Утверждено на заседании кафедры «___ »_______ 2004г
Пояснительная записка
Настоящее программа предназначена для студентов III курса факультета иностранных языков по специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью (второй иностранный язык)» во время прохождения внеучебной воспитательной практики. В ходе практики студенты изучают и осваивают функциональные обязанности классного руководителя и внеучебную деятельность учителя иностранного языка.
Внеучебная воспитательная практика подразумевает различные виды деятельности студентов воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые в образовательном учреждении (ОУ) во внеурочное время. Изучение и выполнение обязанностей классного руководителя (I семестр) подготавливает студентов-практикантов к внеучебной воспитательной работе (ВВР) по иностранным языкам(П семестр).
Внеучебная воспитательная работа в преподавании иностранных языков занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета.
Цель практики: содействовать качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессионально педагогических функций классного руководителя и учителя-предметника.
При этом решаются задачи:
1. знакомство с содержанием и опытом воспитательной работы общеобразовательного учреждения;
2. формирование первоначального представления о деятельности классного руководителя и учителя-
наставника:
• изучение функциональных обязанностей, цели, задач, системы работы;
• знакомство с содержанием деятельности с детьми, родителями, учителями-предметниками;
• овладение методами психолого-педагогического изучения положительного педагогического опыта
(ППО)
|
3. содействие адаптации студентов при работе в образовательном учреждении;
4. закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения психолого-
педагогических и лингвистических дисциплин;
5. совершенствование и творческое использование полученных знаний, умений, навыков в профессиональной
деятельности;
6. овладение студентами первоначальными умениями анализа и самоанализа педагогической деятельности;
7. формирование серьезного отношения к ведению педагогической документации;
8. привитие устойчивого интереса к воспитательной работе с детьми.
Внеурочная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с главной дидактической целью, практическими, общеобразовательными и воспитательными задачами обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Внеучебная воспитательная работа способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию практических навыков и умений, воспитанию учащихся в духе уважения к культуре родной страны и стран изучаемого языка, расширению культурного кругозора и общеобразовательного уровня учащихся.
Для внеклассной работы по иностранным языкам актуальным является прежде всего повышение мотивации к изучению иностранного языка (ИЯ) и развитие речевых умений на ситуативной основе, которая возникает при организации ВВР.
Внеучебная воспитательная работа по иностранному языку имеет ряд характерных черт:
|
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной
деятельности. Учащиеся решают вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы го в
соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с
какими-то определенными целями. Это способствует повышению мотивации к изучению ИЯ.
2. Отсутствие строгой урочной регламентации, времени, места, формы их проведения. Местом проведения
ВВР может быть парк, зал музея, школьный сад и т.д.
3. Отсутствие строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов
внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, проектов, коллективных
творческих дел, выпуска стенгазет на иностранном языке.
4. Большая самостоятельность и инициативность учащихся при выполнении внеурочных поручений. В
отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся
проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества.
Перечисленные выше особенности внеучебной воспитательной работы находят свое отражение в следующих методических требованиях:
1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная
работа опирается на работу в классе.
2. Вторым условием реализации органической связи учебной и внеклассной работы является
заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеурочной
работы. Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых мероприятий, должен
|
быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальность, склонности и уровень подготовки учащихся к языку.
3. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в
соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях).
4. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов
внеурочной работы: еженедельная, ежемесячная, один раз в полугодие, год.
5. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее
воздействия на учащихся.
Программа поможет студентам III курса факультета иностранных языков более грамотно и уверенно реализовывать цель и задачи внеучебной воспитательной практики, будет способствовать становлению и развитию профессиональной компетенции студентов - будущих учителей иностранного языка.
Содержание практики ВВР для студентов III курса