Второй сказ на сон грядущим




 

 

Короткий зимний день истухал, и трое гостей опять собирались ко сну в темной и теплой горнице деда Матвея, когда Окаемов стал растолковывать все, что говорил Боголюб…

 

- Нам поведано об истоках великого Русского Старчества. Из достопамятных времен льется этот поток духа русского, и надо понимать, что Преподобный Сергий Радонежский не случайно явился в удивительном месте, где в могучих Боголесьях еще задолго до крещения Руси было самое главное святилище Белые Боги, таинственное Беловодье не отсюда ли истекало… Сергий наверняка был посвященным в древние знания, он, как и Белые Боги — отшельники, постигал истину в тишине заповедных дубрав.

 

Вспомните, я вам рассказывал о детстве Сергия… Ему трудно давалось учение… Однажды отец послал отрока Варфоломея на поиски жеребят, и вдруг из могучего дуба выходит к нему старец, благословляет, и отрок просит только одного — Знаний… Он приглашает старца к себе домой в гости, и тот заставляет его читать священную книгу, отрок Варфоломей чудесным образом сразу же читает без запинки и превосходит всех в учении…

 

Все дальнейшее житие Преподобного Сергия настоль превосходило обычное монашеское отшельничество по крепости веры и подвигам духа, что у меня сейчас родилась мысль о благословении Сергия на собирание Руси и победу в Куликовской битве старцем очень высокого ранга и силы, учительствовавшему отроку Варфоломею… Здесь кроется какая-то великая тайна, тем паче, что я сам читал древний апокриф о хождении Сергия в Беловодье… То, что делал Сергий Радонежский, свидетельствует о его посвящении в святые знания русского старчества…

 

Как поведал Боголюб, священные старцы являлись из лесов на моления в длинных белых рубищах, подпоясанные красными поясами, имели длинные волосы и бороды до колен. В руках они держали вишневые посохи с серебряными, медными шариками-булавами и фигуркой крылатого — Крышного Бога, и только у одного из них, самого мудрого и древнего, это было сделано из золота, и на груди он нес золотой диск в обрамлении колосьев, символизирующий Солнце, как знак Дажьбога внуцев…

 

Отшельники — Белые Боги постигали истину в глухих местах, в дремучих лесах, недоступных миру, удалившись в тишину природы, отринув все суетные помышления и обязанности жизни. Творили молитвы, омовения, очищались Звездным Светом, а скудной пищей и строгим постом они упрощали свои требования к жизни, а службой Белому Богу — освящали душу. Годами и десятилетиями молились они и молчали, прежде чем обрести Сварожье Слово и постижение Знания-Истины. Они не знали лжи, пребывая в Правде. И только обретя абсолютную гармонию и силу, Белые Боги выходили к трем кострам и Бел-горюч камню — алтарю и приступали к труду учительства Закона Божья. Своею мудростью подавая добрый совет бескорыстно.

 

Боголюб поведал о дивном провидчестве старцев. Они называли всех незнакомых, явившихся на моления из дальних мест по именам, знали наперед их нужды и просьбы их грехи и добрые дела. Ничего нельзя было утаить от них, и с худыми намерениями лучше было не являться пред ясным взором. Их уважали и боялись даже князья, у коих худых дел было немало. Тем, кто потерял своих родных в сече, тосковал о них и стремился до времени заглянуть в Навь, они твердо указывали забыть тоску и обратиться к Жизни, освобождали души страждущих от мук. Гневом Божьим грозили нечестивым и жадным, просящим о богатствах.

 

Белые Боги не ели мяса и рыбы, а только ячменный и житный хлеб, мед, пили отвары целебных травушек. У них были особые лесные бани, где они творили омовение каждый день и следили не только за чистотой духа, но и тела. Скудная пища и утерпение от соблазнов давали победу над бренью и отрекали от сладостей жизни и лени-сытости, что позволяло им быть ближе к Небу. От жизненных благостей отрекались не для умерщвления плоти своей, а для здоровья. Ценой строгости старались углубиться в себя, а там, найдя свои слабости, и истребить их и стать еще чище. Это был путь укрепления воли, а не умерщвления плоти. Это был стоический путь познания мира и человека, ибо, постоянно думая о добре, преодолевая терзания злых бесов, они несли людям только добро и спасение, все испытав на себе…

 

Еще удивительная деталь, поведанная Боголюбом. Старцы имели своих учеников в лесах, они были молоды и сильны. В отшельнической жизни общения с женщинами они не имели и видели их только во время молений на Сиян-горе. Но был обычай, и он не осуждался ни старцами, ни русичами. Если женщина была бесплодной, а это считалось страшным грехом, вселением злых духов, то эта женщина шла в леса молиться, искала отшельника, и он был не вправе отказать ей иметь дитя… И все бесплодные рожали мальчиков-бельцов, подрастая, они начинали томиться неизъяснимым зовом Боголесья и уходили в отшельники… Первенец уходил в мир своего отца, а женщина продолжала рожать и была счастлива, она исцелялась…

 

Искони женское начало было творящим. Центром женского мироздания была жертвенная любовь. Древний историк Ибн Масуди, ездивший по русской земле в те времена, писал, что жены русичей охотно кидались в пылающие костры, на которых сжигали их мужей, погибших в битвах, надеясь с ними вместе попасть в Ирий и продолжить вечную жизнь с любимым. Их никто не заставлял делать это против своей воли и никто не удерживал святого порыва души…

 

Богослужения совершались в определенные времена года у Перуньего костра и Бел-горюч камня под большим дубом, символизирующим Древо Жизни. Около него стоял старейшина с золотым диском на груди, а рядом с ним и за спиной другие отшельники. С одной стороны костра по правую руку располагались воины и все мужчины рода, по левую руку — старики и дети, напротив через костер — женщины. Все строго, среди мужчин на почетном месте вождь и старейшина, у женщин— самая мудрая старуха, при требах в молениях смешиваться было нельзя…

 

И вот старец Боголесья с золотым, сияющим от костра диском под белой бородою начинал молиться, остальные хором подхватывали святую песнь. Все это походило на нынешнее богослужение в церкви. Люди держали в руках восковые свечи и священные предметы, взлетали искры костра к звездам, огонь освещал вдохновенные лица, все сливалось в единую мелодию и славу Богу Всевышнему. После этого было жертвоприношение ярки-овцы, старики гадали по лопатке и внутренностям о предстоящем урожае и грозящих нашествиях врагов. А потом начинались хороводы и настоящий праздник: песни, пляски, воины соревновались в ловкости, все заканчивалось трапезой. Каждый получал по малому кусочку жертвенного Агнца и веселье продолжалось до утра, до прихода благой Зари, вестницы Солнца, с восходом которого богослужение заканчивалось на высокой ноте радости жизни… И пели ликовальную песнь, и бросали вверх зеленую траву, благодаря Сваргу за посланные весну и тепло…

 

* * *

 

Боголюб встретил их рано утром следующего дня приветливо, и вновь за чаем с медовыми сотами он говорил сначала понятно, а потом опять стал уходить, погружаясь в давние времена и рекохом притчу древнюю, глаголаху с закрытыми очами и раскачиваясь на лавке, яко дуб обомшелый зеленым мохом бороды…

 

Окаемов все так же борзо записывал в тетрадь за сказителем и уже к вечеру, после непонятного для Егора и Николы какого-то повествования, очень разволновался, а Боголюб, ни на что не обращая внимания, аки из рога изобильного великого прошлого, лил и лил любомельные меды сказа своего волшебного…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: