1. Объективные предпосылки зарождения и активизации маркетинговой деятельности в банковской сфере в 70-е гг.
2. Новые тенденции в розничной и оптовой банковской деятельности в современных условиях.
3. Содержание маркетинга в банковской сфере.
1. Марк-г в банке как вид деят-ти стал зарождаться в 70-е гг. 20 века. Обусловлено это было след. факторами:
- Мировая тенденция, интернационализации мировой банковской индустрии. В 70-е гг. сохраняется доминирующее положение америк. банков на всех финансовых рынках. Вместе с тем национ-е банки (европейские) для укрепления своего положения начинают использовать банков-е технологии америк. банков.
- Факт изменения рынков банк-х кпиталов откр-ет новые виды финансовых рынков. Помимо традиционных банк-их рынков возникают такие новые виды рынков как межбанк-й рынок, еврорынок (рынок евровалют).
- Возникают принципиально новые виды банковских инструментов.
1. Межбанковский рынок.
2. Еврорынок – совокупность денежных средств в USD и др. мировых валютах, функционирующих в качестве ссудного капитала за пределами национ-го рынка и не подлежащие контролю со стороны гос-ых органов.
- Обострение конкуренции м/у банками и парабанковским сектором (специализированных финансовых учреждений).
30-е гг. | 90-е гг. | ||
банки | Небанков. сектор | банки | Небанков. сектор |
> 2/3 активы | 1/3 | 22% | 78% |
Доля банков на еврорынке - 27%
Рынок гос-х ценных бумаг – 26%
Семейное страхование – 17%
Ипотечные крдиты – 27%
Частные вклады – 9%
Доминируют банки на след. рынках:
- возвратные кредиты – 60%
- автомобил. ссуды – 50%
- потребит-й кредит – 46%
- сбережение вкладов – 47%
Специализир. фин-е кредит-е учреждения находятся в более выгодных условиях, чем коммерческие банки по след. причинам:
- Они не обязаны страховать привлеченные средства в форме обязат-го резервирования в центробанках.
- В отношении этих институтов не действуют ограничения в отношении открытия филиалов и представительств. В США 17,5 тыс. коммерч. банков. В Канаде – 36 комм. б.
- Специализированные финансово-кредитные учреждения были свободны от регулирования многих эк-ких нормативов хар-х для коммерческих банков (напр. Норматив ликвидности дееспособного банка)
- Зарождение и развитие принципиально иных банковских технологий
Наиболее важное значение этот фактор играет в розничной банковской деятельности (обслуживание частных лиц).
Оптовая – обслуживание предприятий и организаций.
Новые банковские технологии позволили банкам освоить оказание услуг по информационной обработке данных, консультирование по финансовому положению предприятия, консультирование по конъюнктуре финансовых рынков и др. виды консультирования. Появление банковских технологий позволило банкам перейти на круглосуточное обслуживание клиентов посредством использования эл. машин и пластиковых карточек.
2. В банковской деятельности в конце XX века изменились фундаментальные подходы к обслуживанию клиентов розничной и оптовой деят-ти. Рознич. – изменения:
- Усиление дифференциации потребит-х групп клиентов. К особо важным группам клиентов стали относить: очень богатых (сред. остаток вкладов превышает 100тыс. USD). В отношении таких групп клиентов банки стали разрабатывать и предоставлять персональные услуги по желанию клиента. Для привлечения таких клиентов банки открывали свои филиалы в районах с низким уровнем налогообложения и взаимоотношения с клиентами строились по принципу соблюдения тайны вкладов. Стали выделять клиентов с высоким уровнем достатка (среднегодовой остаток > 20 тыс. USD) услуги по автоматическому управлению наличности клиента, услуги по постоянно возобновляемому кредитному финансированию, услуги по карт обслуживанию, а также персональные займы, услуги по операциям с первичными и вторичными закладными.
- Полный отказ от систем, основанный на бумажной обработке информации. Оптовая банковская деятельность: новые тенденции – усиление конкуренции на мировых финансовых рынках и изменение в расстановке сил в пользу японских банков (впервые создание глобальной компьютерной сети).
- Развитие системных продуктов, предоставленных банком, создание глобальных сетей и передовых коммуникаций позволяет удовлетворять все потребности клиента посредством разработки таких видов системных продуктов как управление наличностью (оптимизация сбереж-й клиентов).
Системный продукт – компьютер: обработка инф-ции клиента, анализ финансового положения клиента и разработка стратегий его улучшения.
3. Маркетинг в банке принципиально не отличается от маркетинга в промышленности, но имеет свои особенности, которые связаны со спецификой банковской деят-ти. Банковский мар-г – эффективная система управления банками, которая предполагает уечт всех процессов, происходящих на финансовых рынках: кредитном и фондовом. Банковский мар-г – поиск наиболее выгодных как имеющихся, так и будущих рынков банковских услуг, с учетом реальных потребностей клиентов.
Основные функции маркетинга в банке:
1. Изучение спроса на рынке капиталов и отдельных его сегментов
2. Изучение %-ой политики, проводимой центробанком.
3. Расширение активов и пассивов банка, валюты баланса
4. Разработка системы планирования деят-ти банка
5. Управление персоналом
6. Организация системы обслуживания клиентов
К особенностям можно отнести:
- Банки должны учитывать любые возможности увеличения вкладов клиентов.
- При установлении отношений с заемщиком банк должен очень подробно изучить степень риска кредитования заемщика.
- Банки в своей деят-ти не могут ограничиться только пассивными или только активными операциями в отличие от страховых компаний.
Содержание маркетинговой деят-ти в банке в виде схемы, кот. раскрывает основные этапы банковского маркетинга.
Постановка задач банка
![]() |
Цели банка
![]() | |||
![]() | |||
Выявление внутренних возможностей банка
- Функцион.
- Структур.
-
Операционный анализ