Средства, нам гибель и смерть замышляла в душе Пенелопа.
Слушай, какую она вероломно придумала хитрость.
Стан превеликий в покоях поставя своих, начала там
Тонко-широкую ткань и, собравши нас всех, нам сказала:
«Юноши, ныне мои женихи, – поелику на свете
Нет Одиссея, – отложим наш брак до поры той, как будет
Кончен мой труд, чтоб начатая ткань не пропала мне даром;
Старцу Лаэрту покров гробовой приготовить хочу я
Прежде, чем будет он в руки навек усыпляющей смерти
Парками отдан, дабы не посмели ахейские жены
Мне попрекнуть, что богатый столь муж погребен без покрова».
Так нам сказала, и мы покорились ей мужеским сердцем.
Что же? День целый она за тканьем проводила, а ночью,
Факел зажегши, сама все, натканное днем, распускала.
Три года длился обман, и она убеждать нас умела;
По когда обращеньем времен приведенный четвертый
Год совершился, промчалися месяцы, дни пролетели, –
Все нам одна из служительниц, знавшая тайну, открыла;
Сами тогда ж мы застали ее за распущенной тканью;
Так и была приневолена нехотя труд свой окончить».
24. 125- 146.
Это рассказывает Агамемнону уже в конце, в Аиде- Амфимедон- один из убитых Одиссеем женихов. Ему уже нет смысла искажать Истину. Саван ткется для Лаэрта - отца Одиссея, свекра Пенелопы, деда Телемаха. Аркан 3 еще называется Повелительница сотворения, Божественная Природа. Пенелопа- это и Мать Природа и Тело. Ткание - это процесс, когда из природного, неструктурированного материала- шерсти или льна сначала вытягиваются нити, а затем из нитей ткутся ткани. То же самое делает Живая Природа в целом и каждое Тело в частности. Из неорганической материи, из разрозненных элементов - водорода, углерода, кислорода, азота, фосфора благодаря энергии Солнца, сначала создаются нити ДНК, а потом уже сотворяются различные биологические ткани. Рождается Телемах. Но трагичность ситуации в том, что и Дворец и Царство где Царицей Пенелопа - может достаться Чужому. Царь безвестно отсутствует. Смысл всего этого будет ясен позднее. Пенелопа распускает саван по ночам не только для того, чтобы оттянуть ненавистный брак, это и так понятно. Противодействие. Саморазрушение. Беззаконное господство во Дворце- Теле Чужаков неизбежно ведет к саморазрушению Тела. Почему? Об этом опять же ближе к концу повествования.
|
Этот Аркан и первую Песнь заканчивает Евриклея:
«Факел неся, Евриклея вела Телемаха – за ним же
С детства ходила она и ему угождала усердней
Прочих невольниц. В богатую спальню она отворила
Двери; он сел на постелю и, тонкую снявши сорочку,
В руки старушки заботливой бросил ее; осторожно
В складки сложив и угладив, на гвоздь Евриклея сорочку
Подле кровати, искусно точеной, повесила; тихо
Вышла из спальни; серебряной ручкою дверь затворила;
Крепко задвижку ремнем затянула; потом удалилась».
1. 430- 438.
Евриклея была нянькой Одиссея, это она принесла младенца Одиссея его деду, дабы тот нарек его. Сколько же ей лет? Что это за «старушка заботливая» тоже станет ясно ближе к окончанию. Сейчас же скажу, что и она, как и Пенелопа- главная в этом Аркане. Два аспекта женского начала. Одна родила, другая вынянчила. Поскольку у Аркана несколько названий, то можем сказать, что Пенелопа- Императрица, (а она и есть Царица Итаки), а Евриклея - Повелительница Сотворения, Божественная природа.
|
Следующий - четвертый Аркан Император, другие наименования Forma, Adaptatio. Это важнейший этап- первое осознание своего Я, формирование Личности. Это действительно, создание Формы и Адаптация к новому миру. Дурак, пройдя фазу Мага, а затем бессознательные фазы рождения и роста, формирует новую Личность, он - Император своего Тела, полновластный хозяин. Это молодой мужчина, со всеми атрибутами царской власти, сидящий на кубическом основании - символ Материи, Земли, Трона. Куб - белый, что очень важно. Он владелец этого места. То, что он держит в руках - несущественно, в разных традициях - разные атрибуты, суть в том, что он теперь может говорить «Я хочу» и «Я могу». То, что он опирается на землю только одной ногой, говорит о том, что он еще не достаточно крепко утвердился на Земле, ему еще предстоит встать двумя ногами, но это произойдет позже, после возмужания.
В «Одиссее» это первая стычка с женихами на пиру, выход на собрание старейшин, его первая речь перед народом.
«Кротко ему отвечал рассудительный сын Одиссеев:
«Друг Антиной, не сердись на меня за мою откровенность:
Если б владычество дал мне Зевес, я охотно бы принял.
Или ты мыслишь, что царская доля всех хуже на свете?
Нет, конечно, царем быть не худо; богатство в царевом
Доме скопляется скоро, и сам он в чести у народа.
Но меж ахейцами волнообъятой Итаки найдется
Много достойнейших власти и старых и юных; меж ними
Вы изберите, когда уж не стало царя Одиссея.
В доме ж своем я один повелитель; здесь мне подобает
Власть над рабами, для нас Одиссеем добытыми в битвах!»
|
1. 384- 394.
Хотя Телемах и утверждает свое право на власть, но права его оспариваются женихами, он стоит на одной ноге!
«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил,
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом ».
2. 1- 14.
«Встать и к собранию речь обратить он немедля решился;
Выступил он пред людей, и ему, к ним идущему, в руку
Скипетр вложил Певсенеор, глашатай, разумный советник».
2. 36- 38.
Не смотря на все эти знаки величия и власти, Евримах демонстрирует, что власть Телемаха на самом деле иллюзия:
«…Никого здесь
Мы не боимся, ни полного звучных речей Телемаха,
Ниже пророчеств, которыми ты, говорун поседелый,
Всем докучаешь, – ты нам оттого ненавистней; а дом их
Весь разорим мы на наши пиры, и от нас воздаянья
Им не иметь никакого, пока на желаемый нами
Брак не решится она; ожидая вседневно, кто будет
Ею из нас наконец предпочтен, мы к другим обратиться
Медлим невестам, чтоб выбрать, как следует, жен между ними».
2. 199- 207.
Телемах, воодушевленный Афиной, собирается в свое первое путешествие. По сути, это ученичество, поиск Пути. Путь предстоит неблизкий, поэтому, следует взять с собой запасы.
«Телемах же пошел в кладовую отцову,
Зданье пространное; злата и меди там кучи лежали;
Много там платья в ларях и душистого масла хранилось;
Куфы из глины с вином многолетним и сладким стояли
Рядом у стен, заключая божественно-чистый напиток
В недре глубоком, на случай, когда Одиссей возвратится
В дом, претерпевши тяжелых скорбей и превратностей много.
Двери двустворные, дважды замкнутые, в ту кладовую
Входом служили; почтенная ключница денно и нощно