Работы студентов
При изучении дисциплины «Судебная бухгалтерия» большое значение отводится самостоятельной работе студента. Самостоятельная работа студентов имеет цель закрепление и углубление полученных знаний и умений, подготовку к предстоящим практическим занятиям и подготовку к сдаче зачёта.
Формы и методы самостоятельной работы студента во многом зависят от самого студента. В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Желательно просмотреть рабочую программу от начала и до конца. Это позволит понять особенности дисциплины «Судебная бухгалтерия», ее отличие от смежных дисциплин.
Самостоятельная работа студентов включает: чтение и изучение учебной, учебно-методической и дополнительной литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на занятиях; подготовку практических материалов и докладов к занятиям; отработку пропущенных занятий в виде конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам; подготовку ответов на вопросы для зачёта.
По каждой теме практического занятия имеется перечень необходимой литературы, а также вопросов для самоконтроля. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к практическим занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций. Пристальное внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной категории. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.
|
Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:
- в составлении плана изученного источника;
- ответах на вопросы для самоконтроля;
- в выписках концептуальных положений автора работы;
- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;
- в составлении аннотации, то есть краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;
- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.
Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.
Большую помощь в самостоятельной работе окажет обращение к правовым базам данных, например, таким как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и другим. В этих базах студент найдет необходимое систематизированное законодательство, судебную практику, международные правовые акты. Использование правовых баз данных будет способствовать не только экономии времени, но и позволит быть в курсе изменений законодательства, последних научных разработок, направлений правоприменительной деятельности.
|
Словарь терминов
Аваль - поручительство по векселю, сделанное третьим лицом в виде особой гарантийной записи. Поручитель несет солидарную ответственность с должником.
Аверс - лицевая сторона монеты или медали.
Авизо - извещение одного предприятия (учреждения, организации) другому об изменениях в состоянии взаимных расчетов, о переводе денег, посылке товаров или расчетов с другими лицами.
Авуары - активы, за счет которых производятся платежи и погашаются обязательства.
Ажур - ведение бухучета, при котором все счетные операции производятся в день выполнения хозяйственных процессов.
Аккредитив - вид банковского счета.
Актив - часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение на определенную дату.
Акцепт - согласие на предложение заключить договор на условиях, содержащихся в нем, без внесения каких-либо изменений; при безналичных расчетах – согласие покупателя на оплату счета поставщика.
Акцептовать - принять счет к платежу, дать согласие на оплату счета поставщика.
Акциз - вид косвенного налога, включаемого в цену товара и оплачиваемого покупателем. Им облагаются товары (работы, услуги), имеющие по своей специфике монопольно высокие цены и устойчивый спрос.
|
Амортизационные отчисления - начисления по установленным нормам амортизации основных средств.
Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств и капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений и других источников.
Амортизация основных средств - постепенное изнашивание основных средств (оборудование, здания, сооружения) и перенос их стоимости по мере износа на изготовленную продукцию.
Аналитический учет - учет в детализированных показателях (в денежном, а в необходимых случаях в натуральном выражении).
Аренда - предоставление имущества во временное пользование по договору на определенный срок за определенную плату.
Артикул - тип изделия или товара, его цифровые или буквенные обозначения.
Ассигнования - суммы, отпущенные для какой-либо цели.
Ассортимент - состав и соотношение различных видов товаров в продукции предприятия, отрасли или какой-либо группы изделий.
Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Баланс - способ группировки и обобщенного отражения средств предприятия в денежном выражении по их видам и источникам образования на определенную дату.
Балансовые счета - счета бухгалтерского учета, показатели которых отражены в бухгалтерском балансе.
Банк - учреждение, которое осуществляет кредитно-расчетные, кассовые и другие финансовые операции, посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, организациями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег и ценных бумаг.
Безнадежные долги - задолженность, взыскать которую невозможно.
Бесспорное взыскание - списание средств с расчетного (текущего) счета без согласия его владельца.
Бестоварные счета - счета (платежные требования), по которым фактически не было отгрузки (отпуска) товаров или оказания услуг.
Бланк - форма документа, отпечатанная в типографии с включением необходимых реквизитов.
Бонификация - скидка с цены или надбавка к цене в случаях ее несоответствия качеству, предусмотренному в договоре.
Брокер (маклер) - отдельное лицо или фирма, занимающаяся посредничеством в биржевых операциях.
Брутто - масса товара вместе с упаковкой.
Бухгалтер - специалист по бухгалтерскому учету, служащий, наделенный определенными правами и обязанностями в области учета и контроля.
Бухгалтерия - структурное подразделение организации, осуществляющее бухгалтерский учет и отчетность.
Бухгалтерская проводка (или счетная формула, котировка) - запись, содержащая корреспонденцию счетов и суммы хозяйственной операции.
Бухгалтерские книги - вид учетных регистров синтетического и аналитического учета.
Бухгалтерский архив - совокупность документов и учетных регистров за прошлые отчетные периоды.
Бухгалтерский документ - письменное свидетельство (доказательство) факта совершения и содержания хозяйственной операции или право на ее совершение.
Бухгалтерский учет - документальное, сплошное непрерывное наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью предприятий (организаций, учреждений).
Бюджет - сумма, смета поступления и расходования средств государством за определенный срок.
Бюджетные учреждения и организации - учреждения и организации непроизводственной среды (просвещения, здравоохранения, науки, культуры, государственного управления, обороны страны и т.д.)
Валовая продукция - вся продукция, произведенная за определенный период.
Валовой доход - часть валовой продукции, созданная вновь вложенным (живым) трудом участников производства.
Валюта - денежная единица страны.
Валюта баланса - сумма (итог) бухгалтерского баланса.
Ваучер - поручитель, расписка, ручательство.
Ведомость - первичный документ или учетный регистр (может быть свободным документом).
Вексель - вид ценной бумаги, денежное обязательство.
Вспомогательная ведомость - учетный регистр, предназначенный для систематизации (накапливания) данных, содержащихся в первичных документах.
Вспомогательное производство - производство, предназначенное для обслуживания основного производства (ремонтные работы, перевозка грузов, подача воды и т.д.)
Вспомогательные материалы - предметы труда, не составляющие основы изготовляемого продукта, а содействующие производственному процессу (смазочные, обтирочные и др. материалы).
Выписки из счетов предприятий и учреждений в Центробанке - документы, выдаваемые учреждениями Центрального банка РФ предприятиям и отражающие движение денежных средств на расчетных, текущих и ссудных счетах.
Выпущенный капитал - часть номинального капитала, на которую выпущены акции.
Генеральный договор - договор, заключенный на весь срок и объем работ или поставок товаров.
Главная книга - учетный регистр, предназначенный для синтетического учета.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета, при котором сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета.
Дебет (должен) - первая часть счета бухгалтерского учета.
Дебиторы - предприятия или лица, имеющие задолженность данному предприятию.
Деньги - особый товар, выражающий стоимость всех других товаров и обменивающийся на любой из них; выполняет роль всеобщего эквивалента товаров.
Депозиты - средства, временно хранящиеся в данном учреждении и принадлежащие другим учреждениям или лицам.
Депонент - предприятие (организация, учреждение) или лицо, средства которого временно хранятся (находятся) в данном предприятии.
Дивиденд - чистая прибыль, доход акционеров, подлежащий распределению и выплате акционерам.
Дилер - юридическое или физическое лицо, являющееся посредником при сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты; в отличие от брокера действует, как правило, от своего имени и за свой счет.
Дисконт - процент, взимаемый банками при учете векселей (учетный процент).
Дифляция - изъятие из оборота части избыточных денег
Документ - письменное доказательство, свидетельство; бухгалтерский документ - письменное подтверждение на право совершения или действительного совершения хозяйственной операции, ее законченности и хозяйственной целесообразности.
Документальная ревизия - вид последующего документального контроля хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (учреждения, организации).
Документация - оформление хозяйственных операций документами.
Документооборот - движение документов в учетном процессе с момента их составления до сдачи в архив.
Документальная бухгалтерская проводка - способ исправления ошибок в учетных документах.
Журнал-главная - разновидность мемориальной формы бухгалтерского учета; в ней ведется синтетический учет.
Журнал-ордер - учетный регистр хронологической регистрации, синтетического и в ряде случаев аналитического учета.
Журнально-ордерная форма учета - одна из установленных и традиционно используемых форм бухгалтерского учета.
Забалансовые счета - счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. На них учитываются товарно-материальные ценности, временно находящиеся у предприятия и принадлежащие другим предприятиям.
Заключение счетов - заключительные записи в счетах после завершения годового цикла бухгалтерского учета.
Заключительный бухгалтерский баланс - бухгалтерский баланс на 1 января.
Закрытие счетов - записи, после которых счета бухгалтерского учета не имеют сальдо.
Запись линейная - запись хозяйственной операции по дебету и кредиту счета по одной строке (например, запись в Главной книге).
Запись систематическая - регистрация хозяйственных операций в хронологическом порядке, т.е. в порядке их совершения по датам.
Запись шахматная - запись хозяйственной операции в учетный регистр, при которой сумма, записанная один раз, будет отражена по дебету и кредиту соответствующих счетов; это достигается путем построения учетных регистров в шахматном порядке.
Издержки обращения - расходы на обслуживание обращения товаров.
Издержки производства - сумма затрат на производство товаров.
Износ основных средств - снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их изнашивания (физический износ) или старения (моральный износ).
Иммобилизация оборотных средств - использование оборотных средств не по их целевому назначению.
Инвентаризация - способ периодической проверки соответствия наличия хозяйственных средств данным бухгалтерского учета.
Индоссамент - передаточная надпись на векселях, чеках и некоторых других ценных бумагах.
Инкассатор - кассир, должностное лицо, принимающее деньги от организаций для сдачи их в банк.
Инкассо - получение денег от должника путем предъявления ему платежных документов.
Калькуляция - способ группировки затрат и определения стоимости продукции или выполненных работ.
Клиринг - система безналичных расчетов путем зачетов взаимных требований и обязательств.
Коммерческий акт - документ, определяющий недостачу, порчу, хищение груза при железнодорожных перевозках.
Контокорренктный счет - единый текущий и ссудный счет, открываемый банком клиенту.
Кредит - правая часть счета бухгалтерского учета.
Кредит-нота - извещение одной стороны другой о записи в кредит последней операционной суммы.
Кредитор - физическое или юридическое лицо, которому предприятия (граждане) задолжали денежные средства.
Корреспонденция счетов - взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета при регистрации хозяйственных операций способом двойной записи.
Лимит - ограничение, предел, предельное количество или предельная норма чего-либо.
Лицевой счет - счет аналитического учета.
Маркетинг - всестороннее изучение состояния и перспектив развития рынка.
Мемориальный ордер - документ, в котором отражается бухгалтерская проводка.
Метод бухгалтерского учета - способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета.
Накладная - первичный разовый документ по учету товарно-материальных ценностей.
Накладные расходы - расходы по управлению и обслуживанию производства.
Наряд - комбинированный учетный документ: в нем содержится задание (распоряжение) и подтверждение объема выполненных работ.
Неотфактурованные поставки - поступление грузов без счетов поставщиков.
Нетто - масса товара без упаковки, т.е. его чистый вес; цена товара за вычетом определенных скидок.
Оборотные ведомости - способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета.
Обороты по счетам - итоги записей по дебету и кредиту счетов бухгалтерского учета. Они называются дебетовыми или кредитовыми.
Обработка документов - подготовка документов для записи в учетные регистры.
Оправдательные документы - бухгалтерские документы, удостоверяющие факт совершения хозяйственной операции.
Отвлеченные средства - средства, которые не участвуют в обороте предприятия, а отвлечены на другие цели (отчислены в бюджет, в специальные фонды и т.д.)
Открытие счетов - запись наименования счета и его сальдо.
Оферта - предложение заключить договор.
Партионный метод учета товаров - один из методов учета товарных запасов в торговле, в соответствии с которым каждая партия товаров поступает по одному документу и хранится на складе отдельно.
Пассив - правая часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия.
План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
Платежное поручение - письменное распоряжение плательщика банку о списании с его расчетного счета и зачислении на счет получателя определенной суммы денежных средств.
Платежное требование - расчетный документ, который подтверждает приказ поставщика банку перечислить ему соответствующую сумму со счета плательщика за отгруженные товары, выполненную работу или оказанные услуги.
Подотчетные суммы - суммы, выданные авансом подотчетным лицам на предстоящие расходы.
Подрядчик - строительная организация, выполняющая работы по договору с заказчиком.
Простая система бухгалтерского учета - система учета без двойной записи.
Распорядитель кредитов - руководитель предприятия, организации, учреждения, в распоряжении которого выделяются средства из Госбюджета.
Расчетный счет в банке - счет предприятия в банке для хранения денежных средств и производства безналичных расчетов.
Реквизиты документов - обязательные сведения в документах (договорах, счетах, накладных и т.п.), отсутствие которых лишает документы юридической силы.
Сальдо - остаток по счету бухгалтерского учета.
Синтетический учет - учет, дающий обобщенные показатели в денежном выражении.
Стагфляция - состояние экономики, в котором сочетаются застой (стагнация) и обесценивание денег (инфляция).
Сторно - один из способов исправления счетных ошибок.
Судебно-бухгалтерская экспертиза - исследование бухгалтером-экспертом хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерских документах и учетных регистрах.
Счет-фактура - документ, выписываемый поставщиком на отгруженную или проданную продукцию, а также за выполненные работы и услуги; в нем указывается наименование, адреса и расчетные счета поставщика и плательщика, наименование, количество, цена, сумма и другие данные. Счет-фактуру поставщик предъявляет в банк для оплаты.
Счета бухгалтерского учета - способ текущего учета хозяйственной деятельности.
Уставный фонд - источник основных и собственных оборотных средств государственного предприятия, выделенных ему для нормальной производственной деятельности.
Устойчивые пассивы - постоянная задолженность предприятия, вытекающая из существующего порядка расчетов и платежей.
Учет - наблюдение, измерение и регистрация количества и качества социально-экономических сторон жизни общества.
Учетный процесс - осуществление учетных работ в определенной последовательности и системе.
Форма бухгалтерского учета - строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации.
Франшиза - часть убытков, не подлежащая страхованию.
Хозяйственные операции - действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении их источников.
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Чек - документ, по которому выдаются наличные деньги со счетов в банке или при помощи которого производятся безналичные расчеты.
Эмиссия - выпуск бумажных денег и ценных бумаг.
Фонд оценочных средств