- внутренн. (микросреда)
- внеш. (макросреда)

Отбор целевых рынков
- изучение спроса
- сегментирование потребителей
- позиционирование банков-х продуктов
-
отбор целевых рынков
Стратегическое планирование
-
разработка плана действий по внесению изменение в корректируемые факторы
План маркетинга
Разработка комплекса маркетинга
- ценовая политика
- продуктовая
- коммуникационная
-
стратегия в области систем доставки услуг до потребителя
Разработка стратегии рисков
Цель: разработка такого комплекса марк. услуг, при котором достигается макс-й эффект при допустимом уровне риска
![]() |
Создание организационной оптимальной структуры банка
![]() |
Система маркетингового контроля
Тема: Постановка задач, целей и определение возможностей банка
1. Задачи банка
2. Цели банка, их соотношение с задачами
3. Выявление имеющихся возможностей банка
3.1 Структурный анализ
3.2 Функциональный
3.3 Операционный анализ
1. В зависимости от того, какой из 5 концепций управления маркетингом придерживается банк, предопределяются в последствии и задачи банка. 1-я концепция совершенствования организации деятельности банка (пр-ва). Если банк ориентируется на эту концепцию, то он будет стремится к совершенствованию методов деят-ти для увеличения распространения своих продуктов и снижению издержек.
2-я ориентация на концепцию совершенствования банковских продуктов. Приведет к усилению работы банка по повышению качества своих услуг. На финансовом рынке главной целью инвестора выступает не форма инвестиций, а степень доходности последнего.
3-я концепция интенсификации коммерч-х усилий. Побуждает банк стимулировать сбыт своих продуктов, при этом банки тратят колоссальные деньги на рекламу, пропаганду, а эффект не всегда м.б. значительным. Задачи банка имеют иерархическую лестницу. Прежде всего банк определяет программную установку, которая фиксируется в уставных документах банка. Из генерал-й задачи банка с учетом деят-ти банка вытекают задачи банка, в которых более конкретно определяются направления деят-ти банка. Для изыскания источников финансирования, реализации задач банка разрабатываются задачи маркетинга:
![]() |
Белагропромбанк
Генер. задача – в процессе финансовой деят-ти оживить финансовый рынок, увеличить поток инвестиций в с/х, способствовать повышению благосостояния сельских тружеников. Задачи банка – конкретизируют программную установку в целях повышения благосостояния сельских тружеников активизировать как традиционные, так и специфические виды банковской деятельности и на этой основе расширить спектр обслуживаемых регионов банков. В целях активизации инвестиционной деят-ти банка расширить объем и повысить качество традиционных услуг и за счет полученных дополнительных доходов освоить новые финансовые рынки. Стратегия маркетинга - рост прибыли банка на 10% может основываться на сокращении в структуре хоз-го портфеля доли кредитных услуг и соотв-но увеличении доли инвест-х услуг или услуг с ценными бумагами. Хоз-й портфель – структура работающих активов.
Ак.
- касса
- страховые резервы в ЦБ
- дебетор. задолж.
![]() |
Неработающие активы.
Хоз-й портфель:
- кредиты – 10%
- цен. бумаги + 10%
- лизинговые
- трастовые
- эмиссионные операции
![]() |
работающие активы
Факторы, определяющие задачи банка:
1. История банка. Прошлые неудачи в работе банка будут нацеливать его на новые направления деятельности, а те сферы, где наблюдался успех банка, наоборот, получают max развития и конкретизации задач.
2. Внутренняя культура банка вытекает из определенного типа работающих сотрудников, их формал-х и неформал-х норм и правил сотрудничества.
3. Структура банков.-й организации. Если банк располагает разветвленной структурой организации, то его задачи будут направлены на достижение глобальных целей. Мелкие нац-е банки будут ставить узкие задачи роста эффек-ти деят-ти лишь на отдельных банковских сегментах.
4. Характеристика главных лиц, принимающих решения
2. Постановка целей банка связана со 2-м этапом маркетинговой деятельности, когда задачи расшифровываются в достижении более конкретных целей. Цель – количественно и качественно определенная конкретизированная задача банка. Задачей функционирования банка выступают расширение номенклатуры предоставляемых кредитных услуг, за счет разработки и освоения принципиально новых кредитных услуг. Задача м.б. конкретизирована след.: в течении 2002г. изучить спрос на лизинг-кредит и освоить его предоставление в отношении предпринимателей бел-го рынка. На протяжении 2002г. увеличить объем кредитных активов на 15% за счет сокращения активов, вложенных в гос-е ценные бумаги.
Баланс коммерческого банка.
| А | П обяз. и собств. капитал |
1. касса
2. резервы ЦБ
3. кредиты
4. покупки ЦБ
5. лизинговые операции
6. трастовые операции
| 10 % 10 % |
| ∑ | ∑ |
На цели банка влияют след факторы:
- требования пайщиков или учредителей банка. Влияние учредителей тем сильнее, чем больше удельный вес занимает уставной фонд в структуре собствн. капитала банка.
Коэф. фондовой капитализации банка = уставной фонд / собствен. капитал
Для определения уд. веса уставного фонда в собствен. капитал банка
Собственный капитал включает:
- уставной фонд
- резервный фонд
- фонд нераспределенной прибыли
- страховой фонд
- фонд основных средств (включ. фонд амортизации)
- внутренние ресурсы банка
- общая культура банка или ценностные ориентации банка
- внешние сдерживающие факторы макросреды в форме динамики рата нац-го пр-ва (ВНП), демографич-х, политич-х, технических, социокультурных факторов.
Так же как и задачи цели банка имеют определенную иерархию, генерал., стратегич. цели, а также отдельные локальные цели на уровне структурных подразделений банка. Последние м/у собой д.б. внутренне совместимыми и взаимодополняемыми. Цели одного структурного подразделения не должны противоречить другим. Д.б. направлены на поиск дополнительных ресурсов, чтобы профинансировать расширение деят-ти другого структурного подразделения.
3. Информационной базой для изучения внутренних возможностей банка выступает баланс банка в форме плана счетов бух. учета в банке. Переход на план счетов осущ.-ся с 1 января 1996г. счета в плане счетов консолидируются по видам контрагентов или субъектом по характеру операций и по степени убывания ликвидности. Разбивка клиентов по признаку резиденства, видам деят-ти и форме собственности производится путем введения дополнительных параметров к счетам, т.е. конкретизируются на 2-м, 3-м, 4-м уолвнях. Все контрагенты сводятся к след.:
- выделяют финансовые банковские институты (НБ, ком.-е банки, межд. финан-кредит. учреждения);
- небанковские финан. учреджения (биржи, брокер., финансовые страховые компании, лизинговые, межбанковские объединения);
- гос. и негос. компании (реал-й сектор экономики);
- физические лица;
- общественные организации – предоставление услуг для населения;
- гос. органы управления;
- предприниматели без образования юридического лица.
План счетов состоит из 10 классов, 9 – балансовые счета, 10 – V 99 – внебалансовые счета.
1. – денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции. Включ.: - денежные средства (в кассе, в пути, в банкомате)
- денежные средства в нацбанке, на корреспондентских счетах или в форме резервов, в др. банках.
- Средства, находящиеся в казначействе
- Средства др. банков, находящ-ся на корресп-х счетах в нашем банке (НОСТРО); корреспонд-й счет нашего банка в др. банке «ЛОРО»;
- Сомнит-я задолженность и резервы под ее покрытием;
2. – кредитные операции
- кредиты небанков-х финансовых учреждений;
- кредиты реальному сектору экономики;
- кредиты предпринимателям, обществ-м организациям
Этот класс счетов м.б. конкретизирован по срокам предоставления кредита и ликвидности кредит-х активов.
3. – (пас.) средства клиентов
- средства на тек-х счетах клиентов (рассчет., до востребования);
- карт-счета;
- счета по доверительным операциям;
- срочные депозиты клиентов;
- средства бюджета;
- счета спец. режима (аккредитивы, чеки, акцептованных (принятых к оплате) платежных поручений).
4. – ценные бумаги (актив. счет)
- гос. и негос. ценные бумаги;
- ценные бумаги с фиксированным и нефиксированным доходом;
- долговые обязательства (облигации);
5. – долгосрочные финансовые вложения и основные средства банка
- долевое участие банка в др. банках;
- инвестиции в дочерних структурах;
- немат-е активы;
- основные средства
6. – прочие активы и пассивы
- товаро-материальные ценности банка;
- промежуточные счета (транзитные);
- межфилиальные счета;
- дебеторская и кредиторская задолженность.
7. – собственный капитал банка
- резервы на риски и платежи;
- страхование и резрвные фонды.
8. – доходы банка (отраж в пассиве);
- % доходы;
- комиссионные;
- прочие банковские доходы (дивиденды, консультацион., информацион.);
9. – расходы банка
- % расходы;
- комиссионные;
- отчисления в резерв;
- прочие банк.-е расходы (штрафы, издержки, иски).
10. – внебалансовые счета
- обязательства по всем видам гарантий и поручительств.
Внутренние возможности банка зависят от след. факторов:
- уровень профессионализма персонала;
- степень эффективного менеджмента банка и состояние планирования;
- уровень технической оснащенности банка;
- от качества маркетинговой деят-ти банка;
- структура предлагаемого перечня услуг или банковских продуктов;
- от финансово-экономического положения банка.
На стадии выявления внутренних возможностей банка достаточно остановиться на оценке финансово-экономического положения банка, кот. осущ-ся с помощью анализа баланса. В зависимости от целей анализа может проводиться либо полный анализ, либо частичный; либо внутренний анализ всего плана счетов; либо только внешний анализ на основе упрощенного анализа, публикуемого в печати. Функциональный анализ баланса коммерческого банка направлен на выявление соответствия основных направлений деят-ти банка целям и задачам банка. Операционный анализ направлен на выявление наиболее значимых операций банка в формирование общего дохода банка (изучается структура всех операций банка, какая часть дохода приходится на различные операции).




касса
2. резервы ЦБ
3. кредиты
4. покупки ЦБ
5. лизинговые операции
6. трастовые операции