Самостоятельная съемка фильма – довольно сложное занятие. Она требует опыта, специальных знаний и наличия необходимых бюджетных средств. Однако вполне возможно отснять свой собственный фильм, который окажется полезным при обучении. Это может быть сделано с участием профессионала (консультанта, видеопродюсера), либо просто с помощью любительской видеокамеры, фиксирующей отдельные моменты производственного процесса или занятий.
Как и традиционные методы обучения, учебные кино- и видеофильмы имеют определенные достоинства и недостатки, представленные в таблице 6.5.
Таблица 6.5
Преимущества и недостатки использования фильмов в процессе обучения
Преимущества | Недостатки |
Наглядность и доступность подачи материала. Возможность показать объекты и процессы в деталях и в движении. | Просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности для вопросов и обсуждения (если только видеофильмы не используются как один из приемов организации групповой работы). |
Зрительные образы запоминаются легче, чем устное представление информации в ходе лекции. Зрелищность и динамизм улучшают запоминание и повышают мотивацию к обучению. | |
Возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник компании может в любое время взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям. | При просмотре кино- и видеофильмов исключается такой фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к присвоению учебного материала. |
Возможность многократного использования (как при индивидуальных занятиях, так и в составе группы). | |
Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте и в удобное время. | Кино- и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся. |
Связь с практикой. В основе сюжетов часто лежат реальные события, происходившие на конкретных предприятиях. | |
Экономия средств – организация покупает учебный видеокурс один раз, а может использовать его неоднократно. | |
Помощь преподавателю – видеокурс является готовым учебным материалом, он также позволяет сменить режим работы, повысить включенность обучающихся в учебный процесс. |
Использование учебных фильмов имеет несколько преимуществ. Просмотр фильма вносит свежую струю в занятие и позволяет сделать перерыв между лекциями или другими однообразными формами обучения. Однако демонстрация фильма, которая требует предварительного планирования и подготовки, не может заменить других методов обучения. Просмотр не освобождает менеджеров от их обязанности заниматься непосредственным обучением персонала. И все же хорошие фильмы способны принести значительную пользу.
|
Методы активного обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений.
Общей тенденцией, которую сегодня следует отметить, говоря об обучении персонала, является все больший упор на использование методов активного обучения и на развитие в ходе обучения у слушателей навыков командной работы. Это дает целый ряд преимуществ:
|
Облегчается восприятие нового материала | Традиционная форма подачи материала для большинства взрослых людей, давно закончивших обучение, является слишком тяжелой, так как требует высокой концентрации внимания, хорошей памяти и, возможно, уже утраченных навыков учения. |
Шире используется опыт слушателей | В ходе занятий опыт слушателей подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию. |
Слушатели взаимно обогащают друг друга | Это дает возможность, с одной стороны, провести ревизию собственного опыта, а с другой – познакомиться с опытом своих товарищей, позаимствовать новые приемы и подходы к решению наиболее часто встречающихся в работе слушателей задач. |
Слушатели получают новые знания и новые подходы для решения практических задач | При использовании методов активного обучения, как правило, не преподаватель доказывает слушателям «правильность» тех или иных подходов, действий, а, наоборот, слушатели в ходе групповых обсуждений должны самостоятельно обосновать то, что при лекционной форме подачи материала дается им в готовом виде. |
Слушатели получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения | На основании полученных знаний слушатели должны соотнести изученные модели с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей работе. |
Активность обучающихся может обеспечиваться за счет:
· использования психотехнических процедур;
· включения в процесс обучения элементов соревнования;
|
· использования методов активного обучения (групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор практических ситуаций и пр.).
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы активного обучения, представленные на рисунке 6.19.
Рис. 6.19. Методы активного обучения персонала.
1. Тренинги – это такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно широко используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
В начале 90-х годов, когда российский рынок бизнес-образования только начинал знакомиться с западными методами обучения, широкое распространение получил тренинг навыков переговоров (в том числе и телефонных). Другой популярной темой был и остается тренинг эффективных продаж – обучение тому, как продавать товары или услуги. В настоящее время все большее распространение получают тренинги, в ходе которых руководители осваивают различные аспекты управления (например, мотивация подчиненных, принятие решений, организация командной работы и др.). В ходе этих тренингов руководители не только более подробно рассматривают сам процесс управленческой деятельности (планирование, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач, и работают над развитием своего лидерского потенциала. Наиболее широкое распространение получили тренинги, направленные на развитие навыков делового общения. В сегодняшних условиях тренинг наиболее популярен в представительствах иностранных компаний, работающих в России.
2. Программированное и компьютерное обучение. Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке ст епени его усвоения. Хорошо структурированный материал облегчает усвоение и дает больше возможностей для установления связей с уже имеющимися знаниями.
При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После прочтения каждого блока материала обучающийся должен ответить на вопросы, призванные оценить глубину понимания и степень усвоения изучаемого материала. После каждого ответа обучающиеся имеют возможность получения обратной связи, показывающей его правильность. Основное преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе, когда переход к следующему блоку информации происходит только после того, как усвоен предыдущий.
При программированном обучении определяется размер шага обучения, под которым понимается размер порции изучаемого материала. Чем меньше порция материала, тем выше эффективность обучения. Эффективность повышается, если обучаемый имеет возможность сам регулировать размер шага обучения, который зависит также и от других факторов:
· предварительное знакомство с материалом;
· опыт слушателей в данной области;
· логичность изложения темы;
· структурированность изучаемого материала;
· ограничения по времени и др.
Программированное обучение обеспечивает высокую степень подкрепления, немедленную обратную связь, повышая мотивацию большинства обучающихся, которая стимулирует их активное участие в процессе обучения. Эффект обратной связи может быть многократно усилен за счет мультимедийных средств.
Разновидностью компьютеризированного обучения является интернет-обучение, где в индивидуальном порядке обучающийся может подобрать образовательную программу.
Такая система может быть запрограммирована на моделирование практически любой рабочей ситуации и адаптирована к особенностям восприятия любого конкретного обучающегося посредством подстройки программы под уровень его ответов.
Высокая мотивация обучающихся, скоростной режим овладения необходимыми знаниями, визуализация последствий выбранных действий, игровая интерпретация излагаемого материала – все это позволяет проводить обучение в условиях эмоционального комфорта.
Отдельные исследователи отмечают, что при использовании программированного обучения время обучения сокращается на 30–50%, а запоминание материала увеличивается на 80%.
Несмотря на очевидную перспективность этого метода, применимость его ограничена, так как:
· существует множество видов профессиональной деятельности, где обучение с помощью компьютерных программ нерентабельно и высокозатратно;
· при использовании мультимедийных интерактивных видеопрограмм человек работает в виртуальном пространстве. Практическая же деятельность требует зачастую не только знаний, но и реальных профессиональных навыков, физических усилий, чему невозможно научиться, сидя за компьютером;
· компьютеризированное обучение не может служить альтернативой тренингам общения;
· возрастные особенности обучающихся могут влиять на процесс обучения по данному методу;
· качество программ зависит от возможностей, опыта, профессионализма разработчиков.
3. Групповые обсуждения являются дидактическим приемом. Этот прием широко используется в других формах обучения (семинары, разбор практических ситуаций, деловые и ролевые игры и пр.). Выделение групповых обсуждений в качестве метода преследует цель его более внимательного разбора и анализа.
Групповые дискуссии по заданной тематике проводятся в небольших группах обучающихся (от 4 до 7 человек). Они позволяют максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению ими изучаемо го материала. Это обусловлено тем, что здесь не преподаватель рассказывает слушателям о том, как должно быть, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов по схеме, предложенной преподавателем.
Чтобы обсуждение было успешным, участники должны придерживаться определенных правил. Эти правила обычно устанавливаются преподавателем и соответствуют правилам, которых придерживаются в процессе проведения дискуссии (см. главу 11).
Групповые обсуждения особенно эффективны для изучения и проработки сложного материала и формирования нужных установок. Данный метод обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса.
4. Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся работников. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.
Деловые игры бывают:
· глобальными (управление организацией);
· локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-планов и т.д.).
Деловые игры полезны с точки зрения выработки практических навыков (составление планов, проведение совещаний, переговоров), а также поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество).
Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры.
Менее эффективны они для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями. Деловые игры довольно дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются специальные навыки и довольно много времени.
Проведение игры проходит в три этапа, представленных на рисунке 6.20.
