ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ




В Республике Беларусь основным направлением го­сударственной политики в области охраны окружающей среды является осуществление прав граждан республики на благоприятную для жизнедеятельности среду обита­ния, прав будущих поколений на пользование природно­ресурсным потенциалом без снижения комфортности существования и права на компенсацию ущерба, нане­сенного здоровью или имуществу граждан в результате изменения качества окружающей среды. Документом, обеспечивающим права граждан на безопасную среду обитания, является Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 44, 45, 46, 55).

Основные направления государственной экологиче­ской политики определены законодательными актами, отражены в Национальном плане действий по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окру­жающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Национальной стратегии устойчивого социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020).


Основными принципами государственной политики в области охраны природы являются:

• государственная собственность на все виды природ­ных ресурсов, которая предусматривает возможность пе­редачи их в соответствии с существующим законодатель­ством в постоянное либо временное пользование отдель­ным юридическим и физическим лицам. Однако земля, как особый вид природных ресурсов, может находиться как в государственной, так и в частной собственности;

• охрана окружающей среды, объектов живой и не­живой природы на всей территории республики в сочета­нии с созданием системы особо охраняемых территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного оборота в природоохранных целях;

• законодательно обеспеченная, финансируемая из го­сударственного бюджета система государственного контро­ля за состоянием окружающей среды, охраной и исполь­зованием природных ресурсов, качеством продуктов пита­ния, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения с обязательным разделением по всем звеньям системы кон­трольных и природопользовательских функций;

• законодательно обеспеченная система государствен­ной экологической экспертизы проектируемых, строящих­ся и действующих хозяйственных объектов, подтверж­денная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее про­ведения;

• привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений; поддержка на государственном уровне общественных организаций и дви­жений, занимающихся проблемами охраны живой и не­живой природы, здоровья человека и качества окружаю­щей среды;


• экономический механизм обеспечения охраны окру­жающей среды;

• система мер уголовной и административной ответ­ственности за нарушение природоохранного законода­тельства при условии обязательного возмещения ущер­ба, нанесенного здоровью граждан или их имуществу за счет нарушителя;

• совершенствование законодательной базы, системы возмещения потерь виновными в загрязнении окружаю­щей среды на внутригосударственном и международном уровнях;

• участие в решении глобальных экологических про­блем.

Кроме того, широко практикуется разработка и реа­лизация программ и комплексных проектов по решению конкретных задач охраны окружающей среды (развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий катастрофы на ЧАЭС, про­граммы «Здоровье», «Энергосбережение», «Ресурсосбере­жение» и др.).

Большое значение для экологизации производства имеет внедрение системы стандартов ИСО серии 14 000 в области управления окружающей средой.

Одним из направлений государственной политики яв­ляется обеспечение населения информацией о состоянии природной среды и принимаемых соответствующими ми­нистерствами и ведомствами мерах по ее оздоровлению. Оперативная информация о состоянии природной среды обычно доводится до населения средствами массовой ин­формации, а также через ведомственные издания.

Государственная политика энергетической безопасно­сти страны определена «Основными направлениями энерге­тической политики Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и на период до 2015 г.».


Основными принципами государственной политики в сфере энергосбережения являются:

• осуществление государственного надзора за рацио­нальным использованием топливно-энергетических ре­сурсов;

• разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и ре­гиональных программ энергосбережения и их финанси­рование;

• приведение технических нормативных правовых ак­тов в области технического нормирования и стандартиза­ции в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;

• создание системы финансово-экономических меха­низмов, обеспечивающих экономическую заинтересован­ность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовле­чении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инве­стировании средств в энергосберегающие мероприятия;

• повышение уровня самообеспечения республики мест­ными топливно-энергетическими ресурсами;

• осуществление государственной экспертизы энерге­тической эффективности проектных решений;

• создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспе­чение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;

• реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

• информационное обеспечение деятельности по энер­госбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;

• обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

• создание иных экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энер­госбережения.

Концепция развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, утвержденная постанов­лением Совета Министров от 18.02.2010 № 225, опреде­ляет основные направления повышения эффективности теплоснабжения и формирования новых экономических отношений в этой сфере.

Важная роль в реализации энергосбережения отво­дится государственному регулированию потребления ТЭР путем создания законодательной и нормативной базы, а также экономических стимулов рационального их ис­пользования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: