Конфликты возникают тогда, когда есть соперничество, недовольство работой для того, чтобы этого не возникало, необходима четкая организация труда, бесперебойный рbvvежим работы, моральное удовлетворение работников, что обеспечивает их хороший настрой, уверенность в себе и рабочей группе. Конфликты можно предупредить систематической воспитательной работой в коллективе. Конфликты легко предупреждаются в хорошо организованном коллективе. Чем сплоченнее коллектив, тем меньше возможности возникновения в нем конфликтов.
В организации труда очень важно следовать следующим направлениям:
· проводить постоянную работу по улучшению условий труда, организации производства.
· Строго следовать не только духу, но и букве трудового законодательства.
Для морального удовлетворения важно:
· Учитывать ожидания подчиненных работников.
· Соблюдать служебную этику.
· Совершенствовать оплату труда работников.
Для оптимального режима работы необходимо производить правильную расстановку сил и способностей работников предприятия.
Трудовой коллектив наделен воспитательной, организующей и мобилизующей возможностями. Его деятельность и непрерывно проводимая воспитательная работа формируют у членов коллектива духовную общность, мастерство, товарищество, солидарность и моральную устойчивость. Все это сплачивает людей, нормализует взаимоотношения, устраняет конфликтные тенденции. В каждом коллективе имеются все условия для обеспечения здорового психологического климата, в принципе исключающего конфликты с негативной направленностью. В этом плане играет порой решающую роль руководитель трудового коллектива, осуществляющий организаторскую и воспитательную деятельность, которая включает следующие функции:
|
1. поддержание плановой, разумной организации повседневной деятельности в трудовом коллективе;
2. использование научных программ и методов изучения и оценки персонала;
3. постоянная индивидуальная работа с подчиненными, в особенности с теми, кто имеет конфликтную направленность;
4. плановый и дифференцированный подход к работе со всеми работниками;
5. создание и поддержание благоприятных межличностных отношений между отдельными индивидами;
6. внимательное изучение условий жизни (производственной деятельности) всех категорий работников.
Каждый руководитель должен правильно использовать и развивать критику и самоанализ поведения среди членов коллектива. Очень важно здесь учесть особенности поведения людей в предконфликтных ситуациях и их тактику действий в условиях конфликта.
Наблюдается две базовых тактики — соперничество и уступчивость. Однако в силу того, что большинство людей склонны проявлять бесконфликтную деятельность, выделяются три производных тактики — уход, компромисс и сотрудничество
Тактика поведения в конфликте.
Человек, придерживающийся тактики соперничества, к критике относится с предубеждением. Этому типу чуждо понимания нужд и чаяний других, удовлетворение своих претензий у них стоит на первом месте. Часто он является носителем конфликтности.
Тактика уступчивости и ухода не совсем благоприятна, именно люди придерживающиеся их, часто подвергаются нападению. Эти два типа людей, хотя они и имеют две разные тактики поведения в конфликтной ситуации, тем не менее обнаруживают ряд сходных признаков поведения:
|
· обычно проигрывают в ситуациях борьбы и споров.
· выражают свою точку зрения извиняющимся тоном.
· считают, что проиграют, если выразят несогласие с оппонентом.
· переживают, когда другие не понимают их доводов.
· избегают говорить о своем несогласии в глаза.
· Воспринимают расхождения во многих мнениях очень эмоционально.
· Считают, что в конфликтных ситуациях не следует высовываться.
· Часто стоят перед искушением уступить оппоненту.
· Считают, что люди с трудом переживают конфликтную ситуацию.
Осуществляя деятельность по профилактике конфликтов, необходимо своевременно выявлять очаги конфликтных ситуаций и направлять энергию людей в нужное русло.