1 этап. Подготовка к проведению деловой игры. В период подготовки деловой игры основные функции преподавателя – введение слушателей в игру, а отдельных слушателей – в роль, которую им предстоит сыграть. Главная задача преподавателя на этом этапе игры – создание такой атмосферы, в которой слушатели захотят действовать инициативно и творчески.
Принципы распределения ролей среди слушателей или принятия решения вопроса о вхождении в ту или иную команду могут быть различными. Один из них – по желанию участников. Если желающих исполнять ту или иную роль не находится, распределить роли и разбить слушателей на команды может преподаватель.
Рис. 6.20. Проведение деловой игры.
При проведении игры команды могут работать в параллельном режиме или по очереди, можно назначить основную команду и команду-дублер, которая будет вступать в игру при определенных обстоятельствах (задаваемых преподавателем или возникающих в ходе игры).
Преподаватель (организатор игры) заранее готовит исходные данные и раздаточные материалы.
2 этап. Проведение деловой игры. В ходе самой игры основными функциями преподавателя являются: наблюдение за ходом игры, поддержание творческой, соревновательной обстановки и обеспечение высокой включенности слушателей в работу.
Включенность и мотивация участников деловой игры могут быть повышены за счет того, что сценарий многих игр предполагает соревнование, конкуренцию между несколькими командами.
3 этап. Разбор хода деловой игры и подведение итогов. Этот этап игры очень важен. Разбор игры – это общая оценка проведенной работы и оценка действий команды или отдельных участников игры. Времени на анализ игры должно быть выделено столько, чтобы все желающие имели возможность выступить с оценкой собственного вклада, высказать суждения, мнения о действиях своей команды, других команд, дать предложения о возможных изменениях, которые могли бы позитивно сказаться на конечных результатах.
В обсуждении результатов игры должны принимать участие по возможности все слушатели. Разбор игры лучше начинать с ее оценки со стороны участников и завершать анализом, комментариями и подведением итогов со стороны преподавателя. При подведении итогов важно выяснить, что приобрели слушатели в результате деловой игры, какие выводы для себя они сделали. Особенно интересен и содержателен разбор игры, когда при ее проведении используется видеозапись. Разбор деловой игры, имеющий чрезвычайное значение для эффективности этого вида обучения, требует участия специально подготовленного инструктора.
Современные деловые игры могут проводиться с использованием интерактивных возможностей современной компьютерной техники, дающих возможность мгновенно получать и анализировать информацию, а также оценивать последствия принятых решений. В настоящее время разработано достаточно много компьютерных деловых игр, которые позволяют осваивать навыки управления производством, проведения рекламных кампаний и заключения сделок Деловые игры являются уникальным методом обучения тому, как работать с информацией, как принимать решения и проектировать практическую реализацию этих решений.
5. Ролевые игры становятся все более популярными при обучении руководителей разных уровней и кандидатов (резерв) на занятие руководящих должностей. Чаще всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода.
Особенно полезны ролевые игры при обучении навыкам межличностного общения, поскольку предполагают воспроизведение ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными.
Преподаватели могут использовать ролевую игру в качестве метода обучения двумя способами:
1. Ролевая игра может включаться в курсы, которые проводятся в организации.
2. Ролевая игра может применяться во время коротких занятий или собраний отдела, либо один на один с сотрудником.
Преимущество ролевой игры состоит в том, что она предоставляет возможность проводить исследования, практику и эксперименты с использованием навыков общения в безопасной ситуации. Сочетание учебы и ролевой игры позволяет учесть производственный контекст.
Простое вовлечение в ролевую игру принесет мало пользы. Она оказывается более эффективной, если обозначить основную тему диалога, объяснить сотруднику цель игры, точно указать характеры ролей и описать воображаемую ситуацию.
Различают следующие типы ролевых игр:
Неформальная ролевая игра | В простейшем виде ролевая игра представляет собой спонтанный розыгрыш реальной ситуации. Это может быть сделано один на один с работником или на собрании, где, в игру могут быть вовлечены несколько сотрудников, которым предлагается представить типичный пример взаимодействия. В такой игре следует подбирать простые и короткие примеры. |
Формальная ролевая игра | Часто используется во время занятий и учебных курсов. Она может включать не только разыгрывание ролей, о котором говорилось выше, в более официальной форме и более формальном окружении, но и предполагать использование более сложных методов. |
Карусельная ролевая игра | Включает в игру поочередно участников группы и быстро охватывает всех присутствующих. Предложенный сценарий разыгрывают сначала двое из присутствующих (которые сидят по кругу или в линию). Через несколько минут преподаватель останавливает диалог и просит продолжить его следующую пару. Игра продолжается до тех пор, пока беседа не придет к логическому завершению либо пока все присутствующие не примут участие в игре. То, о чем говорится в диалоге одной пары, должно быть отражено в беседе следующих участников. |
Молчаливая ролевая игра | Здесь происходит не устный, а письменный диалог, и каждый его участник прочитывает обращенные к нему слова. Этот тип ролевой игры используется только во время коротких занятий. Он полезен в тех случаях, когда большое значение имеют детали разговора и точность высказывания (например, в ситуациях, когда клиентам дается описание определенных процедур, что требует краткости и полной ясности). |
Ролевая игра с участием 3 собеседников | Этот тип ролевой игры предполагает одновременное взаимодействие не двух, а трех человек (их может быть и больше, однако, нужно соблюдать осторожность, чтобы избежать негативного эффекта). Этот тип игры используется в тех случаях, когда необходимо сохранить жизненные реалии. Например, зачастую во время оценки работы в беседе участвуют три человека. И когда во время занятий изучается подобная ситуация, следует использовать игру именно такого типа. |
После окончания ролевых игр их следует тщательно проанализировать и обсудить. Кроме того, во время игры можно производить аудио- или видеозапись, а по окончании игры просмотреть ее с целью анализа и обсуждения.
Слушатели, не принимающие непосредственного участия в ролевой игре, выступают в роли наблюдателей. При этом важной задачей преподавателя является обеспечение их включенности и заинтересованности в происходящем. Это достигается за счет специальных заданий, которые наблюдатели получают от преподавателя (за кем наблюдать, какие особенности поведения или какие действия фиксировать, стараться определить, какие действия участников игры способствуют, а какие препятствуют успешному решению стоящих перед участниками задач). Во время инсценировки зрители (наблюдатели) не должны мешать исполнителям советами, выражением одобрения или неодобрения
Регулярное проведение ролевых игр быстро убеждает людей в пользе подобных занятий и избавляет от необходимости каждый раз объяснять их принципы.
6. Поведенческое моделирование преимущественно используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения. Поведенческое моделирование учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:
1. Предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания) профессионального поведения, которое предлагается освоить.
2. Практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель».
3. Обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующих о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.
Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный продавец или страховой агент показывает новичку образец того, как следует работать с клиентом. После этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.
Ролевые модели, которые предлагаются работникам при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень позитивного переноса.
Поведенческое моделирование является эффективным при соблюдении следующих требований.
· пример для подражания должен быть привлекательным для обучающегося и вызывать у него доверие и готовность следовать предложенному образцу для подражания;
· пример для подражания должен демонстрировать желаемую последовательность или правильный порядок действий в стандартной ситуации;
· учащийся должен видеть, что соблюдение желательной последовательности или порядка действий вознаграждаются тем или иным образом (экономия времени, решение поставленных задач и т.п.).
Этот метод обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых: он достаточно гибок, чтобы давать больше времени медленно обучающимся участникам. Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе (ученик – наставник), либо в небольших учебных группах (размер группы ограничен 10–12 участниками).
7. Разбор практических ситуаций (case-study) является одним из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений.
Цель этого метода – научить слушателей как при самостоятельной работе, так и при работе в группе анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и вырабатывать программы действий. Данный метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности.
Сущность метода заключается в том, что слушатели знакомятся с описанием ситуации, сложившейся на определенном предприятии или в определенной организации. Чаще всего дается достаточно подробное описание или событий, реально имевших место (с указанием точной хронологии, действующих лиц и другой значимой для дальнейшего анализа информации), или событий вымышленных, но достаточно точно отражающих тенденции реального бизнеса. Описание может содержать указания на отношения и поведение участников событий в виде высказываний, описания их действий и т.д. Материалом для анализа может послужить статья из газеты, журнала, мемуарная литература, журнальные публикации, видеозаписи, кинофильмы и др.
При изучении ситуации обучающимся приходится тщательно отбирать факты, поскольку информация обычно дается не в логической последовательности, часть информации может относиться к делу, часть может быть излишней и лишь запутывать слушателей. Обучающемуся необходимо определить, в чем заключается проблема, проанализировать ее в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути ее решения.
Задача, предложенная в кейсе, может иметь несколько вариантов решения. Кейс обычно не завершается определением «правильного» или «неправильного» решения; различные подходы к решению выявленной проблемы могут быть рассмотрены на равных основаниях.
В дискуссии по разбору различных вариантов решений следует проанализировать предлагаемые в них методы управленческого воздействия, оценить их приемлемость и эффективность в предложенных условиях. Процесс выработки решений составляет сущность метода разбора практических ситуаций, и этот процесс часто является не менее важным, чем само решение. Основное назначение метода case-study – закрепление и углубление знаний, выработка алгоритмов анализа типичных ситуаций, позволяющих быстро узнавать аналогичные ситуации в практике своей работы и принимать по ним наиболее действенные решения, а также активизация обмена опытом между слушателями.
Особенно хорошо этот метод зарекомендовал себя при обучении руководителей разного уровня. Изучение образцов управленческих решений на примере успешной или неуспешной деятельности конкретных руководителей позволяет примерить на себя их опыт, присвоить те подходы, которые могут оказаться более успешными в тех условиях, в которых работают слушатели, соотнести их ошибки и просчеты, успехи и достижения со своей практикой.
При работе над предложенной преподавателем ситуацией следует придерживаться следующего порядка:
1. Ознакомление с ситуацией.
2. Выявление проблем.
3. Анализ имеющейся информации.
4. Уточнение выявленных проблем и определение степени их значимости.
5. Анализ сильных и слабых сторон рассматриваемой ситуации
(SWOT-анализ).
6. Формулирование альтернативных решений.
7. Оценка предложенных альтернатив.
8. Подготовка решений по итогам рассмотрения практической ситуации.
9. Презентация результатов проведенного анализа.
10. Обсуждение выступлений и подведение итогов проведенного
анализа с участием преподавателя.
Результаты работы могут быть представлены:
· в письменной форме (если решение представляется как индивидуальное);
· в форме устной презентации от лица команды (если используется групповая форма работы) с подготовкой плакатов (если это необходимо);
· разделением функций между участниками группы (содоклады) в зависимости от задач, решаемых ими в ходе анализа проблемы, содержащейся в описании практической ситуации.
8. Баскет-метод (разбор деловых бумаг) – это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей.
Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (письма, докладные записки, телефонограммы, факсы, отчеты и т.п.) и предпринять по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю необходимую информацию об организации и о руководителе, от лица которого ему приходится выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, различные помехи, визиты разных людей, незапланированные встречи и т.п.
В ходе самостоятельной работы слушатель должен проанализировать каждый документ, упорядочить всю предложенную информацию, выявить наиболее острые проблемы, установить, какая информация является наиболее существенной, и на основании этого анализа принять решения по предложенным материалам и подготовить соответствующие документы (служебные или докладные записки, приказы, письма и пр.) для решения поставленных проблем.
Обычно учащиеся работают с деловыми бумагами индивидуально, но можно организовать взаимодействие обучающихся, раздав им разные пакеты документов и дав соответствующие инструкции.
Данный метод развивает у слушателей способность к анализу, к отбору наиболее важных фактов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения различных проблем. Преимуществом этого метода является высокий уровень мотивации участников и высокая их включенность в решение поставленных задач. Баскет-метод позволяет оценить способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени важности, срочности, приоритетности и умение принимать решения на основании имеющейся информации.
Методы профессионального обучения характеризуются тем, что обучение проводится не в аудиториях, а в процессе выполнения обучающимися профессиональной деятельности. К наиболее распространенным методам профессионального обучения относятся следующие, представленные на рисунке 6.21.
Рис. 6.21. Методы профессионального обучения персонала.
1. Обучение на рабочем месте. Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности (торговля, сфера обслуживания, производство и др.), обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников. Этот метод используется для овладения необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться имеющимся оборудованием и инструментами непосредственно в процессе выполнения профессиональной деятельности. Обучение на рабочем месте призвано не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе.
Обучение на рабочем месте имеет большое значение для двух категорий людей: для новых и опытных сотрудников.