Дисциплина 2. Методика обучения иностранному языку




Проверяемые компетенции:

А) Общекультурные компетенции (ОК)

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

Б) Профессиональные компетенции:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

 

Дидактические единицы, вынесенные на государственный экзамен:

Цели, содержание и средства обучения иностранному языку.

Технология формирования иноязычных фонетических навыков.

Технология формирования иноязычных грамматических навыков.

Технология формирования иноязычных лексических навыков.

Технология развития навыков и умений аудирования иноязычной речи.

Технология обучения иноязычному говорению.

Технология развития навыков и умений чтения на иностранном языке.

Технология развития навыков и умений умений письменной речи на иностранном языке.

Контроль в обучении иностранному языку и современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении иностранного языка.

Типы уроков иностранного языка, технология и методики их построения, планирование и анализ урока.

Современные технологии в обучении иностранному языку.

Внеурочные технологии обучения иностранному языку.

Вопросы по методике обучения иностранному языку:

1. Проанализируйте грамматически направленные упражнения, предлагаемые в одном из УМК по ИЯ (на Ваш выбор), их обучающие возможности, методические цели, эффективность способов их выполнения.

2. Назовите приемы и способы семантизации новых лексических единиц на начальном этапе обучения. Проиграйте фрагмент урока на материале одной из тем УМК для начальной школы.

3. Назовите приемы и способы семантизации новых лексических единиц на старшем этапе обучения. Проиграйте фрагмент урока на материале одной из тем УМК для старшего этапа.

4. Назовите и проанализируйте упражнения для организации тренировки учащихся в употреблении лексических единиц по УМК для среднего этапа обучения.

5. Назовите этапы работы над аудиотекстом и приведите примеры упражнений с целью контроля его понимания.

6. Предложите лексически направленную игру. Проиграйте фрагмент урока (ступень обучения на выбор).

7. Предложите грамматически направленную игру. Проиграйте фрагмент урока (ступень обучения на выбор).

8. Предложите фонетическую игру. Проиграйте фрагмент урока (ступень обучения на выбор).

9. Покажите методику работы над стихотворением на начальном этапе.

10. Покажите алгоритм работы над скороговоркой.

11. Покажите алгоритм работы над песней (ступень обучения на выбор).

12. Составьте программу Недели иностранного языка в образовательном учреждении. Обоснуйте методическую, воспитательную и образовательную ценность каждого мероприятия.

13. Выберите один из учебников для начальной ступени обучения и продумайте, как бы Вы познакомили с ним учащихся. Подготовьтесь к презентации учебника в аудитории.

14. Выберите один из учебников для средней ступени обучения и продумайте, как бы Вы познакомили с ним учащихся. Подготовьтесь к презентации учебника в аудитории.

15. Выберите один из учебников для старшей ступени обучения и продумайте, как бы Вы познакомили с ним учащихся. Подготовьтесь к презентации учебника в аудитории.

16. Оцените и прокомментируйте социокультурный потенциал УМК для начальной ступени обучения.

17. Оцените и прокомментируйте социокультурный потенциал УМК для средней ступени обучения.

18. Оцените и прокомментируйте социокультурный потенциал УМК для старшей ступени обучения.

19. Подготовьте и проведите фонетическую зарядку для учащихся начальной ступении обучения.

20. Составьте 2 учебно-речевые ситуации для побуждения учащихся к диалогическому общению по теме на выбор (спорт, покупки, путешествие).

Рекомендуемая литература:

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв. Ун-тов и фак. Ин.яз.-2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2004.

Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностранному языку: учебное пособие для студентов направления подготовки «Филологическое образование». Часть I. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.

Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностранному языку: учебное пособие для студентов направления подготовки «Филологическое образование». Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.

Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностранному языку [электронный учебный курс]. Режим доступа: https://bspu.ru/course/21713

Мустафина Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2004.

Обучение языкам и иноязычной культуре в полилингвальном образовательном пространстве: Методическое пособие для студентов / Сост.: Х.Х. Галимова, З.Р. Киреева, Л.З. Валиева, Ю.В. Калугина, Т.В. Сурменко. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.

Структура экзаменационного билета:

 

Экзаменационный билет состоит из трех заданий устной части государственного экзамена:

1. Лингвостилистическая интерпретация оригинального художественного текста.

2. Вопрос по английскому языку.

3. Вопрос по методике обучения иностранному языку.

Особенности процедуры проведения экзамена:

Экзамен включает три вопроса:

1. Лингвостилистическая интерпретация оригинального художественного текста объемом 2-3 страницы (4-5 тыс. печатных знаков). Для выполнения лингвостилистического анализа на высоком уровне студент должен обладать комплексом соответствующих знаний, умений и навыков, свободно ориентироваться в лингвистической и стилистической терминологии.

2. Вопрос по английскому языку – студент должен проиллюстрировать свой ответ не только отвлеченными примерами, но и найти примеры в предложенном отрывке из художественного текста.

3. Вопрос по методике обучения иностранному языку – ответ выявляет наличие у студента предметных методических знаний и обобщенных способов решения методических задач.

Длительность экзамена не должна превышать 6 часов в день. Для подготовки к ответу выпускнику предоставляется не менее 40 минут. Допускается одновременная подготовка не более 5 человек, включая отвечающего. На процедуру аттестации на экзамене каждого выпускника предоставляется не более 30 минут.

Предложенные задания позволяют проверить сформированность необходимых навыков и умений и уровень компетентности студента по практическому владению иностранным языком, вопросам языкознания и технологиям и методикам обучения иностранному языку.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания лингвостилистической интерпретации оригинального художественного текста:

«отлично» - поставленные коммуникативные и лингвистические задачи выполнены полностью, анализ отрывка проведен профессионально точным, грамматически, лексически и стилистически правильным языком, выделены основные идеи, аргументация автора и ключевые композиционные элементы текста. Рассмотрены способы раскрытия содержания отрывка через набор языковых и художественных средств. Проведен тщательный анализ стилистических особенностей текста.

«хорошо» - поставленные коммуникативные и лингвистические задачи выполнены, анализ отрывка проведен грамматически, лексически и стилистически правильным языком (допускается незначительное количество ошибок, не затрудняющих понимание). Рассмотрены способы раскрытия содержания отрывка через набор языковых и художественных средств. Стилистические приемы выделены правильно, но не проведен их интерпретационный анализ.

«удовлетворительно» - поставленные коммуникативные и лингвистические задачи выполнены не полностью, при проведении лингвостилистического анализа отрывка допущены серьезные грамматические, лексические, стилистические ошибки, анализ аргументации автора проведен не полностью. Выделены не все стилистические приемы и не проведен их интерпретационный анализ.

«неудовлетворительно» - поставленные коммуникативные и лингвистические задачи не выполнены, допущены грубые грамматические, лексические и стилистические ошибки при изложении содержания текста, отсутствует анализ аргументации автора, основные композиционные элементы текста выделены неверно. Студент не владеет навыком выделения и интерпретации стилистических приемов.

Критерии оценки устного ответа по английскому языку:

«отлично» - содержание ответа полностью соответствует рассматриваемой проблеме. Студент демонстрирует отличное владение и глубокое понимание теоретического вопроса. Ответ сопровождается анализом, примерами, выводами. Речь грамматически и лексически правильна. Используются разнообразные грамматические конструкции. Ответ четко структурирован, логически последователен, сжат и точен. На все дополнительные вопросы студент отвечает четко и аргументированно.

«хорошо» - ответ полный, развернутый. Студент демонстрирует владение материалом вопроса. При изложении ответа студент допускает незначительные грамматические и лексические ошибки. На дополнительные вопросы отвечает недостаточно уверенно.

«удовлетворительно» - ответ неполный, слабо аргументированный. Логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены ошибки в грамматической оформленности речи. Словарный состав недостаточен для уровня выпускника. На дополнительные вопросы даны ответы, не раскрывающие сути проблемы.

«неудовлетворительно» - неполный ответ без аргументации по заданной проблеме. Очевидна несформированность основных коммуникативных компетенций. Нарушена логика и последовательность изложения. Допущены существенные фактологические, лексические и грамматические ошибки. Студент отказывается отвечать на дополнительные вопросы, что свидетельствует о непонимании излагаемой теоретической проблемы и неразвитости навыков неподготовленной речи.

 

 

Критерии оценки устного ответа по методике обучения иностранному языку:

«отлично» - выпускник демонстрирует знание современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения иностранному языку, информационных и компьютерных технологий, современных средств оценивания результатов обучения, основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки, школьных программ и учебников, средств обучения и их дидактических возможностей, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов. Умеет проиллюстрировать теоретические положения примерами упражнений, способен дать четкую формулировку учебных задач. Владеет профессиональной терминологией, знает лингвистические, педагогические и психологические основы науки. Умеет сравнивать методические школы, точки зрения на проблему отечественных и зарубежных методических школ. Способен самостоятельно сформулировать выводы, дать свою точку зрения на ту или иную проблему.

«хорошо» - выпускник демонстрирует знание современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения иностранному языку, информационных и компьютерных технологий, современных средств оценивания результатов обучения, основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки, школьных программ и учебников, средств обучения и их дидактических возможностей, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов. Содержание ответа при этом полностью диктуется базовым учебным пособием и конспектами лекций. Может проиллюстрировать теоретические положения примерами упражнений, но испытывает затруднения с формулировкой учебных задач. Владеет профессиональной терминологией.

«удовлетворительно» - для данного уровня освоения дисциплины характерно знание общей методики при отсутствии владения частными методиками. Ответ схематичен, экзаменующийся фрагментарно воспроизводит содержание лекционного курса, не знает основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки, не способен воспользоваться знанием УМК и школьных программ для детализации ответа. Для ответа характерен аксиоматичный стиль изложения. Ответ наполняется конкретным содержанием (имена методистов, иллюстрации, дефиниции терминов) при помощи наводящих вопросов экзаменатора.

«неудовлетворительно» - экзаменующийся не понимает сути вопроса: пытается ответить на вопрос, не содержащийся в билете, либо подменить ответ общими рассуждениями. Не способен привести примеры в защиту собственных утверждений, не реагирует на наводящие вопросы экзаменаторов. Не владеет терминологией, подменяет базовые понятия понятиями другого уровня терминологической иерархии. Не способен использовать знания других

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: