Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева. Глава государства поручил правительству создать организационный комитет по подготовке и проведению торжеств и разработать план основных мероприятий. 9 ноября – 200-летняя годовщина с того дня, как в мир пришел Иван Сергеевич Тургенев. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, поэтому уже анонсировано множество мероприятий, приуроченных к знаменательному дню.
В этому юбилейному празднику готовится и Пушкинский дом, организуя реконструкции тургеневских благотворительных концертов, для которых, собственно, и попросили сделать фирменный стиль.
Фирменный стиль должен был включать в себя переделанный логотип Пушкинского дома, афиши к концертам, пригласительные билеты, программы мероприятий и конференций с вкладышами и сувенирную продукцию в виде почтовых открыток и книжных закладок.
Для создания фирменного стиля набиралась команда из художников графиков студентов ВШПМ, к коим отношусь и я. Работа над оформлением была поделена между нами, и по распределению мне досталось задание оформить программы и вкладыши к конференциям и концертам.
Рабочий график нам предоставили свободный, но время на создание фирменного стиля дали чуть меньше месяца. Так же было обозначено время в которое можно будет проводить совещания. Рабочие места нам тоже подготовили, организовали отдельное помещение для переговоров, отдельное помещение с компьютерами и установленными на них программами Adobe. Но мы и от этого отказались, решив, что каждому комфортней работать на дому, за своими персональными компьютерами, где все знакомо и близко, а общаться и передавать информацию по сети по почте.
|
Прежде чем приниматься за обсуждение оформления тургеневских концертов с заказчиками, нам было предложено посетить рукописный отдел ИРЛИ РАН с целью более близкого ознакомления с творчеством писателя и его биографии. Так сказать, проникнуться его эпохой.
Рукописный отдела Пушкинского Дома — одно из крупнейших архивохранилищ, без которого не обходится изучение литературной и общекультурной жизни страны. Здесь хранится более 3 миллионов автографов, около 900 личных фондов известных русских писателей, ученых и деятелей культуры; памятников русской литературы. Не только отдельные автографы, но и целые архивные фонды русских писателей и деятелей культуры попадали в Пушкинский Дом в составе разных собраний.
В рукописном отделе нам провели лекцию по биографии И.С. Тургенева, о его личности, о нюансах его характера, как деятеля русской культуры, о личностях окружавших его, и о нем самом, как о простом человеке. В пушкинском доме есть целое отделение специализирующееся на его творчестве и биографии.
Для того, чтобы сильнее проникнуться той эпохой, и лучше понять прошлое писателя, нас ознакомили с оригинальными рукописями Тургенева, а именно: произведением «Отцы и дети», написанным от руки со всем помарками и исправлениями, письмами адресованными другим писателям и деятелям культуры, например певице Полине Виардо, и множество других рукописных текстов и автографов. Интересно было посмотреть и на небольшие зарисовки персонажей произведений, оставленных на полях рукописей.
|
Так же, помимо Тургенева, нам показывали оригинальные рукописи
М. Ф. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. В. Толстого, письмо Вольтера Скотта Екатерине II, записки Петра I, зарисовки в дневнике Онегина (Отто) художников Айвазовского и Иванова, рукописи Джека Лондона и даже нотный лист самого Иогана Себастьяна Баха с личной аппликатурой.
В общем и целом, это было очень познавательно и интересно, потому что вглядываясь в почерк каждого автора, создавалось впечатление будто лично знакомишься с тем или иным человеком.
После ознакомления с исторической личностью Тургенева, нам было предложено посетить Пушкинский музей, в котором хранились личные вещи писателя, его небольшие зарисовки и множество других связанных с ним предметов, в том числе и его портреты. Поход в музей был необходим, потому что на тот момент нам еще не было известно, что может послужить основой к фирменному стилю, и нам было важно увидеть все что связано с ним. Уже в последствии значимой деталью для сувенирной продукции стала перьевая резная ручка писателя. Помимо предметов самого И. С. Тургенева в музее находились вещи других людей того времени, и это было очень важно, потому что по ним мы воссоздавали реальную историческую картину того времени.
После окончания исторического ознакомления, был организован совет, на котором каждый из организаторов и художников высказал свои идеи, возникшие в процессе лекций и экскурсии. Поскольку организаторы впервые приглашали на подобную работу художников, а у художник случился первый опыт общения с заказчиками, естественно возникли трудности и недопонимания. Во время обсуждений, выяснилось, что просмотренной нами информации катастрофически мало, поэтому для начала было решено, что каждому на почту вышлют подобранную информацию для просмотра в виде архивов с фотографиями, текстами и отсканированными рукописями.
|
Естественно, первостепенной задачей было создание логотипа, так как он присутствует практически на всех элементах фирменного стиля, и задает основу оформления. Я вносила предложение сделать логотип для Тургеневских вечеров в виде монограммы, но эта идея не прижилась, поскольку требовался логотип самого института. Тогда за основу был взят оригинальный логотип Пушкинского дома. Но поскольку оригинал был слишком многословен, с большим количеством деталей, и был выполнен в виде гравюры, то пришлось его упростить до более фигуративного, простого и понятного. Я посоветовала шрифт Bliss Pro для надписи «институт русского языка и литературы российской академии наук» под логотипом, и на мой взгляд удачно подошел к логотипу.
Далее встал вопрос выбора цвета всего фирменного стиля. Вот здесь проходили долгие споры и обсуждения. Я лично предлагала архаичные цвета, и возможно несколько театральные — бардовые, черные и бежевые, кто-то предлагал бежевые и черные, а кто-то просто черно-белые, но у всех единогласно присутствовал черный цвет, вероятно из-за костюмов Тургенева. И в процессе создания набросков пришлось остановиться на черно-белой гамме, поскольку заказчики решили в дальнейшем печатать типографию в черно-белом цвете, в целях экономии. Это было встречено нами положительно, поскольку черно-белая гамма, по нашему мнению, здорово облегчала нам работу.
Выбор форматов тоже имел место быть. Опять же из-за небольшого бюджета в целях экономии были выбраны стандартные форматы. Для афиш — А3 и А2, для сувенирной продукции (открыток) — А5, для пригласительных билетов — А5 сложенный пополам, а конкретно для программ и вкладышей был выбран А4 формат. Изначально я думала, что это будет евробуклет, и все наброски и компоновку делала по нему, но потом выяснилось, что программа будет представлять просто сложенный пополам лист А4 и пришлось все переделывать, к тому же именно тогда я узнала, что нужно будет еще и вкладыши делать, а вкладыши представляют собой тоже сложенный пополам формат А4.
Моим индивидуальным заданием было сделать три программы к двум концертам и одной конференции по Тургеневу, а так же вкладыши с участниками к каждой программе. Для этого мне были выданы фотопортреты писателя, тексты самих программ и оригиналы напечатанные или написанные от руки самим автором, исторические справки о самих концертах, о самой реконструкции этого мероприятия, сами участники и по паре слов о каждом из них.
В процессе создания набросков информация о программах концертов изменялась и часто приходилось заново переверстывать текст: ужимать предложения, строчки, буквы, отступы.
Когда я задумывалась о внешней и внутренней части программ, то мне виделось, что на лицевой стороне на фоне будет изображен занавес, а на внутренней части под текстом будет лежать паттерн под стиль интерьерных обоев середины 19 века. Но от этой идеи пришлось отказаться, потому что на совещании с художниками, выяснили, что занавес больше подходит для театральных постановок, а не для юбилейных концертов, а паттерн слишком крупный, от него немного рябит в глазах, и что он слишком много берет на себя внимание, отвлекая от основного текста.
Почему-то меня паттерн на долго зацепил, и я еще некоторое время не могла от него отстраниться, подыскивая что-то получше первого наброска. Но с течением времени, и по мере того как ребята выполняли свои задания, я все больше убеждалась в своей зацикленности и нецелесообразности использования паттерна, и в конце концов бросила эту идею.
После этого долго не могла придумать, а что же тогда делать с лицевой стороной? Были варианты использовать фотографии писателя, а сверху оставить надписи «юбилейный концерт к 200-летию, со дня рождения
И. С. Тургенева». Но из-за параметров и размеров самих фотографий, которые плохо смотрелись при таком оформлении, пришлось и от этой идеи отказаться.
Вопрос с лицевой стороной был решен, когда один из участников проекта выполнил свою часть работы — афиши. Афиши были выполнены очень качественно, и на общем совете было вынесено решение использовать их и на внешней части программ. Так же были в очередной раз изменены текстовые наборы программ, и дело пошло гораздо быстрее и большим коэффициентом полезного действия.