Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 2 глава




- Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

- Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20.04.1959, - некоторые другие международные правовые акты, подписанные или ратифицированные Российской Федерацией.

Источником правового регулирования ОРД являются и международные правовые акты, принятые государствами-членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г. Отдельную группу международных правовых актов составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами государств-участников СНГ, в числе которых необходимо указать следующие:

- Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г. Стороны договорились исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, содействовать в проведении ОРМ и процессуальных действий;

- Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписанное в г. Киеве 21 октября 1992 г.;

- Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписанное в г. Ашхабаде 17.02.1994;

- Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, подписанное на заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ 16-18 декабря 1998 г. в г. Москве, в котором регламентирована процедура выполнения запросов на проведение наблюдения за лицами, обоснованно подозреваемыми в совершении преступлений, при пересечении ими внутренних границ СНГ.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств участников СНГ, которые являются между народными субъектами ОРД.

4. Центральное место в законодательном разделе принадлежит настоящему Федеральному закону. Этот законодательный акт пришел на смену Закону Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 13.03.1992, который был первым в истории российского права законом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность. До этого ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД, а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью.

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УПК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (таким образом устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью). Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, виды доказательств и способы их собирания, уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.

Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:

- Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции";

- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";

- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";

- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ;

- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации";

- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ;

- Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке";

- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации";

- Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране";

- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне";

- Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации";

- Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов";

- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";

- Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности";

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации";

- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I;

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I.

5. В подзаконный раздел правового регулирования ОРД можно отнести нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ: открытые межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, Генеральной прокуратуры РФ и других органов, а также ведомственные нормативные акты, которые носят закрытый характер (предназначены исключительно для служебного использования) и касаются организации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др. К первой группе иных нормативных правовых актов, К нормативным правовым актам Президента РФ, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие:

- "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" от 12 июля 1995 г.;

- "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30.11.1995;

- "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации" от 9 января 1996 г.;

- "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г.;

Правительством также принято ряд документов, касающихся ОРД:

- "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" от 4 сентября 1995 г.;

- Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне от 28 октября 1995 г.;

- Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД от 1 июля 1996 г.;

- "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" от 11 июля 1996 г.;

- "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" от 14 октября 1996 г.;

- "О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию" от 2 февраля 1998 г.;

- Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации от 10 марта 2000 г.

Важными нормативными правовыми актами также являются и такие документы:

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г.;

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г.;

- Определение Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой" от 14.07.1998.

Значимую роль в подзаконном разделе правового регулирования играют межведомственные и ведомственные нормативные акты, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Они готовятся и издаются в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997. Такие документы могут издаваться в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты утверждаются руководителем органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Так, основными нормативными актами, регламентирующими вопросы организации и тактики розыскной работы, являются: Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные Приказом МВД России от 5 мая 1993 г. N 213; совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36 и МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести"; Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная Приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. N 221 и согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным Приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. N 648/184/560/353/257/302, а также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ от 30 января 2002 г.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

Организация и тактика осуществления оперативно-розыскных мероприятий отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с соответствующими грифами, их содержание в открытой печати не публикуется. Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести следующие:

- Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд утверждена совместным Приказом Федеральной службы налоговой полиции, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета и Службы внешней разведки Российской Федерации от 13 мая 1998 г. и зарегистрирована в Министерстве юстиции 3 сентября 1998 г.

- Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений утверждена Приказом МВД России от 20 июня 1996 г. N 334 (регламентирован порядок взаимодействия следователей с оперативными аппаратами при реализации материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организация работы следственно-оперативных групп);

- Инструкция о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола утверждена Приказом МВД России от 11 января 1994 г. N 10;

- Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений - утверждено приказом МВД России от 6 августа 1993 г. N 390;

- О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (Указание Ген прокуратуры России от 29 июля 1996 г. N 44/15 и МВД России от 25 июля 1996 г. N 1/12812);

- "О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений против порядка прохождения военной службы" (Указание Генпрокуратуры России от 19 ноября 1997 г. N СУ-143);

- Общие технические требования к системе технических средств по обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи (утв. Приказом Госкомсвязи России от 27 марта 1999 г. N 47);

- "О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетях электросвязи Российской Федерации" (Приказ Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 г. N 70);

- Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета ОРМ, утвержденное Приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г.

 

Комментарий к статье 5

1. Конституцией РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ст. 18 основного закона, гласит, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Тем не менее, ограничение этих прав допустимо и не противоречит Конституции РФ, которой допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ст. 17 Международного пакта о защите прав человека и основных свобод (1966 г.).

Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом предусмотрено, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения.

Уполномоченные органы и их должностные лица при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. К личным и семейным тайнам относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях лица, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке. Под неприкосновенностью жилища понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Правом на неприкосновенность обладают лица, в собственности которых жилье находится или пользующиеся им на законном основании, т.е. имеющие соответствующие правоустанавливающие документы (договор аренды, найма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.). Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Право органов, осуществляющих ОРД, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено законодателем, но оно логично вытекает из содержания ч. 8 комментируемой статьи, где устанавливается запрет на разглашение таких сведений. Запрет на разглашение сведений не может не предполагать разрешения на их сбор. Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения Сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел в соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. вправе беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление.

Выполнение данных условий обеспечивается не только предписаниями норм настоящего ФЗ, но и положениями иных законодательных актов, например устанавливающими ответственность в случае нарушения указанных конституционных прав, а также законодательной регламентацией права обжалования незаконных действий властей и механизма его обеспечения (защиты).

Отказ от ограничения рассматриваемых прав граждан при условии и в случаях, предусмотренных в законе, может расцениваться как отказ государства от средств защиты прав потерпевших в пользу обеспечения неприкосновенности правонарушителей (преступников). Необходимо отметить и то, что ОРД является единственным, вынужденным, не имеющим альтернативы средством борьбы с преступностью, с ее скрытыми проявлениями.

2. Настоящим Федеральным законом регламентирует механизм реализации одного из основных принципов оперативно-розыскной деятельности - уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина и им не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодателем. Вот ведущие из них:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией экологически опасных объектов, к участию в оперативно-розыскной деятельности;

2) об установлении с лицом конфиденциального сотрудничества;

3) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;

4) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

3. В том случае, если лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд. Право на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, в первую очередь распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Конституции), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции), на тайну переписки и телефонных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции), на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими их права и интересы (ч. 2 ст. 24 Конституции), на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) и некоторых других.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Гражданин вправе сам выбирать инстанцию для обжалования действий, которые, по его мнению, привели к нарушению его прав и свобод. Вышестоящий орган в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. обязан рассмотреть жалобу в месячный срок и дать письменный ответ. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд в следующие сроки:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы гражданина в прокуратуру определяются Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г.

Жалоба в суд или прокурору подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, на который подается жалоба.

Нарушения закона при осуществлении ОРД могут повлечь дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В Уголовном кодексе РФ в гл. 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139) и отказ в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина (ст. 140).

Кроме того, могут обжаловаться случаи нарушения ряда специфических прав, которыми наделяются граждане, оказывающие содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе.

4. Конституция РФ (ч. 2 ст. 24) возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления, на должностных лиц этих органов обязанность знакомить заинтересованных лиц с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Развитие этой темы получило в Указе Президента РФ о дополнительных гарантиях права граждан на информацию от 31 декабря 1993 г. и Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" от 22 февраля 1995. Согласно государственных нормативных актов право ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы, могут только лица, чьих прав и свобод они касаются. Следовательно, круг лиц ограничивается непосредственно заинтересованными лицами, а круг документов и материалов - только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией лиц. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Законодатель называет два условия, при которых лицо может потребовать от органа, осуществлявшего ОРД, сведения о полученной, о нем информации:

1) оно должно располагать фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий;

2) полагать, что при этом были нарушены его права.

Указанные положения Закона означают: гражданин не обязан доказывать наличие у него подобных фактов, тем более подтверждать чем-либо свой внутренний дискомфорт, вызванный вторжением в его частную жизнь. Заявление (требование) гражданина о предоставлении сведений о касающейся его информации адресуется в орган, непосредственно проводивший ОРМ, либо в вышестоящее подразделение. Реабилитированного могут интересовать сведения о том, где и какие проводились в отношении него оперативно-розыскные мероприятия, а также содержание полученных фактических данных. Соответствующий орган обязан предоставить информацию в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Закон не содержит предписания знакомить гражданина с оперативно-служебными документами. Интересующая его информация может оформляться справкой. В справку включаются те сведения, которые содержатся в делах оперативного учета либо других оперативно-служебных документах. Отказ в ознакомлении с информацией должен быть письменным. Вместе с этим Конституционный суд РФ указал, что у гражданина нет конституционного права на истребование всей собранной о нем информации, если оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись с соблюдением требований Конституции и в рамках настоящего Федерального закона.

5. В случае отказа в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. Обжалование отказа производится в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, т.е. в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Вместе с тем в п. 1 ст. 254 ГПК РФ отмечается, что заявление может быть подано как непосредственно в суд, так и в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, должностному лицу. Обжалование гражданином в суд отказа в предоставлении информации или предоставление ее не в полном объеме, не связывается законодателем ни с какими условиями. Достаточно приложить к заявлению письменный документ об отказе (в случае его отсутствия - копию обращения в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность) либо указать в заявлении мотивы, которые дают основания полагать, что получены не все сведения.

Заявление подается гражданином по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, отказ которых оспаривается. Предметом судебного исследования, является не законность оперативно-розыскных мероприятий, не восстановление прав и законных интересов лица и возмещение причиненного ему вреда, а обоснованность ограничения конституционного права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ можно сделать вывод, что обратиться с заявлением в суд можно в течение трех месяцев со дня, когда было отказано в информации. Вместе с тем пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД. Обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении лицу сведений, в том числе в полном объеме, возложена на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Этот же орган обязан по требованию судьи предоставить оперативно-служебные документы, содержащие сведения, в ознакомлении с которыми заявителю было отказано. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: