Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 8 глава




Требование незамедлительного рассмотрения материалов означает, что в любой период рабочего времени судья, в обязанность которого входит принятие данного решения, не вправе без достаточных к тому оснований отложить рассмотрение вопроса по существу, если он не занят в судебном процессе.

Порядок рассмотрения судьей материалов не определен, имеется лишь указание, что рассмотрение осуществляется судьей единолично. Судья вправе ограничиться исследованием письменных документов. С согласия судьи при исследовании материалов могут присутствовать и давать пояснения представители органа, осуществляющего ОРД.

Основанием для рассмотрения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Поскольку перечень таких руководителей согласно Закону устанавливается ведомственными нормативными актами, уполномоченный судья или председатель суда вправе ознакомиться с этими актами.

Для получения судебного решения необходимо мотивированное постановление соответствующего руководителя уполномоченного органа.

К постановлению прилагаются все необходимые материалы, содержащие информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

Достаточность представленных фактических данных оценивается судьей по внутреннему убеждению, основанному на их изучении. Судья вправе потребовать представления дополнительных материалов. Такое требование не является, безусловно, обязательным для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Закон оговаривает, представление какой информации суду полностью исключается. Это данные о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. Отказ судьи в даче разрешения на проведение оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, не может быть мотивирован одним лишь непредставлением информации по названным вопросам.

Решение судьи о разрешении на проведение оперативно-розыскного мероприятия и об отказе в этом оформляется в виде мотивированного постановления. Следует признать неправильной практику, когда постановление об отказе в проведении мероприятия не составляется.

Количество экземпляров постановления определяется фактической потребностью. Постановление, заверенное гербовой печатью, выдается представителю органа, возбудившего ходатайство о проведении ОРМ, одновременно с возвращением всех представленных им материалов с отметкой судьи об ознакомлении с ними. Постановление судьи секретно до окончания ОРМ. В дальнейшем оно вместе с полученными результатами может приобщаться к уголовному делу.

Судья определяет срок действия постановления с учетом исследованных фактических данных и ходатайства, содержащегося в постановлении инициатора проведения мероприятия. Срок не может превышать шести месяцев со дня вынесения постановления.

В постановлении может быть указан меньший срок его действия.

Повторное возбуждение перед судом ходатайства о даче разрешения на проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия после истечения шестимесячного срока допускается в исключительных случаях при наличии вновь открывшихся фактических данных. Таковыми могут быть сведения о совершении новых преступлений или появлении иных лиц, причастных к преступной деятельности, информация о которых появилась по окончании срока действия первоначального разрешения суда.

4. Постановление судьи об отказе в проведении оперативно-розыскного мероприятия обжалованию не подлежит. Однако орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Наряду с другими материалами, подтверждающими необходимость и обоснованность проведения мероприятия, должно быть представлено постановление районного суда об отказе в даче разрешения на проведение мероприятия. Если такое постановление инициатору проведения мероприятия не выдано, он обязан указать в постановлении, когда возбуждалось ходатайство перед нижестоящим судом и по каким основаниям решение об отказе следует считать неправомерным.

 

Комментарий к статье 10

1. Каждый государственный орган - субъект ОРД - имеет и развивает собственные информационно-поисковые системы (далее - ИПС) оперативно-розыскного назначения. Вместе с тем функционируют ИПС общего пользования для всех государственных правоохранительных органов и спецслужб.

Для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности создают и используют различные оперативные учеты-массивы сведений, собираемых и систематизируемых в автоматизированных банках данных, автоматизированных информационно-поисковых системах, картотеках, фототеках, коллекциях и следотеках, в основе которых лежат точные сведения о разнообразных объектах, попадающих в сферу ОРД. Оперативные учеты создаются исходя из практической потребности правоохранительных органов для получения при обращении к этим учетам такого рода информации, которая помогала бы в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и неопознанных трупов, принадлежности имущества.

Объекты оперативных учетов условно подразделяются на три группы:

1) лица;

2) факты, события;

3) предметы, вещи.

В основе каждой группы лежат определенные признаки объекта, позволяющие его идентифицировать.

Основными объектами первой группы, подлежащими оперативному учету, являются лица:

- от которых можно ожидать совершения преступлений;

- замышляющие, подготавливающие либо совершившие преступления;

- скрывшиеся от следствия и суда, совершившие побег из мест лишения свободы;

- пропавшие без вести.

В эту группу входят также:

- приметы неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

- неопознанные трупы;

- лица, доставленные в медицинские учреждения, личность которых не установлена;

- дети, которые не могут сообщить свои данные; граждане, осуществляющие конфиденциальное содействие органам.

Основные объекты второй группы:

- зарегистрированные преступления, как раскрытые, так и нераскрытые;

- информация, поступившая от конфиденциальных источников.

Третью группу объектов информационных систем составляют:

- орудия совершенных преступлений;

- автотранспортные средства;

- огнестрельное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, а также похищенное;

- разыскиваемые предметы, документы и вещи, служившие предметом преступных посягательств, а также обнаруженные и изъятые, принадлежность которых не установлена.

Организация, порядок ведения и использования информационных систем регламентируются ведомственными нормативными актами.

2. Для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, уполномоченные органы могут заводить дела оперативного учета (далее - ДОУ). Производство по делам оперативного учета представляет собой проведение комплекса ОРМ, для решения задач оперативно-розыскной деятельности, если другими силами, средствами и методами решить эти задачи невозможно, либо крайне затруднительно. Под ДОУ следует понимать специальные накопители информации (папки) для сбора (накопления) и систематизации документов, содержащих данные о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сведения (материалы), отражающие основания, условия, планы, организацию, тактику и результаты проведения ОРМ в целях решения задач, ОРД. ДОУ могут заводиться как в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, так и применительно к подготавливаемым, совершающимся или совершенным преступлениям, когда отсутствуют данные об их субъектах либо имеется информация, указывающая на признаки преступления, угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. При помощи ДОУ создаются условия для качественного и эффективного документирования и информационного обеспечения ОРО, обеспечения законности в их деятельности, а, следовательно, и прав граждан. Благодаря ДОУ создается предпосылка к решению задач ОРД, обеспечению контроля за деятельностью ОРО, обоснованностью проводимых ими ОРМ.

Так, добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав, предусмотренных ст. 23 (ч. 2) и 25 Конституции РФ, возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона), такая информация накапливается (содержится в материалах) ДОУ, поэтому их ведение является одной из гарантий конституционных прав граждан.

Правовым основанием для заведения дела оперативного учета служат решения соответствующих исполнителей и их руководителей, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами.

На каждое заведенное дело оперативного учета составляются установленные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы. Ведение ДОУ обеспечивает возможность осуществления ведомственного контроля и прокурорского надзора за ОРД, определения условий и оснований для проведения ОРМ, применения необходимых ограничений и обеспечивает гарантии от произвола государственных органов.

3. В процессе ведения дел оперативного учета собираются, систематизируются и закрепляются фактические данные, которые могут быть использованы для подготовки и принятия следственных и судебных решений, проведения последующих оперативно-розыскных мероприятий. Такими данными являются:

- факты, относящиеся к событию преступления (время, место, способ и другие обстоятельства) либо свидетельствующие о причастности лиц (лица), на которых заведено дело оперативного учета, к подготовке или совершению противоправного деяния;

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

- сведения о характере и размере ущерба, причиненного лицами, на которых заведено дело оперативного учета, о местонахождении орудий преступления, предметов преступного посягательства и нажитых преступным путем ценностей, о причинах и обстоятельствах, способствовавших совершению противоправного деяния.

Основаниями для заведения ДОУ являются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки (для подтверждения или опровержения) и реализации в виде проведения гласных и негласных ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.

Что касается оперативной информации на лиц, вступающих в контакты с объектами, в отношении которых заведено ДОУ и проводятся ОРМ, то ее накопление допустимо постольку, поскольку задача ОРМ заключается в установлении преступных связей проверяемого лица.

Полученные фактические данные отражаются в различных оперативно-служебных документах, которые концентрируются в делах.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на неприкосновенность частной жизни. В п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. указано, что ст. 10 Закона об ОРД регламентирует сбор, хранение и использование сведений (информации), касающихся преступного деяния, а преступное деяние не относится к сфере частной жизни, охраняемой ст. 24 Конституции РФ.

По этой же причине следует считать законным распространение оперативно-розыскных мероприятий на граждан, вступающих в контакты с лицом, в отношении которого заведено дело оперативного учета, поскольку одна из задач ОРД состоит в установлении преступных связей проверяемого.

4. Основаниями для прекращения ДОУ являются:

а) истечение сроков его ведения, которые устанавливаются ведомственными нормативными актами;

б) решение конкретных задач ОРД, предусмотренных настоящим Федеральным законом (в частности, ДОУ подлежит прекращению в случаях выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыска скрывающегося или без вести пропавшего лица);

в) установление обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Представляется нецелесообразным и необоснованным ведение ДОУ в случаях установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения задач, в целях которых было заведено соответствующее ДОУ. К ним относятся:

- разобщение преступной группы, сформировавшейся с преступными целями, и отказ членов этой группы от совершения подготавливаемого преступления, для пресечения которого было заведено дело оперативного учета, если фактически совершенные ими деяния не содержат состава иного преступления;

- смерть лица, на которого было заведено дело;

- пребывание лица в условиях, исключающих возможность совершения подготавливаемого преступления (арест, осуждение к лишению свободы по уголовному делу, не связанному с материалами дела оперативного учета, тяжелая и продолжительная болезнь и др.), для пресечения которого было заведено дело оперативного учета, если фактически совершенные им деяния не содержат состава иного преступления;

- неподтверждение данных, на основании которых заведено дело оперативного учета, или отсутствие в них признаков состава преступления;

- акт амнистии, если он устраняет применение наказания за преступные деяния лица, на которого было заведено дело оперативного учета).

Об объективной невозможности решения задач ОРД могут свидетельствовать, например, смерть лица, подозреваемого в совершении преступления и разрабатываемого по ДОУ, перемена таким лицом постоянного места жительства с выездом за рубеж, заболевание разрабатываемого лица, исключающее возможность совершения им намечаемого преступления, и др.

Если в ходе проведения ОРМ обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то ДОУ подлежит прекращению.

 

Комментарий к статье 11

1. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство представляют собой единство процессуального и непроцессуального. Это единство заключается не только в проведении следственных действий или ОРМ, т.е. включает не только процедурные вопросы, но и предполагает наряду с добыванием информации ее использование, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера. В соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД - это сведения, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Согласно ст. 2 настоящего Федерального закона результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы по различным направлениям. Поэтому очевидно, что такие результаты могут стать известными довольно широкому кругу лиц (особенно при использовании их в сфере уголовного процесса, как деятельности гласной). В то же время ст. 12 настоящего ФЗ некоторые результаты оперативно-розыскной деятельности относит к государственной тайне.

2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности регламентируется настоящим Федеральным законом и в ст. 89 УПК РФ (использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности), межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденную Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56, согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Министерстве юстиции, и Временной инструкцией о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, утвержденную Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 12 мая 2006 г. N 147 согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Минюсте РФ 14 июля 2006 г.

Межведомственная инструкция состоит из введения, определяющего правовую основу представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд и устанавливающего обязательность ее требований для сотрудников оперативных подразделений, а также четырех разделов:

I. Общие положения;

II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

III. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

IV. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и обеспечение безопасности ее участников.

Временная инструкция ФСКН РФ состоит из 3 разделов:

I. Общие положения;

II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд;

III. Представление результатов ОРД органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд.

В приложениях к обеим Инструкциям приведены образцы документов, оформляемых на проводимые ОРМ, и подлежащие представлению.

В данных документах сказано, что сведения, полученные в соответствии с настоящим Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, отражаются в справках, сводках, актах, заключениях и других оперативно-служебных документах.

К оперативно-служебным документам могут прилагаться полученные при проведении ОРМ предметы, вещества, материальные (физические) носители информации (фонограммы, видеограммы, киноленты, фотопленки, фотоснимки, магнитные, лазерные диски, слепки и др.).

3. Следует иметь в виду, что доказательствами в уголовном процессе признаются не сами по себе данные, полученные в результате ОРД (они отсутствуют в перечне доказательств, допускаемых в уголовном процессе, в ч. 2 ст. 74 УПК РФ), а сформированные с их помощью и в соответствии с УПК РФ процессуальные доказательства. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по УД, должны:

1) позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям УПЗ, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;

2) содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по УД, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который должен стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

4. Для использования результатов ОРД в доказывании по УД необходимо, прежде всего:

1) обеспечить точное исполнение предусмотренных ФЗ "Об оперативной розыскной деятельности" и УПК РФ правил их представления органу дознания, следователю (дознавателю), прокурору, а также в суд. Порядок представления результатов ОРД определяется ведомственными нормативными актами;

2) тщательно проверить законность получения представленных оперативных данных;

3) установить порядок введения этих данных в уголовный процесс - формирования на их основе процессуальных доказательств.

5. Использование результатов ОРД при подготовке к проведению следственных действий ничем, кроме необходимости обеспечить соблюдение правил конспирации, не ограничено. На этапе подготовки к проведению следственных действий оперативно-розыскная информация имеет важное значение преимущественно в организационно-тактическом аспекте: с ее помощью орган дознания, следователь могут оптимально определить время, место, участников производства следственного действия, привлечь необходимые научно-технические и транспортные средства, конкретных специалистов, оперативных работников для оказания содействия, правильно спланировать выбор и последовательность тактических приемов проведения следственного действия.

Результаты оперативно-розыскной деятельности - это различные сведения (данные, информация) об обстоятельствах совершения преступления и лицах, причастных к нему, полученные оперативно-розыскным путем в рамках конкретного дела оперативного учета и зафиксированные в оперативно-служебных материалах: в справках (рапортах) оперативного сотрудника, проводившего оперативно-розыскные мероприятия; в сообщениях конфиденциальных источников; в заключениях специалистов; в документах, истребованных оперативным сотрудником из различных предприятий, учреждений, организаций, а также от должностных лиц; в материалах фото-, киносъемки, звуко-, видеозаписях, произведенных в процессе оперативно-розыскных мероприятий; в различных материальных предметах, изъятых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, и т.п.

В интересах полного и быстрого раскрытия преступления способами уголовного процесса следователю (лицу, производящему дознание) должна быть обеспечена реальная возможность знакомиться со всеми материалами, полученными при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, независимо от источников и способов их получении.

Возможны следующие ситуации, при которых оперативно-служебные материалы представляются органам и должностным лицам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность.

Во-первых, когда такие материалы являются исходными для возникновения и развития уголовно-процессуальных правоотношений. В подобных ситуациях представленные органу дознания, следователю или прокурору сведения оперативно-розыскного характера служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, используются для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве содержания некоторых видов доказательств.

Во-вторых, когда уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и оперативно-розыскная деятельность осуществляется параллельно с расследованием уголовного дела. В этих ситуациях орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, может направлять следователю оперативно-розыскные данные, которые могут быть использованы им только для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве содержания отдельных видов доказательств.

Наконец, возможна следующая ситуация: оперативное подразделение, как орган дознания, самостоятельно возбуждает уголовное дело, по выполнении неотложных следственных действий передает следователю дело, но по нему не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление. Согласно Закону орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. Но простым уведомлением о результатах оперативно-розыскной деятельности, направленной на установление лица, совершившего преступление, ограничиваться нельзя. При получении определенных результатов орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, также обязан представить следователю конкретные оперативно-служебные материалы. Как и в предыдущих случаях, содержащиеся в них сведения могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве содержания отдельных видов доказательств.

6. Под использованием результатов оперативно-розыскной деятельности для осуществления следственных действий понимается возможность учета названных результатов:

а) при принятии решения о производстве этих действий;

б) при непосредственном их проведении.

Принципиальная возможность использования оперативно-розыскной информации при принятии решения о проведении следственных действий заложена в самом уголовно-процессуальном законодательстве. При конструировании оснований производства следственных действий законодатель исходит из того, что основанием для проведения любого следственного действия (а значит, и для принятия решения об этом) является совокупность фактических данных, указывающих на возможность достижения определенных целей, получения новых сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Некоторые следственные действия (например, очная ставка) проводятся только на основании фактических данных (доказательств), содержащихся в уголовном деле. Основанием проведения других следственных действий может служить совокупность доказательств и фактических данных, почерпнутых из оперативно-розыскных источников.

Использование оперативно-розыскных данных непосредственно при проведении следственных действий носит в основном тактический характер. На базе оперативной информации в процессе следственных действий могут приниматься так называемые промежуточные решения, не требующие оформления в виде специального постановления. Вместе с тем согласно ст. 89 УПК РФ, при проверке законности получения представленных результатов ОРД необходимо, прежде всего, установить:

1) проведено ли оперативно-розыскное мероприятие уполномоченным государственным органом;

2) входит ли оперативно-розыскное мероприятие, в результате которого получена представленная информация, в перечень, установленный настоящим ФЗ;

3) имелись ли предусмотренные им основания и условия для производства проведенного оперативно-розыскного мероприятия, в частности, соблюден ли установленный законом порядок получения судебного решения на проведение мероприятия, которое связано с ограничением конституционных прав граждан.

7. Закон допускает использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления не только следственных, но и судебных действий. Такое предписание согласуется с другими нормами ФЗ, предусматривающими вынесение судом определения, которым дается органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, поручение о получении сведений, необходимых в интересах успешного рассмотрения уголовного дела в суде. Однако следует отметить, что действующий уголовно-процессуальный закон прямо не предусматривает процессуальных отношений суда с органами, осуществлявшими оперативно-розыскную деятельность, направленных на решение рассматриваемого вопроса. Закон допускает возможность дачи судом этим органам ряда поручений, например, о приводе свидетеля и потерпевшего в суд, если они не являются без уважительной причины.

8. Процедура представления результатов ОРД в орган дознания, следователю, прокурору или в суд регулируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденную Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56, согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Министерстве юстиции, и Временной инструкцией о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, утвержденную Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 12 мая 2006 г. N 147 согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Минюсте РФ 14 июля 2006 г.

В этих документах под термином "представление" понимается передача результатов ОРД не только в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, но также для использования в качестве повода и основания возбуждения уголовного дела и для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Инструкция предписывает порядок действий оперативных органов на этапе, предшествующем использованию результатов их деятельности субъектами уголовного процесса, и не затрагивает их взаимные отношения. В этом смысле регулирование порядка представления оперативных материалов в уголовное судопроизводство носит чисто ведомственный, односторонний характер.

Руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, выносит постановление о представлении результатов ОРМ, на основании которого осуществляется представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд. Такое требование закона обусловлено важностью решаемого вопроса как для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и для государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих право выносить постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно-технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ведомственными нормативными правовыми актами.

В результате представления результатов оперативно-розыскной деятельности соответствующие оперативно-служебные материалы изымаются из органа, осуществляющего эту деятельность, и передаются в ведение других правоохранительных органов. В результате этого они становятся доступными для определенного круга должностных лиц и граждан, вовлекаемых в сферу уголовного процесса. Данное обстоятельство не должно причинять ущерб интересам оперативно-розыскной деятельности. Постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о направлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно стать важной гарантией, обеспечивающей эффективность оперативно-розыскной деятельности в будущем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: