Демократический.
Ориентированный на подчиненных.
Авральный.
Деловой.
Либеральный.
Попустительский
Компромиссный.
Непоследовательный (алогичный).
Ситуативный.
1. Авторитарный стиль считается универсальным и предполагает в любом деле единоначалие.
Авторитарный стиль основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру делового общения, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.
Использование авторитарного стиля позволяет:
увеличить единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных;
обеспечить максимальную производительность;
помочь решению задач в сложных условиях;
обеспечить работу вновь создаваемых коллективов
выполнить задания, особенно когда не хватает времени или работники не могут прийти к согласию.
Авторитарный стиль порождает следующие проблемы в будущем:
снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу;
ухудшает социально-психологический климат;
повышает текучесть кадров;
не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
|
2. Ориентированный на задачу стиль во многом аналогичен авторитарному и состоит в быстроте принятия решений и действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их пассивность и, в конечном счете, ведет к снижению эффективности работы. Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует деятельность подчиненных.
3. Демократический стиль используется руководителями, которые управляют по принципу: «Моя точка зрения – одна из возможных».
Он характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.
Демократический руководитель использует следующие методы в работе:
пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными;
избегает навязывать сотрудникам свою волю;
вовлекает подчиненных в принятие решений;
предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе;
осуществляет довольно жесткий контроль над подчиненными.
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, обычно стараются оказать помощь своему начальнику, поддерживают его в необходимых случаях и легче соглашаются с легитимностью решений, принятых при их участии.
|
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут настолько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первое место выступает качество.
4. Ориентированный на подчиненных стиль руководства, близок к демократическому. Он характеризуется тем, что руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, помогает решать проблемы, поощряет профессиональный рост и т.п.,
Ориентированный на подчиненных стиль способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность, снижает прогулы, травмы, текучесть, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю, создает комфортную обстановку.
|
5. Авральный стиль используется в исключительной ситуации, когда выполнение работ становится приоритетной задачей в ущерб качеству исполнения. Став системой, авральный стиль руководства приводит к дезорганизации нормальной деятельности трудового коллектива, ведет к конфликтам, недовольству среди подчиненных и, как правило, к незначительным трудовым достижениям.
6. Деловой стиль противоположен авральному. Он предполагает функционирование трудового коллектива по заранее рассчитанным и оптимальным схемам. Руководители, использующие деловой стиль в управлении демонстрируют твердость и рассудительность в действиях и решениях, бескомпромиссность, стремление реализовать себя и одновременно контролировать и подавлять окружающих. Обычно они хорошие администраторы, «болеют» за работу, не любят бездействия, ценят уважение.
Такой стиль можно было бы предпочесть всем остальным в том случае, если трудовая деятельность не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.
7. Либеральный стиль используется в случае необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач.
Либеральный стиль характеризуется тем, что руководитель ставит перед сотрудниками проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты и право окончательного решения.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности.
Применение либерального стиля находит все большее распространение в коллективах, занятых научными исследованиями и конструкторскими разработками, осуществляемых высококвалифицированными специалистами, которые не приемлют давления, мелочной опеки и проч. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.
8. Попустительский стиль может трансформироваться из либерального, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Руководитель при этом лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
9. Компромиссный стиль характеризуется тем, что руководитель, уступая подчиненным с различными интересами, добивается своих целей. Однако постоянные компромиссы могут войти у руководителя в привычку и могут заменить принципиальность соглашательством.
10. Непоследовательный (алогичный) стиль проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (от авторитарного до попустительского). Этот стиль обуславливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
11. Ситуативный стиль руководства гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и трудового коллектива.
При использовании этого стиля выделяют следующие уровни развития сотрудников коллектива:
низкий уровень характеризуется низкой квалификацией работников или их недобросовестностью;
средний уровень характеризуется недостаточностью опыта у работников, которые, тем не менее, обладают определенными базовыми навыками. Они старательны и добросовестны.
хороший уровень характеризуется тем, что у сотрудников имеются базовые навыки и квалификация, достаточные для большинства технических аспектов работы. Дальнейшее развития такого коллектива требует, чтобы сотрудники в своей работе брали на себя больше ответственности.
высокий уровень характеризуется творческим отношением работников к своему делу. Сотрудники с высоким уровнем развития являются специалистами высокой квалификации, обладающие высокой степенью ответственности, инициативности.
Для каждого уровня развития формируется следующий стиль руководства:
«Авторитарный» стиль для низкого уровня развития коллектива характеризуется следующими формами поведения руководителя:
четкими указаниями и инструктажем;
постоянным контролем работы;
организацией системы наказаний и поощрений.
«Популяризационный» стиль для среднего уровня развития, который характеризуется:
указаниями и инструктажем в популярной форме наставничества, рекомендаций, в необходимых случаях – приказами;
предоставлением возможности проявления самостоятельности в выполнении заданий;
регулярном контроле работы;
уважительном, доброжелательным отношением;
интенсивным общением, во время которого оцениваются индивидуальные характеристики работника, выявляются общие интересы;
организацией поощрений за позитивное поведение и наказания в необходимых случаях.
«Участие в управлении» для хорошего уровня развития коллектива характеризуется:
консультациями с сотрудниками по отдельным проблемам;
поощрением инициативы подчиненных;
увеличением ответственности у подчиненных;
ограничением прямых указаний и контроля деятельности работников;
организацией системы самоконтроля сотрудников;
постановкой целей перед работниками без уточнения способов их выполнения;
широким общением;
системой вознаграждения за активность, инициативу, хорошую работу.
«Передача полномочий» для высокого уровня развития коллектива, который характеризуется:
постановкой проблемы перед сотрудниками, выработки согласия по формам ее решения;
передачей полномочий и прав работникам для самостоятельной работы;
отсутствием вмешательства в дела;
самоуправлением и самоконтролем сотрудников;
поддержкой со стороны руководства;
системой вознаграждения за творческое решение проблемы.
Схема стилей руководства представлена на рисунке 9.2.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
уровень требований, предъявляемых к выполнению поставленной цели;
четкость и структурированность проблемы;
степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
заинтересованность исполнителей в достижении целей;
степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Основные стили руководства | Авторитарный | |
Ориентированный на задачу | ||
Демократический | ||
Ориентированный на подчиненных | ||
Авральный | ||
Деловой | ||
Либеральный | ||
Попустительский | ||
Компромиссный | ||
Непоследовательный (алогичный) | ||
Ситуативный |
Рис. 9.2. Стили руководства.
Тест
«Ориентация» [3]