Лидерство в трудовом коллективе.




Инструкция

 

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

Опросник

 

Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

Поясните ли вы причины, заставшие вас принять то или иное решение?

Доверяют ли вам подчиненные?

Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.?

Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?

Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

Контролируете ли вы ход выполнения задания?

Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом попросят?

Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?

Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?

Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?

Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?

Доверяете ли вы своим подчиненным?

Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?

Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

Оставляете ил вы время себе и подчиненным для планирования работ?

Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год вперед?

Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?

Читаете ли вы регулярно специальную литературу?

Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?

Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?

Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?

Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?

Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

Вы уверены в себе?

Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?

Часто ли вы принимаете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

 

Подведите итоги

Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Оцените свой результат.

40 «да» - результат идеального, наивысшего управленческого потенциала: все 40 вопросов являются критериями успешного руководства и поэтому предполагают правильный ответ «да». Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.

Важно отметить, сколько вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.

Какой результат – соотношение «да» и «нет» - считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе?

Количество ответов больше 33 «да» характеризует хороший управленческий потенциал.

Лидерство в трудовом коллективе.

 

Социально-психологическая структура трудового коллектива завершается выдвижением лидеров в малых группах и в целом в коллективе.

 

В основе деятельности трудового коллектива лежит лидерство или руководство.

 
 

 

 


Лидерство может быть формальным и неформальным.

Формальное лидерство определяется как руководство, которое связано с определенными правилами назначения руководителя и предполагает функциональные отношения.

 
 

 

 


Неформальное лидерство возникает на основе личных взаимоотношений между людьми. Руководство и неформальное лидерство могут дополнять друг друга.

Американские специалисты выявили закономерность: если руководитель не является неформальным лидером, то подчиненные работают на уровне 65% своих деловых возможностей.

Неформальным лидером становится лицо, принявшее на себя добровольно большую ответст­венность, чем предписано должностью. Лидер также является руководителем, но характер его дей­ствий иной, чем у обычного администратора. Он не уп­равляет, не командует, а ведетза собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последовате­лями.

Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, так как он не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение потребностей работников и показать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Выделяют десять типов лидеров:

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитания.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Ему стараются подражать в коллективе.

3. «Тиран» становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и подчиняются ему.

4. «Организатор» выступает для членов коллектива, как сила для удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель» играет на слабостях других. Он дает выход подавленным эмоциям людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера очень ценят и часто не замечают всех его недостатков.

6. «Герой» жертвует собой ради других. Такой тип особенно проявляется в ситуациях коллективного протеста, благодаря его храбрости. Другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой членов коллектива.

7. «Дурной пример» выступает, как источник заразительности для бесконфликтной личности. Такой лидер эмоционально заражает других.

8. «Кумир» влечет, притягивает, положительно заражает окружение. Его любят, боготворят и идеализируют.

«Изгой».

«Козел отпущения».

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры. Они являются объектом агрессивным тенденций, благодаря которым развиваются коллективные эмоции. Часто коллектив объединяется для борьбы с антилидером. Но стоит ему исчезнуть, как коллектив начинает распадаться, так как пропал общеколлективный стимул.

На возникновение неформального лидерства оказывают влияние следующие факторы:

Условия деятельности, к которым относятся:

макросреда (политическая система, культура, экономическое развитие общества, социально-экономические условия и т.д.);

проблемы, стоящие перед организацией;

взаимосвязи организации с другими организациями, фирмами и предприятиями – государственными структурами, клиентами, конкурентами и т.д.

Личные черты лидера – индивидуальные особенности, мотивы, цели, стиль и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: