Государство и культура, искусство, НХП




Юридический и экономический аспекты на федеральном, региональном и местном уровнях.

Юридические документы опосредуют все стадии правового регулирования: правотворчество, действие норм права, их реализацию, возложение юридической ответственности.
Юридические документы делятся на три вида:

1) нормативные документы. Их особенность состоит в том, что они содержат нормы права. На современном этапе нормативные акты являются ведущей формой права. Понятно, что среди юридических документов они занимают главенствующее положение: содержат своего рода программу поведения субъектов права.

2) интерпретационные акты (или акты толкования). Не всегда опосредуют принятие юридических действий. Их необходимость становится очевидной в сложных правовых ситуациях, хотя мысленно толкование (уяснение норм права) производится практически всегда;

3) документы, фиксирующие юридические факты. Их особенность состоит в том, что они регистрируют различные фактические обстоятельства независимо от их использования в конкретных правонарушениях (фиксация стажа, возраста и т. п.). Они очень многочисленны и, в свою очередь, могут быть разделены на группы. [3]

- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

Законодательные основы правового регулирования отношений в сфере НХП заложены и в таком документе общенационального стратегического значения, как Концепция национальной безопасности. В ней сказано: "Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно- нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры"

 

-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 460 г. Москва" О мерах государственной поддержки культуры и искусства"

К ведению федеральных органов власти относится: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; формирование федерального бюджета, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры; финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот; создание единой системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; создание Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. В контексте формирования и реализации государственной культурной политики понятие "культурное наследие народов Российской Федерации" должно трактоваться в максимально широком значении. Оно включает в себя все виды материального наследия - здания и сооружения, имеющие историческую, архитектурную ценность, представляющие собой уникальные образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические объекты и сами памятники археологии, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т.д. К этой части культурного наследия, несомненно, относятся и произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, все бесконечное многообразие предметов материального мира, которые позволяют сохранять максимально полное представление о различных сторонах и особенностях жизни людей в прошедшие эпохи, документы, книги, фотографии и т.д., то есть все то, что составляет Музейный, Архивный и Национальный книжный фонды.

Уровень правовой культуры в стране является показателем развития общества, условием становления правового государства. Одной из причин распространения в России правового нигилизма является низкая культура — как общая, так и правовая. Следствие этого - отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства. Правовая культура приобретает все большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательного поиска путей ее разрешения. Одним из важнейших факторов преодоления кризисных явлений служит создание условий для повышения уровня правовой культуры во всех ее проявлениях. Большая роль в решении этих непростых проблем принадлежит местному самоуправлению.

Местное самоуправление выступает одним из институтов гражданского общества, который позволяет населению государства на самом близком для него низовом уровне власти принимать участие в управлении делами государства, самостоятельно решая отдельные вопросы местного значения. Отечественный исторический опыт и зарубежная практика местного самоуправления свидетельствуют о том, что для развития местного 9 самоуправления необходима пропаганда правовых знаний, информирование граждан о содержании муниципальных нормативных правовых актов, создание правовых возможностей для эффективного участия населения в местном самоуправлении. Иначе говоря, эффективность местной; власти находится в прямо пропорциональной зависимости от правовой культуры самой власти и жителей муниципального образования.

Экономическая культура современного человека, являющаяся частью общей культуры, продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики.

Сохранение, возрождение и развитие НХП является важной государственной задачей, для этого в государстве издаются:

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями)

Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законодательством Российской Федерации. Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица. Принятие решения о сохранении и использовании предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда в случае реорганизации либо ликвидации государственных (муниципальных) учреждений осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации.

-федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», регулирующий отношения в сфере народных художественных промыслов как форме народного творчества народов Российской Федерации. Закон определяет сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как важнейшую государственную задачу, устанавливающий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с этой сферой деятельности. Закон устанавливает необходимый понятийный аппарат, закрепляет порядок отнесения предметов к изделиям народных художественных промыслов, фактически легализует творческое варьирование, создает предпосылки для установления особой охраны мест традиционного бытования промыслов.

В связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в базовый закон были внесены изменения, коренным образом пересматривающие сам подход государства в политике в отношении промыслов. Теперь предполагается, что федеральная власть обеспечивает экономические, социальные и иные 10 условия для сохранения, возрождения и развития только тех организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; поддержкой остальных могут заниматься органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, ранее включенные в систему защиты народных художественных промыслов, теперь в законе не упоминаются.

Большинство средств народных художественных промыслов лежат в сфере интеллектуальной собственности. Так, например, эффективной мерой защиты являлись регистрация промышленных образцов и патентование процессов изготовления изделий художественных промыслов; практически все известные народные промыслы зарегистрировали свои названия (как правило по местам бытования) в качестве товарных знаков; законодательство дает народным промыслам еще один инструмент защиты – регистрация и право пользования наименованием места происхождения изделий народных промыслов. Наконец, ГК РФ предоставляет охрану произведениям декоративно-прикладного искусства. Зарубежный и международный опыт в этой области выявляет тенденции усиления охраны народного творчества, интересов создателей таких произведений.

- ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» определяет, что места традиционного бытования НХП являются одним из видов объектов культурного наследия как достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы. Поставил вопросы их сохранения и популяризации

- Приказ Министерства промышленности торговли РФ № 274 от 15.04.2009 «Об утверждении перечня видов производств и групп изделий НХП, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям НХП».

НХП как вид народного искусства, который обращен к историческим корням, является важной составляющей национального культурного наследия, его сохранение должно быть долгом и обязанностью государственной власти, главным направлением политики государства в области культуры. Россия является одной из немногих стран, которая сохранила НХП, которые являются национальным достоянием и вносят свой вклад во всемирное культурное наследие. Сохранить НХП стало возможным благодаря разработанных и принятых государством мер поддержки.

Для этого в экономике предпринимаются методы:

• Осуществление льготного кредитования. Предусмотрено целевое льготное кредитование организаций НХП для приобретения ими сырья, материалов и оборудования. Заложено в проекте федерального бюджета каждый год предоставлять предприятиям НХП субсидии в размере 50 % тарифов на перевозки железнодорожным транспортом по территории России произведенной ими продукции. С ноября 2010 года государство предоставляет субсидии для возмещения части затрат на электрическую энергию, газ, сырье и материалы. На оплату процентов по кредитам для покупки оборудования и запасных частей к нему; на организацию деятельности по внедрению изделий на рынки, а также, на участие в отечественных и заграничных выставках, ярмарках; на изготовление рекламы; а также на проведение работ по получению охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

• Освобождение от налога на добавленную стоимость при продаже предметов НХП признанного художественного достоинства. На основании статьи 149 Налогового Кодекса России освобождена от обложения налогом на всей территории России: продажа предметов НХП признанного художественного достоинства, образцы которых указаны во всероссийском реестре. Причем данную льготу имеют не только организации, признанные предприятиями НХП, а и организации, у которых нет данного статуса, но они изготавливают и продают указанные изделия. Кроме того, налоговую льготу имеют не только производители и продавцы, но и посредники, которые реализуют предметы НХП в результате заключенных договоров. Их вознаграждение при посредничестве тоже освобождено от налога на добавленную стоимость.

• Освобождаются от уплаты налога на имущество и налога на добавленную стоимость предприятия НХП на материалы и оборудование, приобретенные за рубежом для своего производства.

• По земельному налогу - освобождаются от уплаты земельного налога при условии, что участок земли используется только для изготовления и продажи предметов НХП. Если же налогоплательщик использует участок земли в других целях, к примеру, сдает его в аренду, то права на льготу отменяются.

• Индивидуальные предприниматели, которые занимаются изготовлением предметов НХП, могут применять патентную (упрощенную) систему налогообложения.

3.2.5 Состояние, проблемы, перспективы и направления развития культуры, искусства, НХП в РФ (возрождение, сохранение, развитие). «Сохранение многовековых традиций народного искусства - не просто наш долг перед предками. Это абсолютно необходимое условие нормального духовного развития общества»

(с) В. В. Путин

Государство прилагает значительные усилия для поддержки, сохранения и развития народных художественных промыслов:

Россия имеет 15 направлений народных художественных промыслов, в том числе, художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная роспись ткани, декоративная роспись по металлу и дереву, иконопись, лаковая миниатюрная живопись, художественная обработка металла (ювелирное искусство), художественная резьба по кости и пр. Однако, состояние дел в сфере промыслов в стране остается трудным. Одной из причин этого является то, что изготовление художественных предметов народных промыслов не в состоянии выдержать конкуренцию с дешевыми изделиями ширпотреба - как импортными, так и российскими, которые часто грубо имитируют предметы знаменитых промыслов. Рынок заполнен подделками, их объемы часто намного выше объемов известных производств. Это дискредитирует промыслы, как в стране, так и за границей. Большая часть мастеров-надомников работает в тени, нарушая технологию производства изделий, понижают уровень художественного качества, не платят налоги и своей деятельностью наносят урон экономическим основам организаций НХП. Не развита инфраструктура сбыта предметов промыслов, как в стране, так и за границей. Промыслы зачастую из-за отсутствия собственных средств не могут принимать участия в выставках и ярмарках. Они страдают от нехватки финансов для приобретения сырья и материалов, технического оборудования и обновления основных фондов, а также для покупки участков земли.

Перестал существовать целый ряд редких промыслов, таких как киришское и вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, тюменские ковры. Таким образом, проведя анализ существующего состояния сферы НХП, выявляются следующие основные проблемы:

* трудное финансово-экономическое положение;

* нехватка квалифицированных кадров;

* низкий уровень руководства организациями;

* отсутствие экономической концепции развития сферы народных художественных промыслов;

* недоразвитость маркетинга;

* нехватка финансов на техническое перевооружение производства

Имеются следующие специфические проблемы, которые присущи только организациям народных художественных промыслов:

- нестабильное производство;

- нет оборотных средств;

- слабое развитие инфраструктуры рынка сбыта;

- низкая покупательская способность населения;

- потеря художественно-стилевых особенностей и традиций;

- заполнение рынка подделками и заграничными изделиями низкого качества.

Перечисленные выше обстоятельства вызвали трудности в сохранении стабильности творческих кадров, что обязательно приведет в дальнейшем к утрате традиций народного творчества и нанесет невосполнимый ущерб российской культуре и культурному наследию нации. Таким образом, можно сделать вывод, что, если срочно дополнительно не обеспечить НХП поддержкой со стороны государства, то может произойти непоправимое - будет утрачена их значительная часть; необходимо незамедлительно принять серьезные финансово-политические меры для сохранения и развития национальных художественных промыслов.

Для вывода сферы НХП из сложившейся кризисной ситуации создана нормативно-правовая система, установлены льготы по налогообложению и кредитованию, укрепляется материальная база НХП, осуществляется целевое финансирование государством организаций культуры, оказывается помощь в реализации инвестиционных проектов, осуществляется дополнительное финансирование учреждений образования, которые осуществляют подготовку мастеров и художников для НХП.

Свидетельством признания и восстановления престижа НХП являются различные формы поощрения мастеров и художников, творящих в этой сфере: художникам народных промыслов присваивается почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации», на уровне ряда субъектов РФ производиться награждение почетным знаком «Народный мастер» наиболее талантливых сотрудников, работающих в сфере НХП. предусмотрено и награждение денежной премией, предоставляются гранты начинающим предпринимателям.

В ряде регионов осуществляется покупка предметов НХП в музейные и представительские фонды. О развитии НХП в стране говорит большое количество различных выставок, ярмарок, на которых демонстрируются изделия НХП и ремесел. К примеру, Московская выставка-ярмарка «Ладья», выставка-ярмарка «Русь мастеровая» в Чувашии, Ивановский общероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России» и др.

Строятся объекты, связанные с развитием НХП и экспонированием их изделий. Так, например, зимой 2006 года в Москве был открыт логистический комплекс, в г. Семенове Нижегородской области был построен туристический комплекс «Золотая хохлома», который стал базой при проведении общероссийского фестиваля НХП. [9]

Все это направленно на сохранение и развитие НХП.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: