Подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации проводится в пять этапов. Условно весь процесс обучения можно представить в виде спирали, каждый виток которой представляет собой цикл, состоящий из пяти блоков (этапов), представленных на рисунке 6.7. После прохождения цикла, процесс повторяется на более высоком уровне.
Рис. 6.7. Цикл профессионального обучения
Если пропустить хотя бы один этап, то качество обучения заметно понизится. Если не провести анализ потребностей, то смысл всего мероприятия будет потерян. Если плохо спланировать сам процесс получения знаний и навыков, то сотрудники не смогут усвоить информацию в нужном объеме. Но самое главное, если не оценить эффективность проведенной работы, то из года в год компания будет напрасно тратить деньги — персонал будет получать знания и навыки, абсолютно не отвечающие действительным требованиям бизнеса.
Потребность в обучении различных категорий персонала организации определяется как требованиями работы или интересами организации, так и индивидуальными характеристиками работников. На потребность в обучении, в приобретении новых знаний и развитии тех или иных профессиональных навыков оказывают влияние возраст, рабочий опыт, уровень способностей, особенности трудовой мотивации и другие факторы.
Потребность организации в обучении возрастает при следующих условиях.
1. Обучение в той или иной форме представляет самый эффективный и самый адекватный путь к решению существующих или прогнозируемых проблем в деятельности той или иной категории персонала.
2. Обучение представляется наиболее экономичным способом достижения целей, стоящих перед организацией.
|
3. Обучение является наиболее действенным способом повышения ценности человеческих ресурсов организации и повышения отдачи от работников.
Потребность в обучении может возникать в ответ на актуальные сегодняшние проблемы или может быть связана с планами, с будущими проблемами организации.
В целом потребность в обучении можно выразить следующей формулой, представленной на рисунке 6.8 (Д. Коул).
Рис. 6.8. Формула определения потребности работника в обучении.
Последовательность шагов при анализе потребностей в обучении следующая:
1. Необходимо увидеть потребности организации, понять, как провести обучение и развитие, и определить, какими специалистами располагает компания на текущий момент.
2. Далее следует отметить расхождение между реальной результативностью труда сотрудников и желаемой и определить, почему это расхождение имеет место. Здесь существует несколько вариантов, причем для каждого члена коллектива причины могут быть свои:
· сотрудник не хочет работать с отдачей;
· у сотрудника нет возможностей для работы в полную силу (нет времени, ресурсов или полномочий);
· сотрудник не до конца понимает, что от него требуется – ему не ясны критерии качества работ.
При этом следует выделить факторы, влияющие на анализ потребностей в обучении сотрудников, к которым относятся:
Индивидуальные характеристики | · навыки и способности; · мотивация, отношение. |
Ресурсы | · понимание задач; · необходимые инструменты; · возможность действовать. |
Результат | · наличие стандартов и критериев оценки работы. |
|
Для того чтобы определить содержание и наиболее эффективные методы обучения, которые будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации и целей обучения, необходимо установить две основные потребности в обучении основных категорий работников:
Потребность в обучении может быть выявлена следующими методами, представленными на рисунке 6.9.
1. Оценка информации о работниках, имеющейся в кадровой службе (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование, принимал ли работник ранее участие в программах обучения или повышения квалификации и др.).
2. Ежегодная оценка рабочих результатов (аттестация). В ходе ежегодной оценки рабочих результатов (аттестации) могут обнаружиться не только сильные, но и слабые стороны в работе конкретного человека. К примеру, низкие оценки у работников определенной профессиональной группы в графе «профессиональные знания» показывают, что для данной категории работников выявлена потребность в обучении. После этого может быть рассмотрен вопрос о необходимости обучения для конкретных категорий работников и определена конкретная форма и содержание этого обучения.
3. Анализ долгосрочных и краткосрочных планов организации и планов отдельных подразделений и определение уровня квалификации и профессиональной подготовки персонала, необходимого для их успешной реализации. Определение того, какое обучение (содержание, используемые методы) позволит работникам достичь требуемого уровня квалификации и профессиональной подготовки.
|
Рис. 6.9. Методы определения потребности в обучении
4. Наблюдение за работой персонала и анализ проблем, мешающих эффективной работе. Выявленное в результате наблюдения несоответствие работы персонала установленным стандартам и требованиям может выступать индикатором потребности в проведении соответствующего обучения. Если в работе персонала регулярно имеют место ошибки, просчеты, ведущие к плохой работе, браку, нарушениям техники безопасности, неоправданно большим потерям времени, то эта информация может быть использована для обоснования заявки на обучение персонала и при подготовке программ обучения.
5. Сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений. Сегодня это один из наиболее распространенных в организациях методов определения потребности в обучении работников. Чтобы сделать обучение более продуктивным, руководитель должен заблаговременно информировать работников, зачем и на какое обучение он их направляет.
6. Индивидуальные заявки и предложения работников. Если работник заинтересован в получении определенных знаний и навыков, он может подать заявку на имя руководителя отдела обучения, завизированную его непосредственным руководителем, указав, в каком именно обучении он нуждается.
7. Организация работы с кадровым резервом и работа по планированию карьеры. В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры работников специалисты кадровой службы получают дополнительную информацию о потребности в обучении наиболее перспективных работников.
8. Изменения в работе, предъявляющие более высокие требования к квалификации персонала. Изменение стандартов или внедрение новых процедур и нового оборудования часто требует дополнительного обучения.
9. Опросы работников. Опросы персонала, призванные оценить их потребность в получении новых профессиональных знаний и развитии навыков, позволяют точнее определить потребность в обучении для конкретных категорий персонала, конкретных подразделений или отдельных работников. Опросы могут охватывать всю организацию или отдельные подразделения, могут быть выборочными, охватывая лишь репрезентативную выборку. Если круг респондентов невелик, можно воспользоваться методом интервью.
10. Изучение опыта других организаций. Часто опыт конкурентов или родственных предприятий дает важные подсказки, связанные с необходимостью обучения той или иной категории персонала для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности.
11. Экспертные оценки. Эксперт дает свое заключение о потребности в обучении либо, основываясь на собственном опыте, либо используя комплексный подход с опорой на ряд методов из числа тех, которые были приведены выше. В качестве экспертов могут выступать как внешние консультанты, так и работники организации (руководители, специалисты кадровой службы, отдела обучения, представители высшего руководства).
Составление плана профессионального обучения включает в себя следующие этапы, представленные на рисунке 6.10.
1этап. Определение целей и задач обучения. Уточнив потребность организации в обучении разных категорий работников, можно переходить к формулированию целей обучения персонала. Без четкого определения целей обучение теряет свою направленность и осмысленность для исполнителей (как преподавателей, так и организаторов обучения).
При этом ясно определенные цели обучения решают следующие задачи:
· Цели служат ориентиром при разработке содержанияучебных программ.
· Четкая постановка целей обучения позволяет лучше и точнее определить требованияк обучающимся.
· Ясно сформулированные цели обучения помогают преподавателю и организаторам лучше понять, на что должны быть направлены основные усилия, то есть выделить основные приоритеты в обучении.
· Цели обучения служат основой для последующей оценки эффективности учебных программ, курсов, семинаров.
· Четкая постановка целей обучения позволяет обеспечить лучшее соответствие между потребностью в обучении и содержанием и методами обучения.
Рис. 6.10. Этапы процесса составления плана обучения
Цели, преследуемые при обучении персонала, должны быть тесно увязаны с целями организации. Среди основных целей обучения обычно выделяют следующие:
· достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала;
· сокращение потерь и издержек в процессе профессиональной деятельности обучающихся;
· приобретение слушателями профессиональных знаний и навыков, отвечающих сегодняшним и завтрашним требованиям к их работе;
· повышение уровня трудовой мотивации персонала;
· повышение приверженности работников своей организации и развитие взаимопонимания между персоналом и руководством;
· формирование у обучающихся ценностей и установок, поддерживающих стратегию и цели организации;
· информирование о целях, задачах, стратегии и политике организации.
Цели обучения могут существенно варьировать в зависимости от таких переменных, как потребности организации, содержание профессиональной деятельности слушателей, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое положение предприятия и др. Цели обучения могут также изменяться со временем, при изменении рыночной ситуации, стратегии организации или других факторов.
2 этап. Отбор участников производится линейным менеджером, как руководителем, лучше всех знающим потребности своих подчиненных. Здесь решается вопрос о формировании групп. При этом следует учесть, что неправильное формирование групп почти всегда негативно влияет на эффективность обучения.
При формировании групп следует учитывать следующие моменты:
1. Организация групп на основе собственного желания работников может не дать желаемого результата. Здесь следует рассматривать подход, при котором для кадрового резерва тренинги являются обязательными, а для всех остальных членов коллектива добровольными.
2. Преподаватели отмечают, что, когда в одной группе находятся руководитель и подчиненные, это скорее негативно влияет на эффективность обучения. Подчиненные чувствуют себя скованно и боятся давать честную обратную связь. Как только их руководство покидает аудиторию, то воцаряется другая, гораздо более живая атмосфера. С другой стороны, бывает, что и руководители ощущают определенный дискомфорт, когда они находятся на одном тренинге с людьми ниже их по уровню, особенно, если этот тренинг является навыковым. Конечно, это не касается занятий по командообразованию и тренингов, где присутствие руководства и сотрудников изначально необходимо.
3. Незамотивированные обучающиеся могут саботировать и срывать занятия.
4. Непрофильные занятия (например, обучение работников планового отдела основам кадровой работы и т.д.), как правило, не являются эффективными.
3 этап. Анализ и выбор ресурсов для проведения обучения.
Условно ресурсы можно разделить на две категории:
Внешние | Если организации для подготовки и развития персонала обучение требуется не постоянно, а время от времени и для небольшого числа работников, то организация может позволить себе заказать это обучение в специализированных организациях, работающих в сфере бизнес-образования (в ряде случаев объединяясь с другими организациями). |
Внутренние | Если перед организацией стоит задача обучения большого числа работников на регулярной основе, то более целесообразно организовать подготовку собственных преподавателей или пригласить на постоянную работу соответствующих специалистов (преподавателей, тренеров, инструкторов). |
Многие крупные организации привлекают к работе в качестве преподавателей собственных работников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Основное преимущество, которое организация получает от этого, состоит в том, что в таком случае обучение может в значительно большей степени учитывать ту профессиональную специфику, с которой после завершения обучения придется столкнуться слушателям.
Хорошо зарекомендовал себя подход, когда в качестве преподавателей (тренеров, инструкторов) выступают после соответствующей подготовки линейные руководители. Они хорошо владеют той тематикой, которую преподают, хорошо знают организацию, являются олицетворением ее культуры, знают ее политику, нормы и правила и на собственном примере показывают, какие качества и какое поведение ценится в компании. Этот подход позволяет минимизировать штат работников отдела обучения или службы управления персоналом и рационально использовать деньги, отпущенные на обучение.
Непосредственное участие в процессе обучения руководителей-практиков, знающих важнейшие детали работы слушателей, при соответствующей их подготовке и при правильной организации этого участия положительно сказывается на результатах учебы. Такие преподаватели могут точнее выявить потребность слушателей в тех или иных знаниях, и их знание дела способствует эффективной реализации учебных программ. Это приближает весь процесс обучения к реальной работе, повышая интерес обучающихся к учебной программе и положительно отражаясь на их мотивации к обучению. Чем большее участие принимают работающие в организации руководители-практики в обучении персонала, тем меньше потребность в привлечении преподавателей со стороны, а значит, ниже финансовые издержки, связанные с обучением.
Другой положительный момент, который получает организация при более широком участии руководителей в процессе обучения персонала, состоит в том, что руководители, работающие в качестве преподавателей, и сами при этом проходят своеобразное обучение. При этом в ходе обучения руководители:
· начинают лучше понимать цели и стратегию компании;
· приобретают более глубокое понимание подхода компании к обучению и переподготовке персонала;
· знакомятся с трудностями, достижениями и неудачами, которые имеют место при обучении и повышении квалификации персонала компании;
· осваивают педагогические методы, приемы и навыки, которые помогают им также в дальнейшей работе в качестве руководителей;
· получают возможность на собственном опыте оценить влияние обучения и повышения квалификации на эффективность работы компании;
· повышается уровень приверженности руководителей целям организации.
Такая практика способствует тому, что в долгосрочной перспективе руководители, в том числе и руководители высшего звена, получившие ранее опыт преподавания, будут с большим вниманием и пониманием относиться к проблемам обучения персонала.
Подбор преподавателей из работников организации осуществляется в первую очередь на основании их способности и желании работать в этом качестве. Кроме того, следует учитывать такие формальные критерии, как возраст, образование и опыт работы. Большое значение имеют также коммуникативные способности кандидатов, уровень общего развития и умение ясно излагать свои мысли.
После того как отобраны работники, которые будут работать в качестве преподавателей, необходимо организовать их обучение. Подготовка преподавателей – это важная обязанность специалистов, занимающихся вопросами обучения. В ходе этой подготовки преподаватели должны более глубоко освоить тот предмет, который им предстоит преподавать, научиться тому, как лучше структурировать учебный материал, как выбирать и использовать наиболее эффективные методы обучения с учетом рассматриваемых тем и состава слушателей. Преподаватели также должны уметь обеспечивать высокий уровень мотивации слушателей к обучению и повышать их готовность к применению полученных знаний и навыков в реальной работе.
Вопрос, который волнует многие организации, располагающие достаточными финансовыми средствами на обучение персонала: какие преподаватели лучше – российские или западные?
Когда международные компании делали первые шаги в России, естественным желанием компаний, имеющих необходимые финансовые возможности, было посылать обучаться свой персонал за границу. Объяснение было довольно простое: кто лучше западных преподавателей может научить основам бизнеса в условиях рыночной экономики? Считалось, что западным стандартам ведения бизнеса можно научиться только на Западе.
В настоящее время можно утверждать, что российские преподаватели знают предмет не хуже своих западных коллег. Многие из них прошли обучение или стажировку за рубежом. Российские компании, предлагающие обучение, конкурентоспособны не только из-за более низкой стоимости обучения – наши преподаватели прекрасно понимают менталитет слушателей.
4. Выбор формы обучения. Выделяют две основные формы профессиональной подготовки работников:
1. Обучение с полным отрывом от производства. Это могут быть:
· долгосрочные программы;
· краткосрочные (обычно пятидневные) семинары.
Бизнес-образованием сейчас занимаются многие институты, бизнес-школы, учебные центры, академии, университеты, которые могут вести подготовку как по долгосрочной, так и по краткосрочной программам.
2. Обучения по месту работы. В этом случае преподаватели из бизнес-школы или учебного центра приезжают на предприятие и обучают укомплектованные группы специалистов. Эта форма обучения становится все более популярной. По оценкам экспертов число слушателей, охваченных такой формой обучения, ежегодно удваивается. Объясняется это следующими факторами:
· обучение по месту работы позволяет экономить значительные финансовые средства (на проезд и командировочные расходы слушателей);
· ситуация обучения способствует сплочению управленческой команды, упрочению внутрикорпоративных связей;
· обучение на предприятии позволяет увязывать содержание учебной программы с пожеланиями руководства, дает возможность контролировать посещаемость и усвоение материала.
Обучение по месту работы может проводиться не только в аудиториях учебного центра предприятия, но и с выездом учебной группы за пределы предприятия (в профилакторий, дом отдыха, санаторий и т.п.). Такая форма организации учебы имеет следующие преимущества:
Интенсивность занятий | Аудиторные занятия могут быть дополнены различными формами групповой и индивидуальной работы со слушателями, направленными на оценку их потенц иала (самооценка и тестирование), на сплочение команды и укрепление неформальных отношений, а также более глубокую проработку учебной тематики в ходе самостоятельной работы над домашними заданиями. |
Полное погружение в работу | Многие руководители до и после занятий стремятся попасть на свое рабочее место и заниматься решением накопившихся за их отсутствие вопросов. Такие отвлечения негативно сказываются на результатах обучения. Если же обучение проводится достаточно далеко от места работы, то это значительно снижает возможности таких отвлечений. |
Возможность отдохнуть | Обычно слушатели в высшей степени ценят то, что руководство пошло на дополнительные затраты, чтобы организовать такое обучение. Возможность совместить учебу с отдыхом позволяет им набраться сил и вернуться на работу отдохнувшими и полными желания реализовать новые знания и подходы на практике. |
Повышение лояльности к руководству | Готовность руководства предприятия пойти на определенные расходы и неудобства, связанные с организацией и проведением обучения работников, включает важный психологический механизм – в ответ на заботу со стороны руководства повышается лояльность, уровень доверия руководству и готовность работников в случае необходимости идти на определенные жертвы со своей стороны. |
Повышение сплоченности коллектива | Более интенсивное общение в процессе выездного обучения открывает широкие возможности для установления неформальных отношений, для повышения готовности к сотрудничеству не только в рамках учебной программы, но и на предприятии, и даже за его пределами. |
Экономия рабочего времени | Если обучение захватывает выходные дни, это позволяет сократить время отсутствия слушателей на рабочем месте. Для некоторых предприятий это соображение бывает особенно важным. |
Экономия средств | Происходит благодаря перераспределению средств на статьи расхода из социального фонда. |
При этом следует отдавать себе отчет, что при всех его плюсах и выгодах выездное обучение связано с определенными издержками и ограничениями, к которым относятся:
· Для части сотрудников полный отрыв от работы на несколько дней невозможен.
· Усталость, обязательства перед семьей (особенно если выезд захватывает оба выходных дня).
· Более высокая стоимость.
· Необходимость дополнительных организационных мероприятий (транспорт, организация питания, проживания).
Заслуживает внимания практика организации обучения в очно-заочной (вечерней) форме с периодическим отрывом слушателей от работы на краткосрочные учебные сессии (как правило, 5-10 дней), в интервале между которыми они выполняют самостоятельные учебные задания. Такая форма предполагает достаточную продолжительность обучения для проработки теоретического и практического материала, в то же время исключает необходимость отрыва руководителя или специалиста от работы на длительный срок.
Что касается задачи обновления знаний, то наиболее эффективной является форма целевых краткосрочных (от 1 до 5 дней) семинаров, посвященных, как правило, узкой тематике (финансы, маркетинг, новые технологии и т.п.). Такие семинары можно проводить достаточно часто, охватывая довольно широкий круг обучаемых. При этом облегчается задача обеспечения динамизма и актуальности содержания программ и принципа непрерывности повышения квалификации.
Используя программы таких тематических семинаров в качестве своеобразных модулей, можно путем их подбора и комбинации выстраивать программы для обучения руководителей или специалистов определенного уровня и профиля с учетом их конкретных задач, профессиональных интересов и уровня подготовки. В этом случае весь курс обучения уже может быть реализован либо в форме частичного отрыва от работы (на каждый из таких семинаров), либо в очно-заочной форме.
В настоящее время используется и такая форма образования как дистанционное обучение.
Дистанционное обучение позволяет слушателю не тратить время на приход (приезд) в учебный центр, и поэтому экономятся средства, затрачиваемые на дорогу. Отсюда следует второе преимущество – человек не связан жестко с расписанием дня, он может адекватно планировать свой день, что очень удобно именно в последипломном образовании, где слушатели обычно имеют ограниченный ресурс свободного времени. Третье преимущество не так очевидно – человек может обучаться с той скоростью, которая ему подходит, более детально разбираться с непонятным материалом, что повышает качество обучения. Дистанционное обучение, несмотря на свои особенности, связанные с отсутствием прямого человеческого контакта, не отличаются от обычного обучения и также должно предусматривать представление материала с учетом особенностей человеческого восприятия и контроль знаний.
5. Бюджетирование обучения. Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование бюджета и контроль его исполнения являются важнейшими элементами управления этим процессом. На величину бюджета влияют два фактора:
· потребности организации в обучении;
· ее финансовое состояние.
Высшее руководство определяет, какая сумма может быть потрачена на обучение, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты.
В бюджетировании обучения существует два подхода.
Первый – это каскадирование «сверху вниз», при котором задается макропараметр. Как правило, это процент от фонда оплаты труда (ФОТ) или процент от прибыли, который, собственно, и определяет возможные затраты на обучение. С бухгалтерской точки зрения выгоднее брать процент от ФОТ, а не от прибыли, так как это помогает оптимизировать налоги. Чаще всего берется 2% от ФОТ, но в большинстве случаев не больше 4%.
Есть очень интересная пропорция. Согласно ей, количество денег, которое тратится на обучение одного сотрудника, не должно превышать 1/10 от его годовой заработной платы. Эта цифра была получена следующим образом. С 1985-го по 1990 г. американские компании вкладывали огромные деньги в обучение своего персонала. Чтобы представить порядок цифр, стоит сказать, что рынок корпоративного обучения в США оценивается в 45 миллиардов долларов. Неудивительно, что работодатели начали оценивать, как окупаются средства, вложенные в обучение персонала. В результате обнаружилась очень интересная закономерность: в тех компаниях, которые вкладывали в обучение каждого сотрудника более 10% его годовой зарплаты, была самая высокая текучесть кадров. То есть вывод напрашивался сам собой: чем больше программ для персонала проводилось, тем быстрее работодатель терял сотрудников. Естественно, для многих это было шоком. Оказалось, что квалифицированные специалисты, прошедшие слишком много тренингов, в 90% случаев просто не могли найти применения своим знаниям на «родных» предприятиях и довольно быстро увольнялись с них.
Второй подход в бюджетировании – это построение бюджета «снизу вверх», когда параметры задаются на уровне конкретных сотрудников. Для того чтобы сформировать бюджет на обучение по принципу «снизу вверх», надо определить те виды обучения, которые будут применяться в компании. Например, тренинги, конференции, курсы иностранного языка, второе высшее образование и так далее. Затем для каждой из статей расходов сформировать собственные параметры. Если говорить о тренингах, то, как правило, используются:
1. Количество тренинг-дней на человека в год
2. Процент обучаемых сотрудников от общего штата организации
3. Средняя стоимость тренинг-дня
Достаточным считается 2–4 тренинг-дня на человека в год. Умножив эту цифру на количество сотрудников, можно приблизительно рассчитать совокупный бюджет на обучение.
Далее встает вопрос о том, как делить этот бюджет по подразделениям. Выделяют следующие варианты распределения финансовых ресурсов на обучение персонала:
1. Финансовые ресурсы распределяются пропорционально фонду оплаты труда каждого структурного подразделения. Линейный руководитель сам определяет необходимость обучения конкретного работника.
2. Обучаются только сотрудники, имеющие стратегическую важность для организации, и соответственно наиболее высокооплачиваемые. Иногда составляется список из наиболее значимых должностей, для которых проводится усиленное обучение.
3. Обучаются все сотрудники организации. Для каждого работника в таких организациях определяется равное количество тренингов. При этом также должны учитываться как корпоративная стратегия, так и потребности бизнеса.
При определении стоимости тренинг-дня следует учитывать не только стоимость самого мероприятия и оплату услуг преподавателя, но и дополнительно возникающие расходы, например, на аренду помещений и оборудования, командировочные выплаты.
Есть и другой очень важный момент при составлении бюджета на обучение. Новый Трудовой кодекс дал возможность регулировать вложения в персонал.
Если компания инвестирует средства в обучение сотрудника, то она вправе заключить с ним договор, в котором оговариваются все условия, на которых это делается. Допустим, речь идет о неком банке, который выразил готовность потратить определенную сумму на обучение сотрудников. Соответственно в договор включается пункт о том, что этот работник обязан проработать в банке несколько лет после окончания обучения. В общем-то, это достаточно справедливые условия: работодатель инвестировал средства в профессиональное развитие сотрудника, и у человека появились обязательства перед ним. Раньше сотрудник мог сказать компании «до свидания» сразу после получения степени, и работодатель оставался ни с чем. Это в значительной степени сдерживало желание и возможности компании делать соответствующие инвестиции: например, было сложно объяснить акционерам, что требуется отправить учиться за рубеж несколько человек и вложить в этот проект триста тысяч долларов. Акционеры вправе были задать вопрос: а что будет, если эти сотрудники уйдут из компании? Ответить, в общем-то, на него было нечего. Теперь появились рычаги воздействия. По меньшей мере, есть некоторая гарантия, что если даже специалисты уйдут из компании, то деньги останутся: сотрудники будут должны выплатить неустойку в случае нарушения контракта.
Чем в большем количестве тренингов участвует работник, тем быстрее должна расти оплата его труда. Нельзя отточить до совершенства навыки сотрудника, дать ему великолепные знания и продолжать платить ему те же деньги, что до обучения. Между знаниями и навыками работника и его зарплатой должна прослеживаться четкая связь. Чем меньше это расхождение, чем более справедливым ему кажется вознаграждение, тем он спокойнее и эффективнее работает. Если расхождение велико, то он начинает думать, что он неоправданно много работает и мало получает. В результате возникает внутренний конфликт. Специалист начинает либо деструктивно действовать внутри компании, либо вообще уходит из нее. Следовательно, задача руководителя службы управления персоналом в данном случае – не расходуя слишком много денег организации, вернее, расходуя их разумно, постоянно поддерживать ситуацию эмоционального спокойствия в коллективе.
Следующий этап цикла профессионального образования – разработка программы обучения. Компоненты, из которых состоит структура программы обучения представлены на рисунке 6.11.
Рис. 6.11. Структура программы обучения персонала
1 компонент. Определение содержания программы должно, прежде всего, вытекать из задач, стоящих перед организацией в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Другим требованием является своевременное обновление знаний работников и поддержание высокого уровня их профессиональной компетентности.
К важнейшим характеристикам изучаемого материала могут быть отнесены:
Содержание учебных программ | Зависит от целей обучения, категории работников, которые проходят обучение, уровня подготовки и опыта преподавателя. Успех в освоении учебного материала в значительной степени зависит от того, в какой степени содержание учебного материала соотносится с образовательным уровнем, профессиональным опытом и интересами слушателей. |
Сложность изучаемого материала | Чем сложнее изучаемая проблематика или учебный материал, который должны освоить обучающиеся, тем больше времени требуется для усвоения. Понятно, что и в этом случае профессиональный опыт слушателей и их образовательный уровень играют не последнюю роль. То, что сложно для одних людей, может оказаться элементарным для других. Но в любом случае для облегчения усвоения слушателями сложного учебного материала особенно полезно широкое использование наглядных средств и активных методов обучения. |
Степень структурированности учебного материала | Систематизированность учебного материала, четкость, логичность и последовательность его организации оказывает значительное влияние на успех обучения. Чем лучше структурирован учебный материал, тем легче он воспринимается и усваивается слушателями. Учебный материал должен быть организован так, чтобы не только передать слушателям основные сведения по изучаемой тематике, но и помочь им легче установить связи между разными частями программы, сформировать системное, комплексное понимание изучаемого предмета. |
2 компонент. Выбор методов обучения. Под методами обучения понимаются способы передачи знаний и навыков обучаемым. Выбор метода – это важный фактор, определяющий успех профессионального образования работников организации (см. раздел 6.3.).
3 компонент. Условия, в которых проводится обучение, должны не только обеспечить высокий уровень усвоения знаний и навыков в рамках учебной программы, но и минимизировать отвлекающие моменты, которые могут оказать негативное влияние на уровень мотивации и на концентрацию внимания слушателей.
Помещение, в котором проходит обучение, должно способствовать решению основных задач обучения и хорошему усвоению учебного материала. Аудитории, предназначенные исключительно для лекций и семинаров, как правило, отличаются от аудиторий, предназначенных для тренингов.
Если аудитории, где проводятся лекции или семинары, чаще всего не приспособлены для трансформаций во время занятий, то аудитории, в которых проходят тренинги, предполагающие широкое использование методов активного обучения, должны иметь возможности для таких трансформаций (достаточное пространство, возможности для перемещения столов, стульев, если требуется освободить место для выполнения тех или иных групповых упражнений).