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность, руководители предприятий, учреждений, организаций не обязаны знакомить заинтересованных лиц с оперативно-розыскными данными, с учетом которых было принято соответствующее решение.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы также для принятия необходимых мер по обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Наконец, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные одним органом, осуществляющим эту деятельность, могут быть направлены и использованы другим государственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Это происходит в случаях, когда использование полученной информации не входит в компетенцию органа, который ее получил.

 

Комментарий к статье 12

1. Предписания комментируемой статьи настоящего ФЗ призваны обеспечить эффективность оперативно-розыскной деятельности в рамках производства конкретного дела оперативного учета, а также исключить вероятное нанесение ущерба ее участникам со стороны заинтересованных в этом лиц. Вот поэтому конкретизирован перечень сведений, который в соответствии с Законом о государственной тайне составляет государственную тайну. В настоящем ФЗ сформулированы основные положения об обеспечении государственной тайны в ОРД:

- сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, лицах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках ОРО и конфидентах, а также об организации и о тактике проведение ОРМ составляют государственную тайну и подлежащих рассекречиванию только на основании постановления руководителя ОРО;

- предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках ОРО и конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных Федеральными законами;

- судебное решение на право проведения ОРМ и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в ОРО;

- оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим ОРО в порядке и случаях, установленных ФЗ об ОРД.

Отнесение указанных в этом списке сведений к государственной тайне обусловлено тем, что их распространение может нанести ущерб интересам оперативно-розыскной деятельности, снизить ее эффективность и таким образом поставить под угрозу безопасность России. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне заключается в установлении целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных последствий этого акта исходя из интересов ОРД и лиц, в ней участвующих.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне заключается в заблаговременном установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения и до изменения объективных обстоятельств, которые предопределяют нецелесообразность сохранения таких сведений в тайне.

Поэтому государство возлагает на себя обязанность надежно защищать сведения, составляющие государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности. Такая защита предполагает создание и обеспечение надлежащего режима получения, использования и хранения соответствующих данных, при котором они не могли бы стать достоянием посторонних лиц. Данный режим обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств.

2. Для более глубокого уяснения смысла предписаний, изложенных в комментируемой статье, необходимо раскрыть содержание отдельных терминов, использованных законодателем для их конструирования.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона "О государственной тайне").

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него (ст. 2).

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2).

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющим государственную тайну (ст. 2).

Рассекречивание сведений - снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 13 Закона "О государственной тайне").

Термины, не определенные на законодательном уровне, имеют следующее содержание.

Документ, содержащий государственную тайну, - акт, имеющий реквизиты, гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, выдачи и работы.

Источники информации - документы, физические и юридические лица, являющиеся носителями конфиденциальной информации в области оперативно-розыскной деятельности.

Организация проведения ОРМ - вид управленческой деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на подготовку и проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия, на основе планирования, контроля за исполнением и анализа итогов деятельности.

План - заранее намеченная система мероприятий по решению конкретной задачи, предусматривающая определенный порядок, последовательность, сроки и их исполнителей.

Результаты ОРД - фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном законом порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Сведения - информация, образующаяся в оперативно-служебной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел при реализации, возложенных на них законодательством задач и функций.

Силы ОРД - сотрудники оперативных аппаратов подразделений криминальной милиции, собственной безопасности и других специальных служб органов внутренних дел, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие.

Средства ОРД - оперативные учеты и специальная техника, используемые для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Тактика проведения ОРМ - способы и приемы осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

3. Защита государственной тайны обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств, в частности практической реализацией принципов конспирации, сочетанием гласных и негласных начал в ОРД, ограничением на предоставление сведений объектам ОРМ о полученной, о них информации, которые им передаются в пределах соблюдения требований конспирации и при условии исключения самой возможности разглашения государственной тайны. Сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных ОРО и о конфидентах, а также об организации и о тактике проведения ОРМ не могут быть предоставлены суду.

Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ведется на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне и распространившие сведения, перечисленные в ст. 12 настоящего Закона, а также допустившие небрежность при обращении с оперативно-служебными документами, в результате которой были утрачены или разглашены указанные сведения, несут уголовную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность по действующему законодательству.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности и обеспечивается ОРО в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Важным средством защиты сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, являются уголовно-правовые санкции. Разглашение государственной тайны лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, а также нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст.ст. 283 и 284 УК РФ.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства России о государственной тайне, наряду с уголовной несут также административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.

Сведения о тех сторонах оперативно-розыскной деятельности, которые составляют государственную тайну, могут быть рассекречены только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Принятие соответствующим руководителем такого постановления должно быть вызвано объективными обстоятельствами и в достаточной мере аргументировано.

4. Защита сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается также особым порядком допуска граждан к такого рода сведениям и особыми условиями прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне, которые предусмотрены ст. 21-23 Закона о государственной тайне. Доступ к сведениям о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, имеют только должностные лица подразделений органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, у которых оформлен соответствующий допуск к секретным документам и работам.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к информации, содержащей государственную тайну, оформляется в добровольном порядке и предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

- ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

- принятие решения руководителем органа о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Согласно ст. 22 Закона "О государственной тайне" должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне в случаях:

- признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у него неснятой судимости за эти преступления;

- наличия у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;

- постоянного проживания его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

- выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

- уклонения его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

При отказе в допуске к государственной тайне гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Согласно ч. 6. ст. 21 Закона "О государственной тайне" устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой секретности.

Руководители несут персональную ответственность за создание условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и в объемах, необходимых ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Предание гласности названных сведений возможно лишь при проведении расследования и рассмотрении в суде уголовных дел о преступлениях, относящихся к категории тяжких или связанных с участием в них членов организованных преступных групп, когда иными способами и средствами невозможно установить истину. Доступ к этим сведениям должен быть строго ограничен узким кругом лиц, участвующих в процессе расследования и рассмотрения данной категории уголовных дел. Недопустимо разглашение сведений об использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий по этим уголовным делам силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности в средствах массовой информации.

Должностные и иные лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, и виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.

5. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается только при наличии определенных законодателем условий. Ими являются согласие такого лица, изложенное в письменной форме, и наличие конкретного указания об этом в Федеральном законе.

6. Интересами сохранения в тайне факта проведения ОРМ продиктовано законодательное предписание на хранение судебного решения и материалов, послуживших основанием для принятия такого решения, только в ОРО. Судебные органы не вправе оставлять в своем распоряжении копии судебных решений и материалы, их обосновывающие. Предписание, предусматривающее хранение судебного решения на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалов, послуживших основанием для принятия такого решения, только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, также направлено на защиту сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, и обусловлено тем, что именно в этих органах практически обеспечивается надежная сохранность соответствующих материалов и исключается доступ к ним посторонних лиц.

Руководители судебных органов обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

7. Оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, могут представляться органу дознания, следователю, судье на основании и в порядке, предусмотренных ч. 3 ст. 11 настоящего ФЗ, а другим ОРО - в соответствии с положениями ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов с соблюдением требований режима секретности.

К оперативно-служебным документам о результатах оперативно-розыскной деятельности, предоставляемым органу дознания, следователю, судье, относятся рапорта, справки, сводки, акты, отчеты, в содержании которых не должны отражаться сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах оперативно-розыскной деятельности, об организации и тактике проведения ОРМ.

Оперативно-служебные документы, направляемые в адрес других органов, осуществляющих ОРД, и относящиеся к их компетенции, должны иметь соответствующий гриф секретности.

Запрещается передача каких-либо оперативно-служебных документов в другие министерства, ведомства, организации и учреждения, не имеющие отношения к организации ОРД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: