Содержание блока «Внеучебная воспитательная работа» практики
«Психолого-педагогическая практика»
Подготовительный этап
До начала практики проходят выборы в органы студенческого самоуправления на должности:
- старосты по практике;
- руководителя информационного центра;
- членов информационного центра.
Перед выходом студентов на практику
1. методист факультета проводит установочную конференцию в вузе по организации и содержанию
практики, о требованиях к ведению документации не позднее, чем за две недели до начала практики;
2. методист факультета проводит творческий допуск к практике в форме мероприятия, в котором студенты демонстрируют навыки проектирования и проведения воспитательной работы, не позднее, чем за две недели до начала практики
3. методист кафедры проводит установочное совещание в образовательном учреждении (ОУ) совместно с завучем по воспитательной работе и классными руководителями о цели, задачах и содержании практики; распределяет студентов по классам; организует знакомство с традициями ОУ и системой воспитательной работы.
Первый этап практики
Студенты в составе академической группы (10-12 человек) под руководством методиста посещают базовое образовательное учреждение один раз в неделю. Объём еженедельной нагрузки на одного студента - 6 часов. Студенты работают в закрепленных классах по 2-3 человека и выполняют задания в соответствии с программой практики:
- изучают классный коллектив и личность отдельного учащегося с целью составления развёрнутых характеристик;
- участвуют в факультетском конкурсе на лучший конспект воспитательного мероприятия;
- разрабатывают и проводят воспитательные мероприятия в соответствии с планом классного руководителя;
|
- проводят самоанализ проведенных мероприятий;
- анализируют посещенные мероприятия сокурсников;
- изучают и обобщают положительный педагогический опыт (ППО) классного руководителя;
- оказывают помощь классному руководителю в текущей работе.
Примечание. Студенты составляют план-конспект воспитательного мероприятия, не позднее, чем за два дня до его проведения согласовывают и утверждают конспект с учителем-наставником и методистом группы. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
Каждым студентом-практикантом должна быть выполнена норма:
- не менее двух мероприятий для каждого студента, проведенного индивидуально (допускается помощь
- сокурсников);
- минимум одно мероприятие, проведенное совместно студентами микрогруппы;
- не менее пяти мероприятий для каждой микрогруппы.
По итогам первого этапа проводится конференция "Мои впечатления о практике" с оформлением фотогазеты, подготовленной руководителем и членами пресс-центра.
Второй этап практики
Студенты в составе академической группы (10-12 человек) под руководством методиста посещают базовое образовательное учреждение каждый день в течение двух недель. Объём ежедневной нагрузки на одного студента - 4 часа. Студенты работают в закрепленных классах по 2-3 человека и выполняют задания в соответствии с программой практики:
- обследуют оборудование кабинета иностранного языка;
- участвуют в факультетском конкурсе на лучший конспект воспитательного мероприятия по предмету
|
- "Иностранный язык";
- разрабатывают и проводят тематические мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы
учителя - предметника;
- дают самоанализ проведенных мероприятий;
- анализируют посещенные мероприятия сокурсников;
- изучают и обобщают профессионально-педагогический опыт учителя-предметника;
- оказывают помощь отстающим ученикам по предмету;
- участвуют в подготовке к неделе иностранного языка в школе;
- организуют кружковую работу по предмету или работу факультатива;
- освещают ход практики на информационном стенде (отв. руководитель информационного центра).
Примечание. Студенты составляют план-конспект мероприятия, не позднее, чем за два дня до его проведения согласовывают и утверждают его с учителем-наставником и методистом группы. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Норма тематических мероприятий должна быть выполнена каждым практикантом:
- не менее трёх мероприятий для каждого студента, проведенных индивидуально (допускается помощь
сокурсников);
- минимум три занятия факультатива по языку, либо занятий кружка;
- участие в проведении недели иностранных языков.
По итогам второго этапа проводится конференция "Мои впечатления о практике" с оформлением фотогазеты, подготовленной руководителем и членами пресс-центра.
Методист факультета совместно с методистами кафедры подводят итоги конкурса на лучший конспект воспитательного мероприятия.
|
Основные виды деятельности студентов-практикантов
Знакомство с условиями работы: учебно-материальной базой школы, педагогическим коллективом,
режимом работы ОУ, планированием и системой воспитательной работы классного руководителя и учителя-предметника.
Посещение уроков, внеклассных мероприятий.
Анализ посещенных и самоанализ проведенных мероприятий с точки зрения воспитательной ценности.
Изучение психолого-педагогических особенностей детей: личности ученика и всего классного
коллектива на основе комплексной психолого-педагогической диагностики (психологического тестирования, бесед с учителями-предметниками, классным руководителем, наблюдения и опроса, ведения педагогического дневника).
Помощь классному руководителю и учителю-предметнику в проведении воспитательной работы.
Профессионально-педагогические умения студентов
В ходе практики студенты III курса должны овладеть следующими профессионально-педагогическими умениями:
- научиться выявлять педагогические проблемы и формулировать конкретные воспитательные задачи определённого мероприятия с учётом общей цели воспитания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- сформировать первоначальные навыки планирования воспитательной работы с классным коллективом;
- изучить и овладеть содержанием, основными формами, методами и приёмами воспитательной работы;
- научиться выбирать и использовать наиболее эффективные формы проведения воспитательной работы;
- овладеть элементарными навыками управления классным коллективом для организации текущей деятельности;
- уметь стимулировать интерес учащихся к определённому виду деятельности;
- научиться устанавливать с учащимися педагогически целесообразных взаимоотношений;
- уметь предъявлять учащимся конкретные требования, контролировать их выполнение;
- осуществлять анализ педагогической деятельности с последующим определением задач профессионального самосовершенствования;
- изучать педагогический опыт.
Студент-практикант имеет право:
- знать критерии и формы оценки своей деятельности, выставляемой групповым методистом и наставником из базового учреждения практики;
- получить информацию о деятельности образовательного учреждения в рамках прохождения программы практики;
- отказаться от выполнения поручений работников баз практики, если эти поручения не имеют отношения к программе прохождения практики;
- ставить перед заведующим производственной практикой, факультетским руководителем практики и групповым методистом вопрос о переводе к другому наставнику при наличии веских причин.
Функциональные обязанности руководителей педагогической практики,
учителей образовательного учреждения,
руководителей студенческого самоуправления
Руководитель практики факультета
• обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики на факультете, составляет
общефакультетский план-график проведения практики;
• организует и проводит установочную и итоговую конференции по практике;
• распределяет студентов по классам, утверждает индивидуальные планы, контролирует выполнение;
• обеспечивает выполнение программы практики;
• проводит в ходе практики совещания-консультации;
• выборочно посещает и анализирует внеклассные мероприятия, проводимые студентами.
Методист-консультант кафедры
• принимает участие в установочных и итоговых конференциях в вузе;
• организует и проводит инструктивное совещание в ОУ совместно с завучем по воспитательной работе,
классными руководителями и учителями-предметниками;
• распределяет совместно с руководителем практики базовой школы и учителями-наставниками студентов по
классам;
• обеспечивает проведение студентами классных часов, консультирует студентов при подготовке, утверждает
планы и конспекты внеклассных мероприятий, присутствует на проводимых занятиях, анализирует и
оценивает;
• осуществляет учёт посещаемости и успеваемости студентов;
• осуществляет текущий контроль и подводит итоги конкурса среди студентов на лучший конспект
внеклассного мероприятия;
• составляет отчет по итогам практики и представляет его факультетскому руководителю.
Учитель-наставник (классный руководитель -I семестр, учитель-предметник - II семестр)
• совместно с факультетским руководителем практики закрепляет за студентами классы;
• знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые мероприятия,
организует совместно с методистом анализ воспитательных мероприятий;
• консультирует студентов при подготовке внеклассных мероприятий, утверждает планы конспекты
мероприятий;
• осуществляет контроль, анализ и оценку внеурочной формы занятий, дает характеристику студента.
Староста группы
• контролирует совместно с методистом кафедры посещаемость студентов;
• контролирует общую организацию работы, выполнение плана практики;
• выполняет поручения руководителей практики;
• оформляет сводную текущую и отчетную документацию по практике (распределение студентов по классам,
общий список групповых мероприятий, ведомость на оплату работников ОУ по итогам практики).