Для эффективной организации обучения выбираются методы, с помощью которых до слушателей будут донесены необходимые знания и навыки.
Все многообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на три основные группы, представленные на рисунке 6.15.
Рис. 6.15. Методы обучения персонала.
К традиционным методам обучения относятся следующие, представленные на рисунке 6.16.
Рис. 6.16. Традиционные методы обучения персонала
Эти методы используются наиболее часто при передаче и закреплении самых разнообразных знаний.
1. Лекции. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов.
Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом по следующим причинам:
1. Лекции – самый «привычный» метод подачи материала.
2. Далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала (в частности, методами активного обучения).
Лекционный метод имеет как преимущества, так и недостатки, представленные в таблице 6.4.
Таблица 6.4
Преимущества и недостатки лекционного метода обучения
Преимущества | Недостатки |
Возможность охвата большой аудитории. | Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. |
Преподаватель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. | В основном обучающиеся слушают, смотрят и конспектируют за лектором, не имея возможностей практики или контроля правильности понимания изложенного материала. |
Преподаватель имеет возможность оперативно изменить последовательность, полноту раскрытия отдельных тем или вопросов. | Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержания и сложности) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства. |
В зависимости от реакции слушателей преподаватель может изменить темп подачи материала. | Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в рабочие условия зависит от того, насколько структурированным является обучение и насколько оно ориентировано на практику. |
Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей). | Лекции не позволяют учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. |
Проведение занятий жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия кого-то из учащихся на занятиях восстановить пропущенный материал в полном объеме им бывает трудно. |
|
Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью четко и ясно изложить материал и др. Большое значение имеет также обеспеченность студентов учебной литературой и методическими материалами (учебники, дополнительная литература, учебные пособия, методические пособия, раздаточные материалы и т.п.).
|
2. Семинары обычно завершают лекционное представление некоторой логически завершенной порции материала. Цель семинара – проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы. Главное в семинаре – диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей.
Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному материалу. Семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении рекомендованной литературы.
Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий. Эффективность семинара зависит от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой климат, который побуждает слушателей к активному участию в работе. Семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которыми они располагают на настоящий момент.
Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно небольших группах (8 - 25 человек).