Сибирь (Иркутск, Тобольск, Томск, Якутск)




В некоторых сибирских городах существовало производство черневых изделий. Сибирь еще в XVI веке имела связь с Великим Устюгом. Устюжане перешли через Урал и оказали влияние по всему краю на промыслы, язык и обряды. У Сибири также возникали и торговые связи с Великим Устюгом, нет сомнения, что вместе с другими товарами в Сибирь попадали и произведения великоустюжских мастером черневых дел.

В Тобольске была выполнена лучшая по качеству и значительная по количеству группа серебряных предметов с чернью во второй половине XVIII века. Почти на всех прочитываются клейма и известно, что среди списка цеховых мастеров числились не только русские мастера, но и польские со шведскими.

Серебряные изделия с чернью, сделанные в XVIII веке в Тобольске имеют исключительно местные сюжеты изображений с интересным сочетанием несколько запоздалых форм и орнамента рококо. Наряду с изображениями галантных сцен с дамами и кавалерами присутствуют изображения сибирских пейзажей.

Единичные черневые вещи изготавливали и в Якутске. Императору Павлу в 1798 году был преподнесен образ архангела Михаила, исполненный с чернью, на котором было написано: «Приносит плод трудов, не имея совершенных рисунков и без практики художник якутский мещанин Ефим Петров, 1798 г.». Известен также и черневой мастер Якутска XIX века – серебряник Алексей Сазонов.

Сольвычегодск

Сольвычегодск внес значительный вклад еще в развитие древнерусской художественной культуры. Уже в XVI веке город был крупным торговым узлом, благодаря наличию большого числа торговых людей быстро возрос спрос на изделия художественных ремесел.

Развитию художественных промыслов в регионе сильно поспособствовали купцы Строгановы. В Сольвычегодске они организовали мастерские для зодчих, живописцев, серебряников и вышивальщиц.

Сольвычегодские мастера в конце XVII века начали применять роспись по эмали. Эмали Сольвычегодска отличаются белоснежным фоном, на котором тонкой штриховкой росписи нанесены цветы тюльпанов, ромашек, васильков и подсолнухов желтым, красным, синим и розово-лиловым оттенками. Обилие тюльпанов было связано с общей модой на такие цветы в прикладном декоративном искусстве XVII века. По качеству исполнения сольвычегодские эмали были настолько хороши, что получили широкое применение в быту царского и патриаршего дворов XVII века.

В XVIII веке экономическое значение города падает, а вместе с тем наступает упадок эмальерного искусства. Пришел распад строгановских мастерских и материал для изготовления изделий ювелирам приходилось покупать у купцов и скупщиков, поэтому все чаще эмаль стали класть на медь. На смену эмалевым изделиям постепенно приходят одноцветные эмали с серебряными накладками. Такие изделия с накладками изготавливали: Егор Григорьев Чевыкалов, Петр и Михаил Леонтьевы Поповы, Лев Николаев Силкин, мастера, состоявшие в сольвычегодском цехе серебряников. В конце века производство эмалевых изделий замирает и больше не возобновляется.

В XIX веке упоминаются имена только мастеров по скани (Д. Неволин и др.), но сведения о них скудны. Зато их мастерство высоко ценилось, и они имели разнообразный ассортимент.

Искусство черни не привилось в Сольвычегодске. За XVII-XVIII века в списке мастеров серебряного дела упоминается только о двух мастерах черневого дела. Но городские мастера были отличными чеканщиками и их искусство было хорошо известно в столице.

Ярославль

Расцвет серебряного дела в Ярославле приходится на вторую половину XVII века. Для периода XV-XVI веков было характерно использование техники басмы и скани. Первая широко применялась в украшении окладов икон, напрестольных крестов, царских врат. Растительный узор вьющихся или переплетающихся трав, розеток цветов, плодов, а также вписанных в квадратную или подковообразную ячейку – основной мотив орнамента басменных изделий.

Чернь и эмаль также были известны в Ярославле в XVI-XVII веков, но, начиная с XVII века наиболее излюбленным приемом обработки становится рельефная чеканка. Серебряные изделиях этого периода выделяются своеобразием - сочетанием рельефной и ажурной чеканки. На предметах, украшенных орнаментом, часто просекался фон, благодаря чему узор становился похожим на тонкое ажурное кружево. Такой прием можно видеть на многочисленных венцах с высокой короной, украшавших иконы. Ярким отличительным признаком ярославского чеканного серебра XVII века является высокий, почти скульптурный рельеф, выполненный под воздействием образцов деревянной резьбы. Часто архаичные образы и мотивы орнамента с деревянной резьбы переходят на серебро. Искусны были ярославские серебряники и в гравировке. Гравировку в XVII веке отличает чистота и плавность тонкой линии. В конце столетия резные линии усложняются дополнительной штриховкой. Серебряные кресты, панагии, оклады икон и книг, венцы и цаты богато украшались жемчугом, изумрудами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями. Зачастую серебряные предметы покрывались красивыми и разнообразными по цвету оттенками позолоты. Изделия ярославских серебряников второй пол. XVI – начала XVII веков имеют сложный растительный орнамент из переплетающихся трав с удлиненными листьями, изгибающимися и закручивающимися в разные стороны. Подобные мотивы схожи с новгородской орнаментацией. Определенное влияние на ярославское серебро оказали работы московских ювелиров, в первую очередь мастеров Оружейной палаты.

К середине XVII века в узоре ярославских изделий появляются новые элементы - бутоны-ягоды с чешуйчатой или решетчатой разделкой. Во второй половине века орнамент становится еще более пышным - цветы разрастаются, обогащается фактурная проработка чеканных предметов. В орнаментации присутствует также и ярко выраженные восточные мотивы. Истоки их следует искать в образцах декоративного искусства и, прежде всего, дорогих тканей, ввозимых в Ярославль из Восточных стран. Некоторое воздействие на форму и декор предметов серебряного дела оказало искусство западноевропейских ювелиров, произведения которых часто встречались в ризницах ярославских храмов. Все внешние влияния, легко проникавшие в искусство ярославских мастеров, при этом не нарушали его яркого неповторимого своеобразия, а обогащали новыми элементами. Очень часто на изделиях XVII века гравировались вкладные надписи вязью. Органично вписанные в декор предмета, они позволяют точно датировать произведения.

Разнообразие архитектурных форм средневекового Ярославля заметно повлияло на искусство ярославских серебряников. Практически все ярославские кадила XVII века имеют конструктивные элементы, заимствованные с современных им ярославских храмов. Это луковичные главки, увенчанные так называемыми «ярославскими» крестами с килевидными концами, которые украшают крышки кадил. Формы ярославских потиров также своеобразны и не встречаются ни в каком другом художественном центре России. Для потиров характерна полусферическая чаша с гравированным изображением таинства евхаристии, Распятия или Голгофского креста. Красивый пирамидальный поддон, может быть, сравним с шатровыми покрытиями древнерусских зданий.

В XVIII веке значение Ярославля, как крупного торгового центра, ослабевает. В первой половины XVIII века наблюдается значительный упадок серебряного дела. В 1720-е годы ярославские ювелиры начинают использовать финифтяные дробницы с изображениями святых и евангельских сцен, крепящихся на крестах, дарохранительницах, потирах, окладах евангелий. К середине XVIII века в Ярославле вводится процедура клеймения изделий из драгоценных металлов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: