Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 5 глава




Условия проведения эксперимента не должны провоцировать лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами. Производство оперативного эксперимента допускается, если не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих, не создается опасности для их здоровья. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности, так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, путем применения различных "ловушек" и "приманок".

Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству.

Организация и тактика оперативного эксперимента регламентируются ведомственными нормативными актами.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, а в случае выявления преступлений или лиц, к ним причастных, - актом оперативного эксперимента, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту приобщаются физические носители информации, полученные в результате использования в процессе проведения оперативного эксперимента специальных технических и иных средств, которые могут использоваться в процессе доказывания.

16. Правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с настоящим Федеральным законом и ведомственными нормативными актами наделены сотрудники и руководители оперативных служб уполномоченных органов. Внештатные сотрудники могут привлекаться к проведению ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища. Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дачи ими впоследствии свидетельских показаний на предварительном расследовании или в суде.

При использовании помощи граждан на конфиденциальной основе сведения о таких лицах становятся государственной тайной, и они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их согласия в письменной форме.

Наиболее сложные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан и требующие использования специальной аппаратуры, осуществляются оперативно-техническими подразделениями уполномоченных органов по заданиям оперативных аппаратов, утверждаемым руководством. Компетенция этих подразделений и порядок их работы определяются ведомственными нормативными актами.

17. Оперативно розыскная деятельность предполагает широкое использование современных технических средств. Технические средства, применяемые в ходе осуществления ОРМ, могут быть как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, разнообразные средства связи и др.), так и специально изготовленными для негласного получения информации.

Применяются специальные поисковые приспособления - металлоискатели, оптические приборы, люминесцентные лампы, приборы ночного видения, компьютерная программа "фоторобот". Главное условие, поставленное здесь законодателем, заключается в том, чтобы применение различного рода средств не влекло за собою угрозу жизни и здоровью людей и не причиняло вреда окружающей среде. Указом Президента РФ N 891 от 1 сентября 1995 г. были определены меры по упорядочению организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств.

Организация и тактика применения специальных технических средств (далее - СТС) регламентируются также специальными ведомственными нормативными актами. Примером этому может служить Приказ МВД РФ N 213 от 7 июня 1995 г. "О принятии на вооружение специальных технических средств". Этим документом объявляется Перечень вновь разработанных специальных технических средств, принимаемых на вооружение органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. В него входят 9 разделов: оперативная техника, криминалистическая техника, технические средства охраны, средства связи, средства для проведения криминалистических исследований, специальный автотранспорт, поисковая техника специального назначения, техника защиты информации, специальное снаряжение.

В случае применения СТС в соответствующих оперативно-служебных документах, составленных по результатам ОРМ, должны быть отражены данные о технических характеристиках этих средств, условиях и порядке их использования. Это является одной из важных гарантий установления объективной связи полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию.

18. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Данное конституционное положение развивается в ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), где определено, что на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. При этом операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи (п. 2 ст. 63 Закона о связи). О том, что ОРМ, связанные с контролем переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, имеет весьма важное значение, говорит Указ Президента РФ от 01.09.1995 N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" и Постановление Правительства РФ от 27.07.2005 N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность".

В них сказано, что в целях обеспечения гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, усиления борьбы с преступностью и во исполнение настоящего Федерального закона контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы Федеральной службы безопасности. ОРМ связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности.

При отсутствии у органов ФСБ на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. На данный момент действует Приказ Минсвязи России N 130, которым предусмотрено взаимодействие операторов связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств в сеть связи оператора связи.

Ограничение права на тайну телефонных переговоров допустимо только на основании судебного решения, что относит судебный контроль к числу гарантий, препятствующих необоснованным ограничениям указанного права человека и гражданина. В пункте 1 ст. 63 Закона о связи указано, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных Федеральными законами, в том числе и ФЗ об ОРД. Настоящим Федеральным законом определены пределы возможных действий должностных лиц уполномоченного органа при отсутствии судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Ключевым положением является то, что на основании судебного решения должны проводиться только оперативно-розыскные мероприятия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, а также право на неприкосновенность жилища.

По результатам рассмотрения материалов, представленных инициатором проведения оперативно-розыскного мероприятия, судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционное право гражданина на тайну телефонных переговоров, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Следовательно, уполномоченный орган должен представить оператору связи заверенное оригиналом печати постановление суда. В случае нахождения оперативного подразделения уполномоченного органа в другом субъекте РФ предоставление судебного акта может быть обеспечено путем непосредственного предоставления судебного акта оператору связи представителем уполномоченного органа либо посредством федеральной фельдъегерской связи.

При предоставлении постановлений суда операторам связи юридический механизм взаимодействия оператора связи и уполномоченного органа может корректироваться с учетом законодательства о государственной тайне.

Во исполнение п. 4 ст. 64 Закона о связи порядок взаимодействия операторов связи в случаях, предусмотренных в настоящим Федеральным законом, с уполномоченными государственными органами на операторов связи возлагается обязанность по предоставлению круглосуточного доступа уполномоченным государственным органам к базам данных об абонентах и о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 Министерство информационных технологий и связи РФ совместно с ФСБ России подготовили проекты нормативных правовых актов по вопросам, касающимся информации об абонентах сети связи оператора связи, включаемой в базы данных, что не исключает внесения изменений в действующие нормативные акты, на основании которых будет установлена обязанность абонентов - юридических лиц представлять оператору связи заверенные списки лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица.

19. Настоящим Федеральным законом запрещается проведение ОРМ и использование при этом технических средств, предназначенных для негласного получения информации, лицами, не уполномоченными на проведение данной деятельности. Под ними, прежде всего, следует понимать сотрудников служб безопасности, частных детективов и частных охранников. Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ч. 3 ст. 1 запретил гражданам, занимающимся частной детективной деятельностью, осуществлять какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные Законом к исключительной компетенции государственных правоохранительных органов. Нарушение этого запрета может быть квалифицировано как превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 203 УК РФ. Кроме того, нарушители данной нормы могут быть привлечены к административной (ст. 19.1 КоАП РФ) либо уголовной (ст. 330 УК) ответственности за самоуправство.

20. Специальные технические средства, применяемые при проведении ОРМ, должны иметь государственную сертификацию, подтверждающую безопасность их для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды. Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 N 770. В этом нормативном акте указано 10 видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в том числе:

- для негласного получения и регистрации акустической информации;

- для негласного визуального наблюдения и документирования;

- для негласного прослушивания телефонных переговоров;

- для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;

- для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;

- для негласного исследования предметов и документов;

- для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;

- для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;

- для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;

- для негласной идентификации личности.

21. В соответствии с настоящим Федеральным законом и учетом необходимости осуществления мер, направленных на упорядочение разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами Президентом России был издан Указ N 21 от 9 января 1996 г.

Этим документом лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификацию, регистрацию и учет таких специальных технических средств было возложено на Федеральную службу безопасности РФ. В развитии данной темы, Постановлением Правительства РФ N 526 от 15 июля 2002 г., было утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. А ФСБ РФ был издан Приказ "Об аккредитации органов по сертификации в системах сертификации Федеральной службы безопасности Российской Федерации и утверждении положений об органах по сертификации" N 395 от 1 июля 2002 г.

На ФСБ РФ также возложено выявление и пресечение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования специальных и иных технических средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами; координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляемой в области разработки, производства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также координацию работы оперативных подразделений этих органов по выявлению нарушений неуполномоченными лицами установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Если указанные операции проводят юридические и физические лица, не обладающие полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, в частности промышленные предприятия, выпускающие такие технические средства, они обязаны получить лицензию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Нарушение этого правила влечет за собою административную или уголовную ответственность.

22. Законодатель, учитывая расширяющиеся в последнее время международные связи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных криминалистических и технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Постановлением Правительства РФ N 214 от 10 марта 2000 г. утверждено "Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию". Положение устанавливает порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность положение не распространяется). Им предусмотрено лицензирование ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств и таможенный контроль, и таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию (вывозимых из Российской Федерации) специальных технических средств.

Для принятия решения о возможности ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств заявитель представляет в Центр ФСБ РФ по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны соответствующее заявление, а также:

1) техническую документацию на специальные технические средства;

2) образцы специальных технических средств (по требованию Центра).

Центр в течение 10 дней со дня получения всех документов, принимает решение о возможности ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств. В отдельных случаях, при большом объеме представленных документов либо при наличии документов, требующих дополнительного изучения, срок принятия решения может быть продлен на 10 дней.

Основанием для отказа в выдаче положительного решения является:

1) сделанный по результатам экспертизы вывод о возможности нанесения ущерба безопасности государства;

2) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации.

Документы, представляемые для получения решения Центра, должны быть прошиты, заверены подписью и печатью заявителя.

Нарушение установленного порядка ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности юридическими лицами обеспечивают ФСБ РФ и ФТС РФ.

В список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, насчитываются 10 позиций. Ввозить и вывозить можно:

- специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации: системы проводной связи, предназначенные для негласного получения и регистрации акустической информации; радиоаппаратура, предназначенная для негласного получения и регистрации акустической информации;

- специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования (фотокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE); без визира; с вынесенными органами управления камерой; б) телевизионные и видеокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE); работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее; в) комплекс аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи;

- специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров: системы проводной связи, предназначенные для негласного прослушивания телефонных переговоров; радиоаппаратура, предназначенная для негласного прослушивания телефонных переговоров;

- специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;

- специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;

- специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов;

- переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура;

- специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; средства для вскрытия запирающих устройств; переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура;

- специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;

- специальные технические средства для негласной идентификации личности многоканальные регистраторы психофизиологических реакций человека.

Специальные технические средства могут быть как закамуфлированными под бытовые предметы, так и не закамуфлированными, если это не указано специально.

 

Комментарий к статье 7

1. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.

Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также не процессуальным и не оперативно-розыскным путем. Законодатель обобщенно обозначает основания как возбужденное уголовное дело, сведения, поручения, запросы, постановления.

2. Первым и наиболее общим основанием для проведения ОРМ обозначено наличие возбужденного уголовного дела. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Понятие "возбуждение уголовного дела" обозначает как начальную стадию уголовного судопроизводства, так и одно из решений, актов, завершающих эту стадию.

Сам факт возбуждения дела свидетельствует об установлении достаточных данных для его возбуждения (совокупности повода и основания, свидетельствующих о совершении или подготовке преступления) и, соответственно, для начала предварительного расследования, что находит процессуальное отражение в постановлении о возбуждении уголовного дела. В противном случае принимается решение об отказе в его возбуждении. Однако факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает иных оснований для проведения ОРМ, а является лишь процессуальным решением по конкретному случаю.

По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя, ОРМ могут проводиться как по его поручению, так и без такового. Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления, то оперативные аппараты, являясь одновременно органом дознания, обязаны в соответствии с требованиями УПК РФ принять необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника. В таких случаях даже отсутствие поручения следователя по находящемуся в его производстве нераскрытому делу не должно сковывать инициативы и активности оперативных работников. О результатах проводимых ОРМ по возбужденному уголовному делу оперативные аппараты должны уведомлять следователя.

Это объективно обязывает ОРО принимать исчерпывающие меры, направленные на обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, установление события преступления и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Установление факта совершения известным лицом умышленного преступления можно рассматривать в качестве достаточного основания подозревать его в причастности к другим преступлениям и проводить ОРМ с целью получения необходимой проверочной информации. Возложенная на оперативные аппараты органов внутренних дел задача - раскрывать преступления - не снимается с них после установления лица, его совершившего, и ее выполнение не может ставиться в зависимость от решений следователя.

3. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, являются основанием для проведения ОРМ и в том случае, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этой ситуации наличных данных недостаточно для того, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела (не установлено само событие преступления, известны лишь отдельные признаки, по которым в равной мере можно судить о наличии либо отсутствии преступления; первоначальное поведение лица не позволяет оценить его действия как преступные, но они могут перерасти в таковые и т.д.).

Не образует состава и не является признаком преступления возникновение умысла на его совершение. Уголовно наказуемо только приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению, поэтому пока такие действия не переросли в реальное преступление, нет оснований для возбуждения уголовного дела, но имеет место практическая целесообразность проведения ОРМ, при помощи которых можно предупредить преступление либо предотвратить его общественно опасные последствия.

Сведения, как основания для проведения ОРМ представляют собой известия, сообщения или иную информацию, в результате которых сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и (или) фактах, представляющих оперативный интерес.

Под ними следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.

Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях регламентирован. В этом нормативном документе предпринята попытка систематизации поступающей информации о преступлениях и происшествиях, которая делится на две группы: заявления и сообщения о преступлениях, являющиеся в соответствии с уголовно-процессуальным законом поводами к возбуждению уголовного дела, и другая информация о преступлениях и происшествиях.

К заявлениям и сообщениям о преступлениях, являющимся поводом к возбуждению уголовного дела, относятся протоколы устных заявлений граждан и должностных лиц, письменные заявления и письма граждан, письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также явки с повинной, оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Эти документы регистрируются в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях дежурной части органа внутренних дел и рассматриваются в соответствии со ст. 109 УПК. В случае вынесения по результатам рассмотрения таких заявлений и сообщений процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия должны быть прекращены, поскольку исключаются основания для их дальнейшего проведения.

Под другой информацией понимаются сообщения, которые не являются поводами для возбуждения уголовного дела, но требуют проверочных действий с целью установления признаков преступления или их отсутствия. К такому виду информации относятся:

- телефонные и иные сообщения об обращении в лечебные учреждения граждан с травмами криминального характера;

- сообщения об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих личность;

- факты срабатывания охранной сигнализации;

- публикации в средствах массовой информации;

- сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления;

- оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми;

- рапорты работников органов внутренних дел, о непосредственно ими обнаруженных или выявленных происшествиях;

- некоторые другие сообщения.

Анонимные сообщения, поступающие в органы внутренних дел, в дежурных частях не регистрируются, а передаются в оперативные подразделения для проверки и использования в пресечении и раскрытии преступлений. Такие сообщения, если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует рассматривать наряду с другими в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такие сведения являются основанием для проведения ОРМ только в случаях, если они стали известными ОРО, а также при условии, что они содержат соответствующую информацию о лицах, признаках, событиях или действиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: