В Республике Беларусь основным направлением государственной политики в области охраны окружающей среды является осуществление прав граждан республики на благоприятную для жизнедеятельности среду обитания, прав будущих поколений на пользование природноресурсным потенциалом без снижения комфортности существования и права на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу граждан в результате изменения качества окружающей среды. Документом, обеспечивающим права граждан на безопасную среду обитания, является Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 44, 45, 46, 55).
Основные направления государственной экологической политики определены законодательными актами, отражены в Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020).
Основными принципами государственной политики в области охраны природы являются:
• государственная собственность на все виды природных ресурсов, которая предусматривает возможность передачи их в соответствии с существующим законодательством в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Однако земля, как особый вид природных ресурсов, может находиться как в государственной, так и в частной собственности;
• охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного оборота в природоохранных целях;
|
• законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения с обязательным разделением по всем звеньям системы контрольных и природопользовательских функций;
• законодательно обеспеченная система государственной экологической экспертизы проектируемых, строящихся и действующих хозяйственных объектов, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;
• привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений; поддержка на государственном уровне общественных организаций и движений, занимающихся проблемами охраны живой и неживой природы, здоровья человека и качества окружающей среды;
• экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды;
• система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан или их имуществу за счет нарушителя;
• совершенствование законодательной базы, системы возмещения потерь виновными в загрязнении окружающей среды на внутригосударственном и международном уровнях;
• участие в решении глобальных экологических проблем.
|
Кроме того, широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению конкретных задач охраны окружающей среды (развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий катастрофы на ЧАЭС, программы «Здоровье», «Энергосбережение», «Ресурсосбережение» и др.).
Большое значение для экологизации производства имеет внедрение системы стандартов ИСО серии 14 000 в области управления окружающей средой.
Одним из направлений государственной политики является обеспечение населения информацией о состоянии природной среды и принимаемых соответствующими министерствами и ведомствами мерах по ее оздоровлению. Оперативная информация о состоянии природной среды обычно доводится до населения средствами массовой информации, а также через ведомственные издания.
Государственная политика энергетической безопасности страны определена «Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и на период до 2015 г.».
Основными принципами государственной политики в сфере энергосбережения являются:
• осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
• разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
• приведение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
|
• создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
• повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
• осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
• создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
• реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
• информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
• обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
• создание иных экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Концепция развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров от 18.02.2010 № 225, определяет основные направления повышения эффективности теплоснабжения и формирования новых экономических отношений в этой сфере.
Важная роль в реализации энергосбережения отводится государственному регулированию потребления ТЭР путем создания законодательной и нормативной базы, а также экономических стимулов рационального их использования.