По духу и букве это очень близкие заповеди. Их сокращённая версия гласит так: (1) «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», (2) «Не делай себе кумира». Почему это плохо — иметь других богов? Почему нельзя иметь или делать себе идолов? Бог отвечает на эти вопросы так:
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну, и звезды, и все воинство небесное, не прельстился, и не поклонился им, и не служил им» (Втор. 4:15—18).
Очевидно то, что творение не может объять Творца и вписать Его в камень, дерево, металл, воск, глину, папирус или что-то иное, потому что всё это элементы тварного мира. Кроме того, Бог уже потрудился за человека и создал Себе образ и создал Себе подобие — это сам человек. Любая попытка сделать из творения Творца оскорбительна и унизительна как для Творца, так и для человека. Вот почему нельзя делать себе идола или делать из себя идола.
Очень скоро, однако, народ впал в идолопоклонство (см. Исх. 32). Создание золотого тельца и поклонение ему стало первым масштабным нарушением сразу двух заповедей Декалога. Когда о случившемся узнал Мои- ' ей, он вдребезги разбил каменные скрижали Закона божьего, что стало символом разбитого завета между богом и человеком. Так начался отсчёт преступлениям, за которыми неминуемо последовали наказания. Первый большой шаг в бездну беззакония был сделан, даже не один, а два шага. Были пройдены сразу две точки невозврата.
|
Заповедь третья
«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Что значит напрасно? Для подкрепления лжи и подтверждения лжесвидетельства. Напрасно означает «не по назначению», например, для богохульства.
Следующая, третья книга Ветхого Завета содержит рассказ, который на фоне многочисленных культовых предписаний выпадает из общего контекста (см. Лев. 24:10— 16,23). Кажется, что он выпячивает на ровном месте, и этот факт должен броситься в глаза читателю.
«И вышел сын одной Израильтянки, родившийся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьёт его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьёт его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти... И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею».
В третьей книге Ветхого Завета автор счёл нужным представить то, чем чревато нарушение третьей заповеди Декалога. Богохульство повлекло за собой наказание, которое было исполнено всем обществом после того, как Свой вердикт вынес Бог. Богохульника побили камнями.
|
Теперь представьте, что с течением времени такие или похожие преступления распространились среди других членов израильского общества. Как от любви до ненависти один шаг, от хвалы Богу до богохульства тоже один шаг. Смена богов меняет риторику тех, кто им молится и поклоняется: беседы злые тлят обычаи благие. Кто всуе Бога призывает, всуе свой век проживает.
Если человек не останавливается перед оскорблением Бога, он тем более не остановится перед оскорблением человека. Несоблюдение этой заповеди перестало караться, потому что в противном случае карать пришлось бы очень многих. Всё больше и больше было тех, кто «изрыгал дерзкие речи» (Пс. 93:4), кто хулил имя Господа и поносил Его (Пс. 73:10,18), тех, чьи уста были полны проклятия, коварства и лжи (Пс. 9:28). Деградация человеческого языка есть один из вернейших симптомов общего духовно-нравственного упадка. Когда богохульство и человеконенавистническая риторика входят в моду, общество проходит очередную, третью точку невозврата.
Заповедь четвёртая
По логике вещей, об этой заповеди должна поведать четвёртая книга Ветхого Завета. Действительно, отрывок из Книги Чисел 15:32—36 ведёт рассказ о том, как дорого обошлось нарушение этой заповеди. Как и в случае с третьей заповедью, данный рассказ не вполне органично вписывается в свой непосредственный контекст. Вот о чём он повествует:
«Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьёт его камнями всё общество вне стана. И вывело его всё общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (Чис. 15:32-36).
|
По современным меркам, конечно, это было сурово, даже очень. Посмотрите, чем люди занимаются сегодня по субботам, и никому даже в голову не придёт, чтобы бросить в них булыжники. Вот так далеко и бесповоротно мы ушли от тех теократических нравов. Но в то далёкое время каждое наказание было не только возмездием за преступление, но и уроком, который должен был быть усвоен остальными. Со временем, однако, даже более серьёзные формы нарушения субботы не влекли таких жёстких санкций против нарушителей. Ослабевающая приверженность общества четвёртой заповеди постепенно подрывала его идентичность как народа, состоящего в завете с Богом Яхве. Идолопоклонство и сопутствующее ему нарушение заповеди о субботе выводило нацию за нравственные границы, очерченные Декалогом. Так оставлялась позади ещё одна точка невозврата.
Пятая заповедь
«Почитай отца твоего и мать твою»
Древнееврейское слово «чтить» имеет такой оттенок: считать кого-то весомым. В данном случае «весомыми» предписывалось считать в первую очередь своего отца и мать. Это и понятно, поскольку авторитет отца и матери отражает авторитет Бога как Отца всех отцов.
Непочтение к родителям и, в более широком смысле, непочтение к старшим подрывает основы любой семьи и любого общества.
В пятой книге Ветхого Завета, Второзаконии, даётся повеление о том, как следует поступать, если чей-то сын преднамеренно и демонстративно ослушивается своих родителей.
«Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: “сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Втор. 21:18-21).
Нигде в другой части Книги Второзаконие не сведены воедино следующие четыре элемента, связанные с рассмотрением того или иного преступления: (1) наличие свидетелей преступления, (2) привод виновного к судьям и старейшинам, (3) рассмотрение ими дела, (4) побиение виновного камнями, брошенными руками «всех жителей города его».
Нация крепка крепкими семьями, из которых она состоит, а крепость семьи зависит от взаимопонимания родителей и детей. Говорят, без детей горе, а с ними вдвое. И вправду: непослушные дети есть настоящее горе как для родителей, так и для общества. Как в то далёкое время, так и сегодня непослушание родительской воле открывает двери для многоразличных форм своеволия детей.
Важно указать и на то, что пятая заповедь есть повторение первой заповеди, только на социологическом, а не на теологическом языке. Нет будущего у старшего поколения, если оно не стесняется бросить вызов Богу. Нет будущего и у младшего поколения, восстающего против старшего поколения, против собственных родителей. Неоднократно история подтверждала эту закономерность. Пятая заповедь была той чертой, переступание через которую всегда влекло за собой беду и неустройство. И чем быстрее распространялся этот порок, тем уверенней нация проходила очередную точку невозврата.
Заповедь шестая
«Не кради»
Здесь приходится отступить от привычной последовательности трёх заповедей, известной нам из Книги Исход (Исх. 20:2-17). В уже упомянутой книге Фридмана можно найти убедительное объяснение, почему это отступление не носит принципиального характера. В любом случае, когда следующие четыре заповеди приводились в той или иной последовательности, никто не сомневался, что речь идёт ни о чём другом, как о заповедях из Декалога. В качестве пищи для размышления можно указать на то, что, перечисляя эти заповеди, Иисус, например, изменил их порядок так: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Если же читать об этом эпизоде в Евангелии по Матфею, то мы увидим другой порядок: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца и мать» (Мф. 19:18,19а; совр. перевод). Апостол Павел, говоря о тех же заповедях (Рим. 13:9), следует порядку, который встречается в Евангелии по Луке. Если же посмотреть на древние источники до-новозаветной эры, то здесь картина будет ещё богаче:
Исх. 20, Втор. 5, Иосий Флавий Рукописи Кумрана | 6.Убийство 7.Прелюбодеяние 8.Кража |
Септуагинта | 6.Прелюбодеяние 7.Кража 8.Убийство |
Филон Александрийский, Папирус Нэш | 6.Прелюбодеяние 7.Убийство 8.Кража |
Ос. 4:2 | 6.Убийство 7. Кража 8. Прелюбодеяние |
Иер. 7:9 | 6. Кража 7. Убийство 8. Прелюбодеяние |
Итак, открыв шестую книгу Ветхого Завета, Книгу Иисуса Навина, мы увидим следующую картину. Единственный грех, совершённый израильтянином, грех, о котором рассказывает эта книга, был грех воровства, которое совершил человек по имени Ахан. Автор очень подробно повествует об этом воре, которого соблазнила красивая одежда, серебряные монеты и слиток золота. Но пот какое обобщение делает Бог: «Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами» (Ис. Нав 7:11).
Мы должны понимать, что в теократической системе древнего Израиля, если грех совершался одним человеком и на него никак не реагировало общество, виноватым становилось всё общество. Поэтому и в наказании должны были принять участие представители всех колен. Только так вина одного снималась со всех. Как и следовало ожидать, за преступлением одного человека последовало наказание от рук всех: «За то, что ты Ахан навёл на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнём, и наметали на них камни» (7:25). И вправду: вор ворует не для прибыли, а для гибели.
Общество, в котором воровство вошло в норму и стало привычкой, обречено. Общество, где вор сидит на воре и вором погоняет, где что ни двор, то вор, не имеет будущего. Ворует ли государство у граждан или священники у прихожан, или наоборот, граждане у государства или друг у друга, итог будет один: жизнь взаимного отчуждения и вражды. Чем больше воровства, тем меньше человеколюбия и сострадания. Общество, где грабежи есть, воровство есть, а воров нет, однажды закончит очень плачевно, пройдя очередную точку невозврата.
Заповедь седьмая
«Не убивай»
Какая книга иллюстрирует весь ужас нарушения этой заповеди? О многих убийствах рассказывается в первых книгах Библии, но только об одном убийстве сказано:
«Не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня. Обратите внимание на это, посоветуйтесь и скажите» (Суд. 19:30). Трудно писать об этом. Это было слишком подло и слишком низко. Вдвойне низко и вдвойне подло, потому что обесчещена и доведена до смерти была женщина. Это продемонстрировало: человек в жестокости может легко превзойти зверя. Одно убийство стало причиной для братоубийственной войны, в которой на поле боя сложили свои головы десятки тысяч человек.
Кровь на теле ближнего будит в человеке дремучие инстинкты. Каждое новое убийство даётся легче, чем предыдущее. И уже мерещится человеку, что он проливает не кровь, а воду. Никто в древнем Израиле статистику не вёл, чтобы оставить запись о том, сколько убийств совершалось там ежегодно и как поступали с убийцами. Но некоторые пророки помогают представить масштабы нарушения этой заповеди. Так, пророк Исаия говорит о том, что Бог ждал от Своего народа правосудия, но получил кровопролитие (Ис. 5:7). Другой пророк, Осия, ещё более суров в своей оценке: «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4:2). Когда-то в столице Израиля обитала правда, за ней ходили те, кто искал справедливости. Но потом на смену правде в городе Поселились убийцы (Ис. 1:21). Ещё одна точка невозврата была пройдена.
Человек стал опасен для человека. История человечества - это история убийств. С прискорбием нужно отметить То, что смотреть на жизнь как на священный дар — это, скорее, исключение, нежели правило. Не отсюда ли эти выражения: «жизнь жестянка», «жизнь копейка»? С горькой иронией в нашем народе говорили когда-то: «жизнь — сказка, смерть — развязка, гроб — коляска, покойна, не тряска, садись да катись».
Сегодня примеров гомицида (причинение смерти одним человеком другому), инфантицида (детоубийство), геноцида (намеренное массовое уничтожение людей по расовому, религиозному или национальному признакам), суицида (самоубийство), женоубийств, мужеубийств и других видов убийств очень много. Посмотрите статистику по стране, по той области, где вы проживаете. Немного утешительного, не так ли? Высокую, слишком высокую цену приходится платить людям из-за того, что кто-то не слышит, не хочет слышать и не хочет внять этой важнейшей заповеди: «Не убивай».
Заповедь восьмая
«Не прелюбодействуй»
Прелюбодеяние — это тоже преступление, и оно тоже влечёт наказание. Поздние пророки, особенно Иезекииль, неоднократно сравнивали поведение Израиля и его отношения с Богом Яхве с поведением развратной женщины. Но это скорее фигурально, иносказательно. На страницах ветхозаветных книг встречаются несколько случаев, которые стали примерами нарушения этой заповеди в реальном измерении, а не фигуральном. Однако знаковым из них стал один случай: грех Давида и Вирсавии. Очень подробно, с многочисленными деталями автор рассказывает об этом преступлении и последовавшем за ним наказании (см. 2 Цар. И, 12).
Но кто может наказать царя? И всё же дорого, очень дорого обошёлся Давиду его разврат. Весть пророка Нафана была более, чем суровой. Во-первых, пророк предсказал кровопролитие: «Не отступит меч от дома твоего вовеки»; во-вторых, он предсказал бесчестье: «Я [Бог] воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем (2 Цар. 12:11, 12). Всё именно так и произошло (см. 2 Цар. 16:22).
Это стало поворотным моментом в правлении Давида. Интриги, заговоры, дворцовые перевороты, братоубийство, кровопролитие, кровосмешение, бесчестье — всё это стало едва ли не повседневностью в доме Давида. Давид умер несчастным человеком. Яркая, но несчастная личность. Какой отец будет счастлив, если у его детей всё пошло кувырком?
Дальше всё развивалось по предсказуемому сценарию: куда один баран, туда и всё стадо. Общество катилось по наклонной. Ещё одна точка невозврата осталась позади.
Впрочем, есть большая разница между Давидом и современной культурой. Давид поступил низко и вероломно, это бесспорный факт. Но, к чести этого человека, он признал свой грех, раскаялся в нём и исповедал его, чего не скажешь о современной культуре. Отсюда, кстати, русская пословица: давидски согрешаем, да не давидски каемся. Страшно даже не то, что делается, а то, как всё преподносится. Если грех выдаётся за норму или, чего хуже, за добродетель, быть беде. Легализация
греха любое общество делает безнадёжно больным и обречённым.
Заповедь девятая
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»
Ложь и правда стары, как мир. Но не скоро приходит осознание того, что без правды не житьё, а вытьё, что только правда неподсудна. Самой отвратительной формой лжи является ложь заведомая, которая произносится для того, чтобы утопить ближнего в грязи или толкнуть его в яму. Всегда ли, при рассмотрении каждого ли случая, когда отправляется правосудие, все участники судопроизводства помнят о том, что суд не на осуд, а на рассуд? Принцип: «живи не ложью — будет по-Божью» ни тогда, ни сегодня популярностью не пользовался. Случаи, когда человек идёт на подкуп свидетелей или же нанимает лжесвидетелей, чтобы их «показания» были ему на руку, не так и редки: вот тебе грош за красную ложь! Каждый хочет быть прав, но не каждому на руку правда. Бог же запрещает лжесвидетельство в самой категоричной форме.
Только в одной книге Ветхого Завета вы найдёте подробно описанную историю, сюжет которой детально обыгрывает девятую заповедь — см. 3 Цар. 21.
Царь Ахав положил глаз на участок земли, который располагался вплотную к его дворцу, но ему не принадлежал. Участок был отведён под виноградник, а царь хотел насадить там овощной сад. Подумав, царь решил поговорить с хозяином виноградника, которого звали Навуфей. «Отдай мне свой виноградник, а вместо него я дам тебе виноградник в другом месте или, если пожелаешь, я заплачу тебе за него серебром», — предложил царь Навуфею. Но последний отказался, потому что это был не просто кусок земли, на котором был высажен виноградник, но наследие, завещанное ему от предков.
Расстроенный, царь пришел домой. От депрессии он даже отказался от еды. Это не осталось незамеченным со стороны его жены, негодной и коварной женщины по имени Иезавель. Расспросив мужа о том, что случилось, она предложила ему решение: сымитировать суд, обвинить Навуфея в богохульстве и непочтении к царю и таким образом свести с ним счёты, после чего завладеть его участком земли. Иезавель действовала по принципу: «Что мне законы, были бы судьи знакомы». От имени царя она написала письма старейшинам города, повелев им найти двух негодяев, которые могли бы на суде свидетельствовать против Навуфея. Все так и произошло, были найдены два иуды, которые оклеветали невинного человека. Несчастного вывели за город и побили камнями. Казалось, широко открылась дорога к захвату виноградника Навуфея. Но не тут-то было. Навстречу царю вышел пророк Илия и лаконично заявил: «Там, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (3 Дар. 21:19).
Если на такую подлость могли пойти царь и царица, почему нельзя было повторять её простым смертным? Как говорится, куда иголка, туда и нитка. Вот как охарактеризовал правовую систему в стране пророк Исаия:
«Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:23).
«Преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.
И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению» (Ис. 59:12—15).
Другой пророк, Михей, был не менее категоричен, чем пророк Исаия:
«А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твёрдости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его. Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие всё прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги» (Мих. 3:8-11).
Вот действительно, что правда истомилась, лжи покорилась. Если бы древние пророки говорили по-русски, они, вероятно, сказали бы своим современникам примерно следующее: «Недолго той земле стоять, где учнут уставы ломать. Не бойся закона, бойся судьи. В суд ногой — в карман рукой. Худо овцам, где волк в пастухах. В тесноте люди живут, а на просторе волки. Законы — миротворцы, да законники — крючкотворцы».
Нарушая заповедь за заповедью, израильтяне сами вымостили себе дорогу в плен и рабство. И как бы громко пророки ни призывали: «Побойтесь Бога: смерть у порога», почти никто их всерьёз не воспринимал. Когда уже не осталось ни одной заповеди, которую бы не нарушили израильтяне, последовало неотвратимое наказание: изгнание. Они оказались там, откуда начался их исторический путь, — в Вавилоне. Интересно, что после рассказа о Вавилонской башне (Быт. 11) город Вавилон надолго исчезает из повествования. Он вообще нигде не упоминается вплоть до 4-й Книги Царств, где о нём говорится как о конечном пункте исторического пути Израиля. Вывод: круг замкнулся, Израиль начал свой путь из Вавилона и закончил его в Вавилоне. Цикл пройден, историческое время исчерпано. Все точки невозврата пройдены. Именно это и было предсказано: «За то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих... извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне видим» (Втор. 29:25—27, 28). Так был повторен сюжет истории Адама, Каина и других, но теперь уже в общенациональном масштабе: заповедь — преступление — наказание изгнанием в Вавилон.