Преступление и наказание тогда




Израиль, этот крохотный народ, живущий на клочке земли на перекрёстке дорог Африки, Европы и Азии, дал человечеству совсем не крохотные величины; Тору, Десять Заповедей, Иисуса. Как бы кто ни относился к этим величинам, факт их глубокого влияния на жизнь всего человечества неопровержим.

Тора поведала миру о том, что есть только один Бог и что человек был сотворён по Его образу и подобию. Десять заповедей рассказали о том, как человеку сохранить своё лицо и не дать исчезнуть с него образу Божьему. Иисус же пришёл для того, чтобы от «а» до «я» исполнить Тору и расширить её смысл. Для этого Он каждую из Десяти Заповедей облёк в любовь как наиболее полное откровение Божественной воли. Его смерть стала самым сильным доказательством любви к Богу и человеку. Но это было потом, а тогда, на заре формирования новой нации, Божественная воля открывалась в «десяти словах» (Декалог) и вытекающих из них принципов духовно-нравственной и социальной жизни.

Один из ведущих исследователей Ветхого Завета Давид Фридман в своей книге «Девять заповедей» (2000 г.) обратил внимание на скрытую закономерность, которая просматривается уже с первых страниц Книги Бытие и вплоть до последних глав Четвертой Книги Царств. Речь идёт о чередовании преступления и наказания. Смысл данной закономерности таков: закон — преступление — наказание/изгнание. Другими словами, за преступлением всегда следует наказание, и это так же неотвратимо, как чередование дня и ночи.

Адаму и Еве было дано одно несложное правило жизни - запрет на вкушение плодов от дерева познания добра и зла. Они были предупреждены о последствиях, связанных с его нарушением, и всё же они ослушались Бога. Наказание последовало незамедлительно: изгнание из Эдемского сада. И Каину было дано одно несложное правило — господствовать над грехом, который вот-вот готов был переступить порог его совести. Он был предупреждён о последствиях нарушения этой заповеди, и всё же он ослушался и совершил первое в истории братоубийство. Наказание последовало незамедлительно: изгнание.

Эти два коротких рассказа предвосхищают третий рассказ — большой, развёрнутый, многоплановый рассказ, заканчивающийся такой же развязкой, что и два предыдущих. Третий рассказ — это история израильской нации. Сюжет рассказа более, чем прост: закон — преступление — наказание изгнанием. Действительно, судьба исторического Израиля разворачивалась по нисходящей спирали, пока нация не достигла самого дна исторической воронки и не оказалась в Вавилоне. Каждый новый виток этой спирали был связан с очередной заповедью Декалога, кроме десятой: «Не пожелай». В Ветхом Завете вы не найдёте примера наказания за нарушение десятой заповеди, потому что невозможно наказывать за беззаконные мысли, пока они не реализуются в беззаконных действиях. К тому же ни о какой другой заповеди Декалога, кроме десятой, нельзя сказать, что она лежит в основе нарушения остальных девяти заповедей.

Итак, похоже, что Сам Бог придерживался этого «принципа десяти» и вершил по нему Своё правосудие. На Египет Он навёл десять казней. Это были десять шансов решить вопрос по-мирному. Но фараон предпочёл другой путь, который привёл египтян к национальной катастрофе. Десять шансов были даны и евреям, которые с триумфом вышли из Египта: «Все, кто видел славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Чис. 14:22, 23). Бог вёл счёт беззакониям Своего народа. Теперь они достигли предела — десять. Как фараону были даны десять шансов на то, чтобы одуматься и отпустить израильтян, целому поколению евреев тоже были даны десять шансов, чтобы научиться повиноваться Богу. И как и первом случае нацию постигло наказание, причём это была смерть, которая постучалась в каждый дом, так и во втором случае смерть настигла всех, кто был двадцати лет и старше. Целое поколение, за исключением считаных единиц, сложило свои кости в пустыне, так и не увидев «земли обетованной. Жестока правда, да неопровержима: горбатого исправит могила, а упрямого — дубина.

Здесь возникает интригующий вопрос: а как же сложилась судьба тех, кто был младше двадцати лет? Как сложилась судьба их детей, внуков и правнуков?

Говорят, что беда не приходит одна. Это верно и по отношению к беззаконию. Его природа такова, что одно беззаконие зачинает другое, второе тянет за собой третье и т. д. И чем дальше это заходит, тем труднее путь назад, к праведности и невинности. Когда точек невозврата становится слишком много, когда истлевает нравственная ткань нации, она просто рвётся и рассыпается. И сколько пророки ни призывали израильских царей и народ одуматься и вернуться к жизни по Десяти Заповедям, ничего из этого не выходило: путь в пропасть так и не был повёрнут вспять. Предотвратить надвигающуюся катастрофу не удалось. Вот как это происходило.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: