Введение
Ювелирное искусство - изготовление художественных изделий: личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др. Изготовление происходит преимущественно из драгоценных, а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, перламутром, эмалью, костью и т. д. А так же применяется огромное количество различных техник: ковка, литьё, художественная чеканка, тиснение, гравировка, филигрань, зернь, чернь, эмали, инкрустация, травление и многие другие, для создания наиболее точного художественного образа, отражающего эпоху.
Ювелирное искусство – один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта, например, со спецификой стилей одежды и с усложнением человеческих отношений, изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели магический смысл, заключавшийся в амулеты и обереги. В процессе исторического развития социально-статусное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления. До сих пор ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющее не только одновременно подчеркнуть красоту исходного материала и изысканность его обработки, но и вложить туда утилитарный и символический смысл, позволяя распознать не только человека развитым чувством прекрасного, но и его положение в обществе и его не этому обществу отношение.
Данная дипломная работа представлена в виде современной ювелирной броши – трансформера «В солнечных лучах». В основе проекта лежит птица «голубой ара», которая впоследствии была декоративно переработана под ювелирное изделие.
|
Цель дипломной работы – создание уникальной художественной ювелирной броши с использованием техник, изученных в процессе обучения.
Дипломная записка состоит из трех глав. В первой главе представлена историческая справка о ювелирных центрах России, и некоторые особенности техники и орнаментики изделий в регионах. Во второй главе описываются детали технологического процесса изготовления дипломной работы, используемые материалы, оборудование и инструменты. Третья глава включает в себя экономическое обоснование дипломного проекта, расчет себестоимости и рыночной цены.
Глава I. Теоретико-исследовательское обоснование дипломной работы.
Развитие ювелирного дела в России
Расцвет и упадок серебряного дела в различных художественных центрах падают на разные годы и даже на разные столетия, так как это тесно связано с экономическим и политическим развитием того или иного города.
Творческое своеобразие отдельных центров русского золотого и серебряного дела особенно ярко выступает в период феодальной раздробленности, но прослеживается и значительно позднее.
Киевская Русь, давшая глубокое творческое претворение воспринятой ею через Византию древней художественной культуры, уже в XI - XII вв. создала памятники тонкого ювелирного мастерства- перегородчатые эмали на золоте, чеканные и сканные с мельчайшей зернью украшения, резные и черневые на позолоченном фоне орнаменты и изображения фантастических птиц и зверей.
|
Серебрянники Владимиро-Суздальской земли также имели своеобразные высокие достижения в области черневого мастерства. Они с большим изяществом делали резные или резные с чернью изображения и узоры, одновременно чередуя серебряные детали с деталями, покрытыми нежной, бледной позолотой.
Монголо-татарское нашествие не только уничтожило множество памятников русской культуры и искусства, оно смело с лица земли и мастерские, где создавались эти памятники. Золотых и серебряных дел мастера были перебиты или уведены в плен. Лишь постепенно возобновлялось художественное мастерство. Быть может, одним из первых стало применяться не требующее большого количества металла и сложного оборудования искусство скани, особенный расцвет которого наблюдался в XVвеке. В археологических раскопках обнаружили ювелирные изделия не только в столицах русских княжеств, но в мелких поселениях.
Целый ряд городов имел и в более поздние годы настолько своеобразные и ярко выраженные особенности, что они оказывали влияние на развитие мастерства и других художественных центрах. Мастера-серебряники нередко переходили из одного города в другой временно или навсегда, перенося с собой местные оттенки художественной культуры и особые приемы мастерства.
В Казани в 1565-68 годах, например, работали серебряники-выходцы из Костромы, Великого Устюга, Владимира и других городов. На московских и вятских серебряных предметах конца XVIII века мы видим эмалевые росписи, близкие к работам мастеров Сольвычегодска. Великоустюгские черновых дела дел мастера начало начала 19 века выезжали для временной работы вПетербург. Подобных примеров можно привести немало. Много серебряников, бросив родной город и дом, разбрелись по стране в поисках работы после военно-политических событий начала XVII века. Многие мастера бежали из своего посада от непосильного тягла и поселились в иных местах. Об этом свидетельствуют многочисленные данные.
|
Благодаря общению и обмену опытом с мастерами других городов местные черты постепенно лишались свои остроты, но, несмотря на кажущееся с первого взгляда сходство большей части работ русских серебряников, при внимательном рассмотрении материала и группировки его по местам производства обнаруживаются характерные для различных центров особенности, основанные на многовековой традиции.
При работе над памятниками 16-17 веков эти местные черты позволяют нам отличать, например, работы костромских серебряников от изделий ярославских или нижегородских мастеров, близких ним, но носящих вполне своеобразный характер, отличать эмали Великого Устюга от московских, новгородских и сольвычегодских, новгородскую скань и псковскую резьбу от московской.
Много художественных центров еще не исследовано. Писцовые и переписные книги, материалы ремесленных управ и пробирных палат указывают на наличие среди населения Владимира, Галича, Рязани, Твери, Углича, Саратова, Суздаля и многих других городов, мастеров-серебряников, имена и работы которых ждут выявления и изучения. Ниже приведены краткие обзоры некоторых русских центров ювелирного искусства.
Архангельск
Начиная с середины 16 века Архангельск стал быстро развиваться как северный порт, который связывал торговую и промышленную деятельности городов Севера, Поволжья, Сибири, Москвы. Постоянный обмен товарами, частые деловые поездки жителей северных городов в Архангельск, всё это не могло не сказаться на общности развития материальной и духовной культуры, в том числе и на развитие различных видов прикладного искусства.
На фоне широкой промышленной и торговой деятельности жителей города Архангельска ювелирное дело, по-видимому не занимало значительного места. Достаточно сравнить число мастеров серебряного дела Архангельска в конце XVIII века, в котором насчитывал 16 цеховых ювелиров, с числом серебряников в Вятке за те же годы, где их работало 37.
Из документов начала XVII века мы знаем, что архангельские торговые люди снабжали ювелиров северных русских городов необходимым сырьем для работы, как, например, медью, оловом, эмалью и прочим. Однако пока не встретился ни один памятник, с клеймом или надписью указывающим на Архангельск, как на место производства. Известны серебряные предметы XVII века, сделанные в Архангельске и украшенные чернью, а для первой половины XIX века, резьбой и чеканкой.
Во второй половине XIX века, по данным архангельской городской Ремесленной управы, количество мастеров серебряного дела остаётся почти таким же, как и в конце 18 века. Из списка мастеров золотого и серебряного дела за 1873 год видно, что состав ювелиров Архангельское разнообразен. Большее число серебряников происходит из архангельских мещан, среди них есть и мещанские вдовы, солдатки и даже три мастера из крестьян. Эти люди, помимо чисто ювелирных изделий, делали большое число недорогих серебряных «вотивных» привесок на иконы. «Вотивные» подвески в виде изображений человеческой фигуры или отдельных ее частей – рук, ног, головы и сердца, а также множество фигурок домашних животных – коров и лошадей, серебряники выполняли тиснением или чеканкой из тонкого серебряного листа или редко делали литыми. Обычно «вотивные» подвески подвешивали к особо чтимым иконам в благодарность за исцеление. Обычаи привешивать к иконам подобные «вотивные» изображения был широко распространен на Западе, в католической церкви. В Архангельск его могли завести многочисленные иностранные торговые люди, среди которых были католики, протестанты и лютеране. Наличие же среди «вотивных» подвесок архангельской работы изображений домашних животных в какой-то мере напоминает нам языческие времена. Население русского Севера было очень сложным по всему своему этническому составу, а следовательно и по своим религиозным верованиям. На севере скрывались раскольники из русского населения и всякого толка сектанты, а отдельные селение Севера еще в 19 веке тянулись к идолопоклонству.
Великий Устюг
Великий Устюг один из крупных на Руси центров художественных ремесел и промыслов. Мировую известность Великому Устюгу принесло искусство чернения по серебру.
Искусство черни своеобразная гравюра на серебре. Мастер специальным инструментом – цеером, гравирует рисунок. Измельченная чернь (сплав серебра с медью, свинцом, серой), смешанная с нашатырем, наносится на узор, и изделие подвергается обжигу. Чернь прочно сплавляется с серебром, создавая черневой рисунок. Устюжская чернь отличается особой прочностью и богатой цветовой гаммой от пепельно-серого до насыщенно черного.
Характерной особенностью черневого серебра устюжских мастеров была очень темная сюжетная гравюра на золоченом, слегка опущенном и канфареном фоне с резными и чеканными деталями.
В XIX веке стали использоваться новые приемы, отвечающие вкусам эпохи классицизма: постепенно исчезли золотой фон и чеканные украшения, рисунок стал более строгим и графичным, упростилась форма изделий. В черневом орнаменте появились гирлянды, венки, архитектурные пейзажи городов Великого Устюга, Вологды, Архангельска, Санкт-Петербурга, географические карты, статистические таблицы. Наиболее распространенный пейзаж – набережная Великого Устюга с многочисленными церквями, колокольнями, купеческими особняками.
Вологда
Ювелирное искусство Вологды сильно повлияло на художественную культуру русского Севера. В XVIII веке Вологда является крупным центром Севера в области торговли, поддерживая связь со странами Западной Европы и Дальнего Востока. Несмотря на широкое развитие торговли и экономический подъем этого центра число мастеров – серебряников росло очень медленно. По данным на 1791 год в городе было лишь 7 серебряников, что очень мало в сравнении с Великим Устюгом – 63 и архангельском – 16. Среди памятников ювелирного дела существуют такие вещи как: чеканные оклады, предметы с резьбой, чеканкой и чернью. Производство черневых, сканных и чеканных изделий в XIX веке на высшем уровне сохранилось только в Вологде.
Чеканка занимала значительное место в искусстве вологодских мастеров серебряного дела. Большое количество серебряных изделий с чеканным орнаментом пышной формы и высокорельефным орнаментом было выполнено во второй половине XVIII века. В орнаментах вологодской чеканки присутствуют крупные цветы на длинных стеблях, рельефные связки плодов на коротких стеблях (сливы, груши и др.). Такие мотивы встречаются не только в вологодской чеканке, но и в деревянной резной вологодской мебели.
Также известно большое число памятников вологодской чеканки XVIII, XIX веков, Пимена мастеров чеканного дела – Адриан Иоакимов Клишин и Иван Матвеев Зуев, которые изготавливали чеканные оклады для икон. И такие мастера как: Иван Александров Гусев, Алексей Ратьков, Иван Кузьмин Верховский и Федор Яковлев Степанов, изготавливавшие церковные предметы и оклады во второй половине XIXвека.
Вологодские ювелиры XIX века изготавливали первоклассные сканные изделия. Сканное искусство Вологды оценивалось современниками очень высоко. В «Военно-статистическом обозрении Российской империи» за 1853 год дана следующая оценка вологодским сканным изделиям: «Еще замечательна сканная работа, или выделка из тонкой серебряной проволоки разных вещиц весьма красивых, какова работа производится по заказам в Вологде одним семейством, в котором искусство это передается из рода в род…»
Первоклассными образцами изделий в Вологде стали и черневые. Черневое искусство Вологды получило свое развитие только во второй половине XVIII века. Черневые изображения были выполнены очень четко, с тонким и легким рисунком, покрытым серой чернью на позолоченном, углубленном фоне. Известны имена мастеров серебряного и черневого дела Вологды - Иван Петров Арефьев и Андрей Арефьев. Наивысшего расцвета искусство черни в Вологде достигает к середине XIX века. Но уже во второй половине века наблюдается значительный упадок черневого дела, который связан с общим упадком ювелирного дела провинциальных городов России того времени.
Казань
Произведения татарских мастеров-ювелиров («кемешче») с изящными скаными узорами и яркостью самоцветов всегда имели мировую известность. Постоянное стремление мастеров к совершенствованию и обновлению художественно-технических средств способствовали созданию уникальной технологии плоской ажурной скани и зернения с ярким «полихромным стилем».
Изысканное мастерство скани и зерни было традиционным и прославленным видом ювелирного искусства казанских татар еще с булгарских времен. Эти традиции были не только развиты, но и обогащены татарскими мастерами поздних эпох (XVIII-XIX вв.). Так же, как и булгары они, владели в совершенстве техникой чернения, литья, гравировки, глубокой и плоской чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, металлом (золото, серебро), техникой гравировки на самоцветах (глиптика), золочения и серебрения. Татарские ювелиры достигли большого умения в искусстве огранки драгоценных камней, кроме того, их изделия не клеймились в силу своей оригинальности и характерности.
Ювелирные изделия татарских мастеров трудно представить без драгоценных и полудрагоценных камней, самоцветов. Оригинальные украшения с использованием самых неожиданных сочетаний природных камней притягивают взгляд. Осмысление специфики татарского ювелирного искусства, высокое мастерство и культура обработки материалов, оригинальность творческого мышления характеризуют творчество татарских ювелиров, которые достойно представляют ювелирное искусство республики, всегда бывшее предметом национальной гордости.
Калуга
Большое значение для Калуги играло то, что со второй половины XVII века она была посредником в торговле между Москвой и Украиной. К концу XVII века в Калуге насчитывалось около 430 амбаров и лавок, среди которых был Серебряный ряд, в котором мастера серебряники торговали своими изделиями.
За счет того, что Калуга поддерживала культурные отношения с Украиной в орнаменте калужских изделий того времени прослеживается влияние прикладного искусства Украины. Это влияние заметно в калужских чеканных изделиях с цветами и в киевских чеканных изделиях с такими же цветами. Подобный орнамент имел разную форму: фантастические или похожие на тюльпаны, иногда цветы похожие на полевые.
В XVIII веке наблюдается блестящий расцвет Калуги в сфере серебряного дела. Купечество там в своем быту держало изделия старых традиций, а в работах мастеров того времени был отход от архаизма, который был присущ другим художественным центрам.
Форма и орнаментация калужских изделий практически не отличаются от московской. В них отсутствует, характерная для мастеров Поволжья, густота и насыщенность. У калужских изделий орнамент изящный и легкий, он оставляет много свободного места, не покрывая всей глади.
Практически все лучшие изделия Калуги вышли из мастерской Максима Кузьмина Золотарева. До него, еще с начала XVII века, были известны и другие мастера серебряного дела с такой же фамилией. Но можно предположить, что работал он не один, а держал мастеров.
Во второй половине XIX века количество серебряников в Калуге было не велико, а характер их работы был чисто ремесленный. Некоторые мастера (Григорий Афончиков, Ефим Афанасьев, Иван Беляев и др.) изготавливали только оклады, венчики и подвески на иконы. Однако изделия других мастеров были значительно разнообразнее и включали в себя кольца, медальоны, цепочки, серьги и др.
Также среди других мастеров выделяется мастерство Ивана Андрианова Кудрявцева, который занимался чеканкой. Его чеканка выделяется высокой четкостью и при этом мягкостью и точностью проработки деталей. Фигуры на изображениях реалистичны и пропорциональны, а лица выразительны.
Кострома
Уже во второй половине XVI века Кострома была крупным торговым городом, одним из центров художественного ремесла. Земли Костромы оказались малопригодны для сельского хозяйства, поэтому издавна здесь развивались ремесла и промыслы. Как и в Ярославле, блестящий, но кратковременный расцвет ювелирного искусства Костромы приходится на XVII век.
Отсутствие однотипности в костромских изделиях отчасти объясняется пожарами и чумой, которые в середине XVIII века буквально опустошили город – в 1760-е гг. в восстанавливающийся после бедствий город потянулись жители как близлежащих, так и отдаленных городов – Ярославля, Новгорода, Вологды и др. Пестрый состав населения привел к невозможности выработки однотипности в ювелирных изделиях – в них можно увидеть отголоски новгородского и псковского мастерства, формы и орнаментальные мотивы, близкие ярославским и московским.
Вне зависимости от территориальной близости к Ярославлю в орнаменте этих двух центров мало общего. Формы костромской утвари часто повторяют ярославские, но их декор более легкий и изящный, он не обладает той затейливой нарядностью и силой, которая присуща изделиям мастеров Ярославля. Костромские серебряники XVII века, как мастера Новгорода и Пскова, наносили на листья и травы резного орнамента мелкие черточки, которые вносят оттенок пестроты в четко обрисованные одним контуром плоские узоры и одновременно несколько приглушают блеск металла.
Орнамент костромских сканных изделий большей частью ограничивается спиральными узорами из толстой гладкой или свитой в веревочку проволоки на фоне, сплошь заполненном мелкими сканными кружочками. Торговые связи Костромы с Англией, Голландией и Германией также сказались в развитии ювелирного дела: на серебряной церковной утвари костромской работы XVI-XVII вв. встречается много мотивов западноевропейского искусства, вплетенных в орнамент. Это литые полосы готического орнамента, вертикально расположенные «гребешки», мелкие чеканные округлые выпуклости, напоминающие разделку поверхности немецких «виноградных» кубков.
Тщательная отделка густых сложных узоров и мелкая детализация чеканных изображений особенно отчетливо выступает в произведениях костромских мастеров XVIII и XIX века, когда орнамент становится еще более плоским, измельченным и сухим. Тогда же проявляется и приверженность костромских серебряников к традиционным орнаментальным мотивам.
Для большей части сохранившихся костромских работ характерен низкий плоскостной рельеф и тщательная проработка сухого измельченного растительного орнамента, в котором до первой четверти XIX века стойко удерживаются традиции орнаментов XVI-XVII вв.
Черневые работы этого времени не отличаются высоким качеством и оригинальностью. По типу они ближе всего к московской черни и уступают черни великоустюжских и вологодских мастеров.
Центром производства становится село Красное. Отсутствие надлежащего оборудования и широкое применение разделения труда привели к сильному снижению качества продукции и совершенно стерли индивидуальные особенности работы отдельных мастеров. Красносельские изделия – штампованные образки, кресты, дешевые ювелирные украшения, мелкие серебряные столовые предметы – всё это широко распространилось по России.
Москва
Москва занимала первое место среди центров в развитии русского золотого и серебряного дела. Она унаследовала веками накопленные традиции художественной культуры у древних центров.
Московские серебряники достигли исключительного мастерства в древней русской технике скани, основной рисунок которой выкладывался толстой, гладкой, плющеной проволокой, а детали – тончайшей крученой веревочкой. Московская скань в XV веке поражает богатством орнаментальных мотивов, высоким качеством работы и разнообразием. Основным мотивом сканных изделий стал непрерывный вьющийся стебель со спирально загнутыми отростками, а к концу XV века орнамент становится особенно свободным и богатым. На московских изделиях также встречается эмаль по резьбе на серебре, но широкого распространения она не получила, скорее всего из-за своей хрупкости и непрочности.
В XVI Москва занимает ведущую роль в изготовлении многочисленных предметов прикладного искусства, важное значение Москвы сохраняется и на протяжении всего XVII века. В мастерских Московского Кремля трудились лучшие ремесленники со всей России, а также приглашенные иностранные мастера. Таким образом в Москве к концу XVI века, кроме русских, было довольно много и иностранных специалистов.
В XVII веке мастера Серебряной и Золотой палат делились по узким специальностям: судовых дел мастера (отвечали за сосуды), чеканщики, резчики, мастера черневых дел. Таким образом над сложными изделиями с несколькими техниками трудилось по несколько человек во главе с опытным мастером. Кроме царского двора мастера Золотой и Серебряной палат обслуживали и патриарший двор.
На всем протяжении XVII века основными мотивами орнамента у московских золотых и серебряных изделий были растительные узоры, сохранявшие старые традиции, в особенности на предметах культа. В начале века, это часто стройный с листком штамб, от которого симметрично расходятся побеги с трехлепестковыми листьями, с шишечками, бутонами и листьями аканта. К середине века орнамент утрачивает строгость и ритмичность и подчиняется декоративному заполнению пространства.
Знакомство с прикладным искусством Запада и Востока дает московским мастерам возможность использовать понравившиеся орнаменты, связывая и перерабатывая их с русскими формами. Таким образом на русских серебряных изделиях XVII века встречаются турецкие и иранские мотивы (бобы, кипарисы и др.).
Московские мастера также создали прекрасные изделия с эмалью, техникой которой владели в совершенстве. Они покрывали эмалью гладкую поверхность, сканный орнамент, а также округлые стенки сосудов, чеканный орнамент, и почти скульптурные чеканные изображения. Широкое развитие в Москве получила и техника чеканки. Одним из лучших московских чеканщиков XVII века был золотого и серебряного дела мастер Гаврила Овдокимов.
В первой половине XVIII века в Москве наблюдается упадок золотого и серебряного дела. Причиной этому стало трудное финансовое положение страны и перенос столицы в Петербург. Московские мастера с неохотой принимали новые формы и орнаменты, которые ставили русское искусство на один уровень с западноевропейским. И до конца века московские ювелиры отдавали предпочтение растительному орнаменту, с неохотой по-своему перерабатывая завитки рококо.
Во второй половине XIX века ведущее место занимала ювелирная фирма Овчинникова. Изделия этих мастеров отличались богатой эмалевой палитрой и качественной монтировкой, и отделкой. Фирма изготавливала солонки в форме деревянных солониц, чарки, ложки, подстаканники с многоцветной эмалью и густым сканным орнаментом.
Много предметов, украшенных эмалью выпускала и фирма Хлебникова. Изделия этой фирмы были преимущественно оформлены в древнерусском стиле и выполнены с помощью различных техник. Почти исключительно предметы церковного обихода с эмалями изготавливала фирма Оловянишникова. Они выполнены тщательно и тонко, с подражанием на византийские и древнерусские памятники. Но из-за некоторой сухости эмалевые перегородчатые изображения лишены того очарования, которое присуще древнерусским и византийским эмалям.
Памятники древнерусского искусства воспроизводила и небольшая мастерская Ф.Я. Мишукова. Изделия выполнялись высокого качества и без фальши. На конец XIX начало XX века выпали изделия фирмы Курлюкова. В изделиях этой фирмы наиболее выражен стиль «модерн».
Особое место по изготовлению изделий с чернью занимала фабрика В.С. Семенова. Эта фирма главным образом специализировалась на черневом искусстве, в отличии от других фирм, которые пробовали разнообразие техник. Изделия этой фирмы с чернью по качеству превосходили такие мощные фирмы, как Овчинникова и Хлебникова.
Небольшими скульптурными формами известна фирма Сазикова. С деятельностью этой фирмы связано и появление первых скульптурных серебряных изделий, отражающих историческую тематику.
Многие мастера и фирмы Москвы в XIX веке использовали в ювелирном деле поделочные камни. Во второй половине века распространение получили серебряные скульптуры на каменных постаментах, часы на подставках из яшмы или мрамора и вмонтированные в изделия куски цветного камня. Для XX века характерно стремление показать природную красоту камня и показать лучшие свойства материала.