Юридический и экономический аспекты на федеральном, региональном и местном уровнях.
Юридические документы опосредуют все стадии правового регулирования: правотворчество, действие норм права, их реализацию, возложение юридической ответственности.
Юридические документы делятся на три вида:
1) нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юридических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права.
2) интерпретационные акты (или акты толкования). Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мысленно толкование (уяснение норм права) производится практически всегда;
3) документы, фиксирующие юридические факты. Их особенность состоит в том, что они регистрируют различные фактические обстоятельства независимо от их использования в конкретных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т. п.). Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы. [3]
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
Законодательные основы правового регулирования отношений в сфере НХП заложены и в таком документе общенационального стратегического значения, как Концепция национальной безопасности. В ней сказано: "Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно- нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры"
|
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 460 г. Москва" О мерах государственной поддержки культуры и искусства"
К ведению федеральных органов власти относится: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; формирование федерального бюджета, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры; финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот; создание единой системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; создание Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. В контексте формирования и реализации государственной культурной политики понятие "культурное наследие народов Российской Федерации" должно трактоваться в максимально широком значении. Оно включает в себя все виды материального наследия - здания и сооружения, имеющие историческую, архитектурную ценность, представляющие собой уникальные образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические объекты и сами памятники археологии, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т.д. К этой части культурного наследия, несомненно, относятся и произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, все бесконечное многообразие предметов материального мира, которые позволяют сохранять максимально полное представление о различных сторонах и особенностях жизни людей в прошедшие эпохи, документы, книги, фотографии и т.д., то есть все то, что составляет Музейный, Архивный и Национальный книжный фонды.
|
Уровень правовой культуры в стране является показателем развития общества, условием становления правового государства. Одной из причин распространения в России правового нигилизма является низкая культура — как общая, так и правовая. Следствие этого - отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства. Правовая культура приобретает все большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития.
|
Сложившаяся ситуация требует безотлагательного поиска путей ее разрешения. Одним из важнейших факторов преодоления кризисных явлений служит создание условий для повышения уровня правовой культуры во всех ее проявлениях. Большая роль в решении этих непростых проблем принадлежит местному самоуправлению.
Местное самоуправление выступает одним из институтов гражданского общества, который позволяет населению государства на самом близком для него низовом уровне власти принимать участие в управлении делами государства, самостоятельно решая отдельные вопросы местного значения. Отечественный исторический опыт и зарубежная практика местного самоуправления свидетельствуют о том, что для развития местного 9 самоуправления необходима пропаганда правовых знаний, информирование граждан о содержании муниципальных нормативных правовых актов, создание правовых возможностей для эффективного участия населения в местном самоуправлении. Иначе говоря, эффективность местной; власти находится в прямо пропорциональной зависимости от правовой культуры самой власти и жителей муниципального образования.
Экономическая культура современного человека, являющаяся частью общей культуры, продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики.
Сохранение, возрождение и развитие НХП является важной государственной задачей, для этого в государстве издаются:
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями)
Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законодательством Российской Федерации. Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица. Принятие решения о сохранении и использовании предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда в случае реорганизации либо ликвидации государственных (муниципальных) учреждений осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации.
-федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», регулирующий отношения в сфере народных художественных промыслов как форме народного творчества народов Российской Федерации. Закон определяет сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как важнейшую государственную задачу, устанавливающий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с этой сферой деятельности. Закон устанавливает необходимый понятийный аппарат, закрепляет порядок отнесения предметов к изделиям народных художественных промыслов, фактически легализует творческое варьирование, создает предпосылки для установления особой охраны мест традиционного бытования промыслов.
В связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в базовый закон были внесены изменения, коренным образом пересматривающие сам подход государства в политике в отношении промыслов. Теперь предполагается, что федеральная власть обеспечивает экономические, социальные и иные 10 условия для сохранения, возрождения и развития только тех организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; поддержкой остальных могут заниматься органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, ранее включенные в систему защиты народных художественных промыслов, теперь в законе не упоминаются.
Большинство средств народных художественных промыслов лежат в сфере интеллектуальной собственности. Так, например, эффективной мерой защиты являлись регистрация промышленных образцов и патентование процессов изготовления изделий художественных промыслов; практически все известные народные промыслы зарегистрировали свои названия (как правило по местам бытования) в качестве товарных знаков; законодательство дает народным промыслам еще один инструмент защиты – регистрация и право пользования наименованием места происхождения изделий народных промыслов. Наконец, ГК РФ предоставляет охрану произведениям декоративно-прикладного искусства. Зарубежный и международный опыт в этой области выявляет тенденции усиления охраны народного творчества, интересов создателей таких произведений.
- ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» определяет, что места традиционного бытования НХП являются одним из видов объектов культурного наследия как достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы. Поставил вопросы их сохранения и популяризации
- Приказ Министерства промышленности торговли РФ № 274 от 15.04.2009 «Об утверждении перечня видов производств и групп изделий НХП, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям НХП».
НХП как вид народного искусства, который обращен к историческим корням, является важной составляющей национального культурного наследия, его сохранение должно быть долгом и обязанностью государственной власти, главным направлением политики государства в области культуры. Россия является одной из немногих стран, которая сохранила НХП, которые являются национальным достоянием и вносят свой вклад во всемирное культурное наследие. Сохранить НХП стало возможным благодаря разработанных и принятых государством мер поддержки.
Для этого в экономике предпринимаются методы:
• Осуществление льготного кредитования. Предусмотрено целевое льготное кредитование организаций НХП для приобретения ими сырья, материалов и оборудования. Заложено в проекте федерального бюджета каждый год предоставлять предприятиям НХП субсидии в размере 50 % тарифов на перевозки железнодорожным транспортом по территории России произведенной ими продукции. С ноября 2010 года государство предоставляет субсидии для возмещения части затрат на электрическую энергию, газ, сырье и материалы. На оплату процентов по кредитам для покупки оборудования и запасных частей к нему; на организацию деятельности по внедрению изделий на рынки, а также, на участие в отечественных и заграничных выставках, ярмарках; на изготовление рекламы; а также на проведение работ по получению охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
• Освобождение от налога на добавленную стоимость при продаже предметов НХП признанного художественного достоинства. На основании статьи 149 Налогового Кодекса России освобождена от обложения налогом на всей территории России: продажа предметов НХП признанного художественного достоинства, образцы которых указаны во всероссийском реестре. Причем данную льготу имеют не только организации, признанные предприятиями НХП, а и организации, у которых нет данного статуса, но они изготавливают и продают указанные изделия. Кроме того, налоговую льготу имеют не только производители и продавцы, но и посредники, которые реализуют предметы НХП в результате заключенных договоров. Их вознаграждение при посредничестве тоже освобождено от налога на добавленную стоимость.
• Освобождаются от уплаты налога на имущество и налога на добавленную стоимость предприятия НХП на материалы и оборудование, приобретенные за рубежом для своего производства.
• По земельному налогу - освобождаются от уплаты земельного налога при условии, что участок земли используется только для изготовления и продажи предметов НХП. Если же налогоплательщик использует участок земли в других целях, к примеру, сдает его в аренду, то права на льготу отменяются.
• Индивидуальные предприниматели, которые занимаются изготовлением предметов НХП, могут применять патентную (упрощенную) систему налогообложения.
3.2.5 Состояние, проблемы, перспективы и направления развития культуры, искусства, НХП в РФ (возрождение, сохранение, развитие). «Сохранение многовековых традиций народного искусства - не просто наш долг перед предками. Это абсолютно необходимое условие нормального духовного развития общества»
(с) В. В. Путин
Государство прилагает значительные усилия для поддержки, сохранения и развития народных художественных промыслов:
Россия имеет 15 направлений народных художественных промыслов, в том числе, художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная роспись ткани, декоративная роспись по металлу и дереву, иконопись, лаковая миниатюрная живопись, художественная обработка металла (ювелирное искусство), художественная резьба по кости и пр. Однако, состояние дел в сфере промыслов в стране остается трудным. Одной из причин этого является то, что изготовление художественных предметов народных промыслов не в состоянии выдержать конкуренцию с дешевыми изделиями ширпотреба - как импортными, так и российскими, которые часто грубо имитируют предметы знаменитых промыслов. Рынок заполнен подделками, их объемы часто намного выше объемов известных производств. Это дискредитирует промыслы, как в стране, так и за границей. Большая часть мастеров-надомников работает в тени, нарушая технологию производства изделий, понижают уровень художественного качества, не платят налоги и своей деятельностью наносят урон экономическим основам организаций НХП. Не развита инфраструктура сбыта предметов промыслов, как в стране, так и за границей. Промыслы зачастую из-за отсутствия собственных средств не могут принимать участия в выставках и ярмарках. Они страдают от нехватки финансов для приобретения сырья и материалов, технического оборудования и обновления основных фондов, а также для покупки участков земли.
Перестал существовать целый ряд редких промыслов, таких как киришское и вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, тюменские ковры. Таким образом, проведя анализ существующего состояния сферы НХП, выявляются следующие основные проблемы:
* трудное финансово-экономическое положение;
* нехватка квалифицированных кадров;
* низкий уровень руководства организациями;
* отсутствие экономической концепции развития сферы народных художественных промыслов;
* недоразвитость маркетинга;
* нехватка финансов на техническое перевооружение производства
Имеются следующие специфические проблемы, которые присущи только организациям народных художественных промыслов:
- нестабильное производство;
- нет оборотных средств;
- слабое развитие инфраструктуры рынка сбыта;
- низкая покупательская способность населения;
- потеря художественно-стилевых особенностей и традиций;
- заполнение рынка подделками и заграничными изделиями низкого качества.
Перечисленные выше обстоятельства вызвали трудности в сохранении стабильности творческих кадров, что обязательно приведет в дальнейшем к утрате традиций народного творчества и нанесет невосполнимый ущерб российской культуре и культурному наследию нации. Таким образом, можно сделать вывод, что, если срочно дополнительно не обеспечить НХП поддержкой со стороны государства, то может произойти непоправимое - будет утрачена их значительная часть; необходимо незамедлительно принять серьезные финансово-политические меры для сохранения и развития национальных художественных промыслов.
Для вывода сферы НХП из сложившейся кризисной ситуации создана нормативно-правовая система, установлены льготы по налогообложению и кредитованию, укрепляется материальная база НХП, осуществляется целевое финансирование государством организаций культуры, оказывается помощь в реализации инвестиционных проектов, осуществляется дополнительное финансирование учреждений образования, которые осуществляют подготовку мастеров и художников для НХП.
Свидетельством признания и восстановления престижа НХП являются различные формы поощрения мастеров и художников, творящих в этой сфере: художникам народных промыслов присваивается почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации», на уровне ряда субъектов РФ производиться награждение почетным знаком «Народный мастер» наиболее талантливых сотрудников, работающих в сфере НХП. предусмотрено и награждение денежной премией, предоставляются гранты начинающим предпринимателям.
В ряде регионов осуществляется покупка предметов НХП в музейные и представительские фонды. О развитии НХП в стране говорит большое количество различных выставок, ярмарок, на которых демонстрируются изделия НХП и ремесел. К примеру, Московская выставка-ярмарка «Ладья», выставка-ярмарка «Русь мастеровая» в Чувашии, Ивановский общероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России» и др.
Строятся объекты, связанные с развитием НХП и экспонированием их изделий. Так, например, зимой 2006 года в Москве был открыт логистический комплекс, в г. Семенове Нижегородской области был построен туристический комплекс «Золотая хохлома», который стал базой при проведении общероссийского фестиваля НХП. [9]
Все это направленно на сохранение и развитие НХП.