Методы обучения персонала




Для эффективной организации обучения выбираются методы, с помощью которых до слушателей будут донесены необходимые знания и навыки.

Все многообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на три основные группы, представленные на рисунке 6.15.

 

 


Рис. 6.15. Методы обучения персонала.

К традиционным методам обучения относятся следующие, представленные на рисунке 6.16.

 

 

 


Рис. 6.16. Традиционные методы обучения персонала

 

Эти методы используются наиболее часто при передаче и закреплении самых разнообразных знаний.

1. Лекции. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов.

Несмотря на эти недостатки, лек­ции остаются наиболее часто используемым методом по следующим причинам:

1. Лекции – самый «привычный» метод подачи материала.

2. Далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи ма­териала (в частности, методами активного обучения).

Лекционный метод имеет как преимущества, так и недостатки, представленные в таблице 6.4.

 

Таблица 6.4

 

Преимущества и недостатки лекционного метода обучения

 

Преимущества Недостатки
Возможность охвата большой аудитории. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей.
Преподаватель полностью контролирует содержание и последо­вательность подачи материала. В основном обучающиеся слушают, смотрят и конспектируют за лектором, не имея возможностей практики или контроля правильности понимания изложенного материала.
Преподаватель имеет возможность опера­тивно изменить последовательность, полноту раскрытия отдель­ных тем или вопросов. Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержания и сложности) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.
В зависимости от реакции слушателей преподаватель может изменить темп подачи материала. Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в рабочие условия зависит от того, насколько структурированным является обучение и насколько оно ориентировано на практику.
Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающе­гося (особенно при условии большого числа слушателей). Лекции не позволяют учи­тывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способно­стей обучаемых, и темп предъявления материала определяется пре­подавателем для группы в целом.
  Проведение занятий жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия кого-то из учащихся на занятиях восстано­вить пропущенный материал в полном объеме им бывает трудно.

 

Эффективность обучения при лекционной подаче материала опреде­ляется целым рядом факторов: личностными особенностями препода­вателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью четко и ясно изложить материал и др. Большое значение имеет также обеспеченность студентов учебной литературой и методи­ческими материалами (учебники, дополнительная литература, учебные пособия, методические пособия, раздаточные материалы и т.п.).

 

2. Семинары обычно завершают лекционное представление некоторой логически завершенной порции материала. Цель семинара – проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разоб­раться в содержании изучаемой темы. Главное в семинаре – диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей.

Семинарские занятия позволяют контролировать степень понима­ния слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному материа­лу. Семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лек­ции или при чтении рекомендованной литературы.

Семинары предполагают большую активность слушателей и двусто­роннюю коммуникацию во время семинарских занятий. Эффектив­ность семинара зависит от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой климат, который побуждает слушате­лей к активному участию в работе. Семинары позволяют преподава­телю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий устано­вить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которыми они рас­полагают на настоящий момент.

Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не­больших группах (8 - 25 человек).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: