В системе управления цели выполняют ряд важных функций:
- отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития;
- задают основные направления деятельности организации;
- уменьшают неопределенность, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире;
- составляют основу критериев выделения проблем, выбора решений, оценки полученных результатов, а также поощрения сотрудников;
- сплачивают вокруг себя людей, побуждают их брать на себя высокие обязательства и добиваться их выполнения;
- концентрация на их достижении позволяет действовать быстрее и эффективнее;
- служат оправданием в глазах людей необходимости существования организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия (например, загрязнение окружающей среды) [11].
У организации могут быть самые разнообразные цели. Классификация целей позволяет совершенствовать механизм управления организацией и дает представление их практического использования. Различают три типа организационных целей: официальные, оперативные, операционные.
Официальные цели определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации. Они имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации имидж.
Оперативные цели определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать с официальными. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации.
Операционные цели еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные. Они направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе.
|
Первый тип целей называют так же стратегическими, два последних – тактическими. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические – при решении конкретных (краткосрочных) задач управления.
Существует и другие виды классификаций. Например, цели бывают траекторные и точечные.
Траекторные (направляющие) цели определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта (увеличение прибыли предприятия).
В то же время, точечные цели формируются как стремление достичь вполне конкретного результата (обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 100 миллионов рублей).
По временному интервалу цели подразделяются на долгосрочные (5 и более лет), среднесрочные (1 год – 5 лет) и краткосрочные (до 1 года).
Цели иерархических уровней определяют генеральную цель 0-го уровня (миссию), например, получение максимальной прибыли, цели 1-го уровня – расширение рынка сбыта, производство новых видов товаров и др., цель 2-го уровня – детализация целей 1-го уровня и т. д. Такой подход к реализации целеполагания получил название метода «дерева целей» [8].
Отметим, что далеко не всегда удается выделить единственную генеральную цель. В противном случае деятельность организации может носить односторонний характер и, добиваясь успеха в обеспечении высокого качества производимой продукции, можно упустить из виду социальные факторы. Это может отрицательно сказаться на кадровом составе предприятия, а впоследствии и на качестве производимой продукции [13].
|
Сформулированные при разработке стратегии и тактики цели, чтобы эффективно исполнять свое предназначение, должны удовлетворять определенным требованиям. Основными требованиями к целям являются:
- комплексность (цель должна охватывать все аспекты проблемной ситуации);
- системность (состояние объекта управления, к которому стремится организация, обеспечивается соответствующими управленческими механизмами на всех этапах управления);
- согласованность (цели организации не должны противоречить друг другу);
- достижимость (цель должна быть реальной при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения);
- конкретность (цель должна предлагать для своей реализации последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию);
- гибкость (цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы была возможность ее корректировки в случае изменения внешних или внутренних условий);
- преемственность (цели должны быть приемлемы для субъектов, определяющих деятельность организации и обеспечивающих достижение этих целей);
- четкость (цели должны быть точно сформулированы и понятны исполнителям);
- измеримость (обеспечивается выработкой количественных и качественных критериев и параметров оценки степени ее реализации);
- мотивированность (связь целей организации с системой вознаграждения исполнителей);
- совместимость (все множество целей, самой организации и ее подразделений, различных категорий и групп персонала и отдельных сотрудников, должны быть совместимы);
- формализуемость (обеспечивается формированием системы критериев оценки эффективности управляемой системы) [8].