Нижний Новгород (Горький)




Город располагался на месте слияния двух больших судоходных рек, а потому жизнь в нем была скоротечная и беспокойная. Но серебряники занимали весьма скромное место среди населения Нижнего Новгорода. Особые условия для работы серебряников создавала и ежегодно устраиваемая ярмарка в Макарьеве, куда свозили серебряные изделия для продажи, а также приезжали мастера чтобы работать здесь же, на ярмарке.

Но в XVII веке нижегородские мастера славились чеканкой. Некоторых мастеров вызывали в Москву и зачисляли в Серебряную палату (среди них братья Игнатьевы, Елизарий Иванов, Тимофей Петров и др., некоторые из них после работы в Москве вернулись обратно).

В Нижнем Новгороде работали серебряники при Печорском монастыре, которые делали церковную утварь. Потиры, сделанные в Печорском монастыре, сочетают на одном предмете пышный чеканный орнамент с тонкой линейной резьбой, а также сильно выраженный элемент скульптурности. А для усиления рельефности припаивали объемные детали. Такие чаши с первого взгляда выделяются своей мощностью, при этом у них нет стройности и изящества.

Помимо чеканки Нижний Новгород славился своей резьбой. Во второй половине XVII века резьба в Нижнем Новгороде была условна, но очень тонкая, легкая и густая. На ежегодной ярмарке нижегородское серебряное дело уступает изделиям из Великого Устюга, Костромы, Москвы и Петербурга. Поэтому ювелирное дело в Нижнем Новгороде не получает развития.

В середине XIX века в городе насчитывалось 12 мастеров золотого и серебряного дела, которые преимущественно изготовляли ювелирные мелочи и церковную утварь. При этом в Нижнем Новгороде нет фабрик по изготовлению ювелирных изделий. В конце XIX века в Нижнем Новгороде насчитывается около 18 мастеров золотого и серебряного дела, но не все из них изготавливали разнообразные изделия.

Новгород

Новгород в XVI-XVII вв. был известен своими чеканщиками. Большинство из них работало в мастерских при монастырях. В основном они производили церковную утварь, среди которой особо выделялись тяжеловесные чаши (потиры). Были среди нижегородских серебряников и искусные резчики.

Новгород на протяжении многих веков занимал видное место в ювелирном искусстве древней Руси. Стиль новгородских мастеров считался лаконичным, сильным и выразительным. Его характеризовали точность и четкость рисунка, ясность форм и композиционных построений. Ювелирное дело было настолько широко поставлено, что там больше, чем в других городах была развита узкая специализация среди мастеров-ювелиров. В XVI-XVII вв. новгородские мастера владели всеми приемами ручной обработки драгоценных металлов и с большим мастерством украшали свои изделия ручным тиснением (басмой), чеканными и резными узорами и изображениями, литыми деталями, сканью, эмалью и чернью. Новгород стал родиной новой формы драгоценной посуды - золотого и серебряного ковша. Большой популярностью пользовались новгородские корчики (небольшие ковшики с ручкой и на подставке в виде лодочки) и чарки с пространными надписями на венцах.

Новгородские мастера считались первоклассными чеканщиками. Их чеканку отличали поразительная четкость рисунка, которая придавала орнаменту рельефность и вместе с тем легкость и изящность. Широкое развитие получила в Новгороде скань и эмаль. В XVII в. сканный орнамент, расцвеченный эмалью, часто обогащался вкраплением в эмаль мелкой зерни, придававшей изделию неповторимый блеск и мерцание

Санкт-Петербург

Создавая на берегах Невы новую столицу, Петр I решил, что она не должна ни в чем уступать европейским. Он перевел в Петербург двор и утвердил в нем европейские формы общения, для чего ввел «ассамблеи» - общественные собрания, позволявшие проводить деловые переговоры и по совместительству бывшие местом развлечений двора. И дав возможность дамам блистать во всей красе на таких ассамблеях, Петр Iперевел из московской Оружейной палаты всех мастеров в Петербург, вместе с мастерами золотых и серебряных дел. Среди них были и шведские мастера, которыми в 1714 году был образован цех иностранных мастеров золотых и серебряных дел.

Художники и архитекторы, вызванные Петром из-за рубежа, а также мастера, которых отправляли в Голландию, Италию и Францию на обучение за государственный счет, возвращались на родину с новыми знаниями и навыками. В следствии чего образовалось новое направление в золотом и серебряном деле, которое и внесло западноевропейские черты в русское декоративное искусство.

Особое внимание Петром I было уделено камнерезному искусству. В 1721 году было решено строить «Пильную мельницу» в Петергофе, задачей которой было «пиловать и полировать мрамовый и алебастр, и другой всякой мягкий камень, кроме дикого и крепкого». [1]Уже в 1725 году мельница заработала, а в 1727 стала Петергофской гранитной фабрикой, в которой также занимались и полировкой стекла.

В Петербург привлекались мастера из разных художественных центров России, а также иностранные мастера (шведы, французы, финны и др.). Иностранные мастера вступали в русские цеха и имели русских учеников и подмастерья.

В первой половине XIX века золотые и серебряные изделия часто украшают живописными эмалевыми дробницами. Но уже во второй половине века эмаль на изделиях петербуржских мастеров встречается значительно реже. А к концу века широкое развитие получает техника прозрачной эмали с гильошировкой – гравированный узор покрывается просвечивающей цветной эмалью. Такие изделия высокого качества изготавливала фирма Грачевых, для которой было характерно использование плоских узоров тончайшей скани покрытых эмалью блеклых тонов, с преобладанием зеленого и желтого цветов.

Искусство черни в Петербурге не имело широкого развития, поэтому в XIX веке туда временно выезжали мастера из других ювелирных центров. В середине XIX начале XX века на художественно-промышленных выставках встречались имена петербуржских мастеров, которые выпускали черневые изделия (Грикуров, Дальман, Ходжаев). Эти изделия были кавказского типа (украшения-сувениры, серебряные пояса, кинжалы, браслеты и др.), очевидно рассчитанные на сбыт не только в Петербурге и Москве, но и на Кавказе.

Во второй половине XIX века петербуржские ювелиры делают изделия с фактурой, имитирующей различные материалы – дерево, кожу, ткань.

В XIX-XX веках известность русским ювелирным изделиям принесла фабрика Фаберже. В начале XIX века Густав Фаберже (по происхождению француз) переехал в Петербург из Эстонии и в 1842 году открыл небольшую ювелирную мастерскую. Его сын Петер Карл получил специальное художественное образование заграницей, вернулся в Петербург и возглавил мастерскую отца. На этот момент мастерская выросла и в ней работало около 500 человек. Карл привлекал в свою фирму других талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские, среди них были: Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин и Август Холмин.

Большое внимание мастера фирмы уделяли камню и подбирали его таким образом, чтобы он наиболее подходил к изделию и полностью воплощал замысел художника. На фирме использовали отечественные камни, найденные главным образом на Урале – яшмы, обсидиан, родонит, халцедон, агат и др. Важную роль в изделиях фирмы Фаберже занимала и эмаль, для которой была характерна прозрачность и яркость, но однотонность. Эмаль практически всегда накладывали на золотой гильошированый фон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: