Комментарий к статье 19
1. Задачи, решаемые оперативными аппаратами посредством осуществления оперативно-розыскной деятельности, требуют денежных средств, которые обеспечиваются за счет специальных ассигнований.
В комментируемой статье настоящего ФЗ изложен закрытый (исключительный) перечень источников финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Тем самым исключено произвольное толкование норм законодательного акта относительно возможных источников финансирования органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Основным источником такого финансирования служит федеральный бюджет. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации издан Приказ Минфина РФ N 103н от 30 ноября 2001 г., зарегистрированный в Минюсте РФ 26 декабря 2001 г. Этим документом утверждено Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета оперативно-розыскных мероприятий. В положении определен ряд терминов.
Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета, имеющий право распределять средства федерального бюджета, направляемые на проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", по подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета.
Распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета, направляемые на проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", по подведомственным получателям средств федерального бюджета.
Получатель средств федерального бюджета - орган государственной власти, бюджетное учреждение, имеющие право на получение средств федерального бюджета в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, оперативные подразделения, которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
Закон устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. Механизм данного порядка не произволен. Во-первых, устанавливая порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности, руководители не вправе превышать свою компетенцию. Как правило, полномочия руководителей излагаются в соответствующем положении. Во-вторых, порядок изложен в соответствующих нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В-третьих, порядок расходования финансовых средств в оперативно-розыскной деятельности должен определяться в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.
Первые руководители государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются главными распорядителями кредитов (финансовых средств), получаемых от Минфина России в соответствии с ежегодными заявками.
2. Расходы на содержание оперативных аппаратов и подразделений предусматривают выплату денежного содержания гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Понятие "расход финансовых средств" в настоящем ФЗ не раскрывается, его виды не устанавливаются, их целевое назначение не конкретизируется. Ведомственные нормативные акты, регламентирующие ОРД, предусматривают следующие виды расходов финансовых средств, направленных на:
а) содержание оперативных аппаратов и подразделений, осуществляющих ОРД;
б) оплату услуг лиц, сотрудничающих с этими органами либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;
в) обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий;
г) техническое оснащение оперативных аппаратов;
д) прочие расходы, связанные с ОРД.
3. В соответствии с предписаниями настоящего ФЗ законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации).
По существу речь идет о дополнительных источниках финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Однако следует помнить о двух обстоятельствах.
Во-первых, данное предписание Федерального закона не может действовать напрямую. Его реализация возможна только при условии наличия аналогичной разрешительной нормы в законодательстве конкретного субъекта Российской Федерации. Это вызвано тем, что согласно п. "з" ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении России находится только федеральный бюджет. К совместному ведению России и субъектов Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации не относятся. Вне пределов ведения России и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Во-вторых, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе только увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, но не полномочны их сокращать.
4. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, возлагается на руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Финансовый контроль основывается на действующем российском законодательстве и осуществляется в соответствии с ведомственными нормативными актами (приказами, указаниями и др.). Непосредственный контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на контрольно-ревизионные и финансово-экономические подразделения уполномоченных органов и соответствующие подчиненные им аппараты.
Кроме того, контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, согласно возлагается на специально уполномоченных на то представителей Минфина России. На этих представителей возлагаются обязанности и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Минфина России. Важно отметить, что представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. После допуска они являются полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о финансировании оперативно-розыскной деятельности должны предоставляться в полном объеме.