НХП в системе общественных отношений




Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изделия, изготовленные из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно. [8]

Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть национальной культуры. В творчестве НХП заложен исторический опыт миропонимания и художественного восприятия мира, воплощены глубокие эстетические традиции, воплощающие самобытную культуру народов.

НХП являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. В них сочетаются традиции и новаторство, стилевые особенности и творческая импровизация коллективного труда и творческого взгляда отдельного мастера, рукотворности изделий и виртуозного профессионального мастерства - особенные черты творчества мастеров и художников НХП. НХП в современном обществе - это, в первую очередь, художники, народные мастера, которые передают молодому поколению уникальную технологию и технику, художественно-стилистическую систему, мотив и сюжет народного искусства.

Сегодня в условиях господства технического прогресса, модернизации и автоматизации, стандартизации и унификации изделия НХП, которые выполнены в большинстве своем вручную, в основном из природных материалов, приобрели особое значение.

Экономика и культура, искусство, НХП: взаимосвязь и зависимость

Экономика и культура

Экономика - это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. [ 14 ]

 

До недавнего времени большинство экономистов при проведении анализов экономических явлений и процессов игнорировали фактор культуры. В большинстве случаев это происходило из-за трудностей с четким определением понятия «культура». Однако многие исследователи утверждают, что традиции и привычки, присущие отдельным этносам, конфессиям и группам населения, серьёзно влияют на их экономические достижения.

Ещё основоположники классической экономической теории Адам Смит и Джон Стюарт Милль считали, что культурные факторы иногда оказывают гораздо большее влияние на поведение людей, чем примитивное преследование личной выгоды. Немецкий философ и экономист Карл Маркс полностью изменил причинно-следственную связь между сложившейся культурой и экономическими отношениями в обществе. По Марксу, именно сложившаяся технология предопределяет доминирующую культурную систему в обществе. Маркс считал религию «побочным продуктом» производственных отношений. Немецкий философ Макс Вебер считал религию одним из основных факторов развития капиталистического общества. Так как любой новый экономический порядок в самом начале встречает сопротивление со стороны широких масс, аргументировал Вебер, одни лишь экономические стимулы недостаточны для убеждения предпринимателей в необходимости действовать согласно новой системе производственных отношений. Именно здесь религия сыграла неоценимую роль для формирования капиталистических отношений. Однако после Второй Мировой войны экономическая наука все более развивала математические методы моделирования, поэтому казалось ненужным привносить в анализ дополнительные неизвестные, трудно поддающиеся количественной оценке — такие, как культура.
Одной из первых экономических работ, рассматривающей культуру как независимый фактор, было исследование, проведённое известным американским учёным, Эдвардом Бэнфилдом в 1958 году. Он доказывал, что низкие темпы развития тех или иных экономик могут быть объяснены культурными системами, сложившимися в различных странах.
Историк и экономист Дэвид Ландес доказал существование прямой зависимости между процветанием национальной экономики и такими качествами её граждан как экономность и бережливость, трудолюбие, упорство, честность и терпимость. Такие качества, как ксенофобия, религиозная нетерпимость, коррупция гарантируют бедность широких масс населения и медленное развитие экономики
В любой попытке учесть фактор культуры в экономическом исследовании возникает проблема выявления причинно-следственной связи между экономикой и культурой. Экономисты Луиджи Гуизо, Паола Сапиенза и Луиджи Зингалес считают, что культура оказывает прямое воздействие на экономику, и доказывают, что в долгосрочной перспективе именно экономическая система и производственные отношения формируют культуру самого общества. Тем не менее, культурные ценности не всегда меняются в соответствии с экономическим развитием. Так, например, люди, выросшие в религиозных семьях на протяжении всей жизни, сохраняют определённые стереотипы поведения, даже если отходят от религии. Причины столь медленных изменений в культурном развитии авторы объясняют тем, что родители склонны передавать своим детям ту информацию, которую последние, в свою очередь, получили от своих родителей, без переосмысления и адаптации данной информации к требованиям современности. Так, в эфиопском племени Мурзи женщины должны носить глиняные украшения на губах. Постоянная тяжесть, которая деформировала губы, часто приводила женщин к потере передних зубов. Согласно некоторым теориям, данная традиция зародилась в далёкие времена, с целью сделать женщин племени менее привлекательными для работорговцев. Работорговля в её классическом смысле ныне прекратила существование, однако традиция сохраняется. Таким образом, традиции живут даже после того, как становятся ненужными и устаревшими. Так же выяснилось, что доверие между двумя странами больше в случае, если их население исповедует одну и ту же религию. Уровень доверия гораздо ниже между странами, между которыми в прошлом велись продолжительные войны. В среднем, чем выше уровень образования, тем меньше вероятность, что полученное от предков культурное наследие может отрицательно повлиять на уровень доверия — более образованные люди менее подвержены влиянию традиций и общепринятых убеждений

Экономика и искусство

Как и услуги, искусство плохо поддается организации. На это не обращалось
особого внимания, и это упущение бросается в глаза. Экономическая теория никогда не относилась к искусству серьезно. Наука и техника представляют собой важные области. А живопись, скульптура, музыка, театр, промышленная эстетика имеют гораздо менее серьезный, характер. Производство холста и различных красок заслуживает внимания экономиста; все, что понижает стоимость этих товаров или расширяет их производство, способствует достижению экономических целей.

За последние столетия их дороги стали расходиться, не говоря уже о научной революции XVII века. А с XIX в процессе развития научно-технического прогресса, промышленности и капитализма отношения между экономикой и искусством начали ухудшаться. «Когда промышленность вторгается в искусство, оно становится его смертельным врагом», - говорил французский поэт Ш. Бодлер. В этот период экономика прочно связывается с наукой. Искусство остается само по себе и оказывается не так востребовано, как создание материальных благ.
В послевоенное время ситуация становится более критичной. Экономика всячески поддерживает искусство, но не то, о котором мы имеем представление, а такое, которое рассчитано на толпу. Новое искусство создано, чтобы удовлетворить потребность людей в «высоком», не имея такового. Оно игнорирует настоящее творчество. Теперь искусство – это модно. И чтобы товар шел в массы, появляется реклама, как способ стимулирования потребления. В последствие, на этой основе возникает постмодернизм, который по факту продолжает массовую культуру. Феномен массовой культуры, увязшей в коммерции, распространение таких продуктов культуры ведет к деградации людей, безвозвратной утрате того, что является основой подлинности человека и его бытия.

В конце XX века ситуация начинает меняться в лучшую сторону. У людей возникает интерес и потребность в настоящем искусстве. К 90-м годам, культура и экономика приходят к партнерству, который подкрепляет Международный форум «За взаимное раскрытие экономики и культуры» в 1990 г. Через два года, по инициативе ООН и ЮНЕСКО, создается Всемирная комиссия по культуре и развитию. Люди начинают понимать, что наука и технологии не смогут решить все проблемы. Экономика – способ обеспечения жизни человека, получения богатства. Культура же, это то, что наполняет нашу жизнь смыслом и помогает найти цели, обрести счастье.

Экономика и НХП

За время рыночной экономики НХП стали неотъемлемой частью экономики многих стран мира. Золотая хохлома, казаковская филигрань, городецкая и семеновская и росписи, резьба по дереву, гжель и майолика, ростовская финифть, вологодские кружева, жостовские подносы, псковская керамика, матрешка имеют широкую известность и являются визитной карточкой за границей. НХП создают имидж страны. Почти каждое изделие, созданное мастерами художественных промыслов, является замечательным подарком к любому торжественному случаю. А замечательные художественные предметы - сувениры - являются знаками памяти о национальной культуре народа и даже целой страны. Благодаря НХП происходит пополнение доходной части государственного бюджета. Однако, глобальная экономика сделала НХП уязвимыми, создала проблемы уменьшения доходов работников и их обнищания.

НХП выступают сильным ресурсом экономики, сохраняя и формируя, как нематериальное культурное наследие, так и культурный потенциал российских регионов, определяя эволюцию современной культуры в связи с другими процессами. На сегодняшний день без развития, являющихся частью культурного наследия, и их государственной поддержки невозможно духовное и экономическое возрождение. Так, известно, что части нематериального культурного наследия, утвердившиеся в народе как нормы социально-духовного регулирования, пропитывают все стороны общественных отношений и, являясь базисом общества, входят в систему экономических отношений. От развития культуры, в частности НХП, зависит дальнейшее развитие страны. Поэтому государство должно быть коренным образом заинтересовано в развитии НХП, которые в свою очередь не смогут «выжить» без государственной поддержки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: