Дисциплина «Судебная бухгалтерия» представляет собой спецкурс в рамках уголовно-правовой специализации. Она базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин как «Криминалистика», «Трудовое право», «Экономика», «Налоговое право».
В целях наиболее полного и глубокого изучения спецкурса можно рекомендовать студентам по каждой теме курса пользоваться конспектами лекций, материалами практических занятий, методическими разработками, а также источниками не только обязательной (учебники, практикумы, сборники задач, альбомы схем), но и дополнительной литературы (монографии, статьи). Для наиболее глубокого уяснения бухгалтерских терминов и категорий, освоения, одной работы недостаточно, необходимо обобщение нескольких литературных источников.
Перечень литературы приводится в данных методических рекомендациях к каждой теме.
Формами обучения являются лекции и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.
Лекции играют важную роль в процессе обучения. Они, как правило, затрагивают основные положения науки. Полезность лекции заключается в следующем: 1) студент, внимательно прослушавший лекцию, автоматически запоминает около 9-15% информации; 2) на занятии высказывается позиция лектора, которая будет полезна при подготовке к экзамену; 3) лекция как бы «заряжает» студента на углубленное познание дисциплины «Судебная бухгалтерия»; 4) после лекции проще изучать учебник или иной материал; 5) на лекции часто даются полезные советы, ссылки на важную литературу.
Конспекты лекций должны выполняться в отдельных тетрадях. При раскрытии темы лектор заостряет внимание слушателей на определении основных понятий и терминов, рекомендует литературу, необходимую для изучения темы.
|
Необходимо записывать весь лекционный материал. Чтобы конспектирование было более продуктивным, полезно перед каждой лекцией ознакомиться с содержанием рассматриваемой темы по учебнику. В конспекте надо фиксировать существенные положения и выводы, особо отмечая указания лектора на спорные или несостоятельные положения в литературе. Активная работа студентов на лекции - внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование - значительно облегчает усвоение учебного материала, сокращает усилия и экономит время при подготовке к семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам. Вести конспект целесообразно в общих тетрадях, оставляя достаточно широкие поля для внесения необходимых уточнений и дополнений, которые возникнут при последующей работе над конспектом и с учебником, при ознакомлении с дополнительной литературой, а также в результате рассмотрения данной темы на семинарских и практических занятиях. Материал пропущенных лекций необходимо восстановить в конспекте с помощью учебника и иной учебной литературы. Все возникшие вопросы и непонятные положения следует, не накапливая, выяснять на лекциях и практических занятиях или консультациях у преподавателя.
Практические занятия направлены на приобретение, отработку и закрепление студентами практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач.
При подготовке к практическому занятию студенты должны:
|
· изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;
· ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;
· основываясь на положениях действующего законодательства, решить задачи и ответить на поставленные в задачах вопросы;
· широко использовать судебную практику и практические материалы о работе правоохранительных органов.
Задания по решению практических ситуаций могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических занятиях, так и во внеучебное время, в виде домашних заданий, с последующим представлением на проверку преподавателю, с их анализом на занятиях. Для этого у студентов помимо тетрадей для записи лекционного материала, должны быть тетради или иные формы выполнения практических заданий, которые преподаватель может потребовать для проверки.
Задачи по данной дисциплине представляют собой описание конкретных криминальных ситуаций. Студенты должны внимательно изучить предложенные данные и ответить на поставленный вопрос. Свое решение необходимо мотивировать, используя формулы, нормативные источники, статистические данные и т.д.
При решении задач следует исходить из того, что описанные в ней фактические обстоятельства являются установленными. Для правильного решения задач студенту необходимо подобрать и изучить рекомендованные по каждой теме нормативные материалы и учебную литературу. Решение задач следует начать с пересказа фактических обстоятельств и постановки указанных в них вопросов. В дальнейшем подобрать соответствующий нормативный акт, указать статью (часть статьи), проанализировать ее и на основе сопоставления ее положений с фактическими обстоятельствами, изложенными в фабуле задачи, дать аргументированный ответ относительно правомерности тех или иных решений.
|
Тестовые задания имеют целью проверку знаний студентом необходимого материала. Они могут быть использованы в ходе текущего контроля знаний, рубежного контроля, а также зачета.
Тесты включают в себя вопрос и несколько вариантов ответов на него, из которых студент должен выбрать правильный (правильные) ответ (ответы). При ответе на вопрос нужно указать его номер и номер ответа. Если вопрос имеет несколько правильных ответов, указываются все их номера. Количество правильных ответов служит основанием оценки знаний студента. Оценке «отлично» соответствует наличие свыше 85 % правильных ответов; оценке «хорошо» – 70-85 %; оценке «удовлетворительно» – 51-69 % правильных ответов. Если студент ответил неверно более чем на 49 % вопросов – выставляется оценка «неудовлетворительно».
Для подготовки к решению тестовых заданий достаточно хорошего усвоения предлагаемого учебного материала, но, в то же время, целесообразно обращение и к дополнительной литературе, что способствует получению углублённых знаний и увеличивает возможность правильного решения тестов и получения высокой положительной оценки.